Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ

«Игра есть потребность детского организма,

игра для детей - это учёба, труд и серьёзная

форма воспитания». 

Н. К. Крупская.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов ГОС ДО ПМР.

Педагогу необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:

• научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;

• тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды

• Непосредственное руководство играми детей.

Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, актуальным считается использование технологических карт для организации сюжетно-ролевых игр.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.

Технологическая карта может быть как для педагога. так и для детей.

Для педгога технологическая карта - это методическая разработка, включающая в себя цели, задачи, игровые темы, методы и приёмы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, а также взаимодействие с родителями и предварительная работа с воспитанниками.

Примерный алгоритм составления технологической карты

1. Определение темы.

2. Постановка цели.

3. Формулирование задач.

4. Определение этапов.

5. Примерный хронометраж этапов.

6. Наполнение содержанием, подбор материала.

Для детей - это схематическое изображение последовательности игровых действий, выбор игрового материала, развитие сюжета.

Структура технологической карты

- Название игры

- Шаг первый приглашение друзей.

- Шаг второй распределение ролей.

- Шаг третий выбор игровых предметов.

- Шаг четвертый - игра.

- Шаг пятый прибери игрушки.

Содержание технологических карт включает в себя четыре компонента метода комплексной поддержки самодеятельных игр (С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной):

  1. обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
  2. обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
  3. создание развивающей предметной среды;
  4. активизирующее общение взрослых с детьми.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.

Непосредственное участие родителей воспитанников (их представителей) в образовательной деятельности обязательное условие, поэтому в технологические карты можно включить в раздел «Взаимодействие педагога с родителями» по вопросам развития детской игры.

Направления взаимодействия педагогов ОДО с семьями воспитанников:

1. Изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда его среди родителей.

2. Повышение педагогической культура родителей.

3. Практическая помощь родителям в решении конкретных ситуаций воспитания и образования ребенка-дошкольника.

Таким образом, результат применения технологических карт следующий:

1. Технологическая карта предусматривает все элементы образовательной деятельности и подготовку к ней.

2. В технологическую карту включены все основные методы и приемы образовательной деятельности, входящие в систему обогащения жизненного и игрового опыта детей.

3. Педагог, используя технологические карты, может:

- полноценно планировать работу по развитию сюжетно-ролевых игр в течении года;

- корректировать процесс развития игровых навыков детей в соответствии с возрастом;

- обогащать предметно-развивающую среду в сюжетно-игровых зонах группы;

4. Применение технологических карт способствует:

- формированию у дошкольников навыков организации сюжетно-ролевой игры;

- формированию у дошкольников таких качеств, как инициативность и самостоятельность;

- развитию адекватной самооценки у дошкольников.

 

Литература

1. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.

2. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 251 с.

3. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева.- М.: Речь, Сфера, 2016. - 176 c.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом…

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом пахнуло» Программные задачи:Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для...

Читайте также

Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию

Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию Название уголка: «Весёлые кляксы». Название группы, возрастная категория детей: Группа раннего возраста №2 «Светлячки». Цель: формирование творческого потенциала...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...

Исследовательский проект «Мыльные пузыри»

Исследовательский проект «Мыльные пузыри»