Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ
«Игра есть потребность детского организма,
игра для детей - это учёба, труд и серьёзная
форма воспитания».
Н. К. Крупская.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов ГОС ДО ПМР.
Педагогу необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:
• научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;
• тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:
• Создание необходимой игровой среды
• Непосредственное руководство играми детей.
Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, актуальным считается использование технологических карт для организации сюжетно-ролевых игр.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.
Технологическая карта может быть как для педагога. так и для детей.
Для педгога технологическая карта - это методическая разработка, включающая в себя цели, задачи, игровые темы, методы и приёмы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, а также взаимодействие с родителями и предварительная работа с воспитанниками.
Примерный алгоритм составления технологической карты
1. Определение темы.
2. Постановка цели.
3. Формулирование задач.
4. Определение этапов.
5. Примерный хронометраж этапов.
6. Наполнение содержанием, подбор материала.
Для детей - это схематическое изображение последовательности игровых действий, выбор игрового материала, развитие сюжета.
Структура технологической карты
- Название игры
- Шаг первый – приглашение друзей.
- Шаг второй – распределение ролей.
- Шаг третий –выбор игровых предметов.
- Шаг четвертый - игра.
- Шаг пятый – прибери игрушки.
Содержание технологических карт включает в себя четыре компонента метода комплексной поддержки самодеятельных игр (С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной):
- обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
- обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
- создание развивающей предметной среды;
- активизирующее общение взрослых с детьми.
Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.
Непосредственное участие родителей воспитанников (их представителей) в образовательной деятельности обязательное условие, поэтому в технологические карты можно включить в раздел «Взаимодействие педагога с родителями» по вопросам развития детской игры.
Направления взаимодействия педагогов ОДО с семьями воспитанников:
1. Изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда его среди родителей.
2. Повышение педагогической культура родителей.
3. Практическая помощь родителям в решении конкретных ситуаций воспитания и образования ребенка-дошкольника.
Таким образом, результат применения технологических карт следующий:
1. Технологическая карта предусматривает все элементы образовательной деятельности и подготовку к ней.
2. В технологическую карту включены все основные методы и приемы образовательной деятельности, входящие в систему обогащения жизненного и игрового опыта детей.
3. Педагог, используя технологические карты, может:
- полноценно планировать работу по развитию сюжетно-ролевых игр в течении года;
- корректировать процесс развития игровых навыков детей в соответствии с возрастом;
- обогащать предметно-развивающую среду в сюжетно-игровых зонах группы;
4. Применение технологических карт способствует:
- формированию у дошкольников навыков организации сюжетно-ролевой игры;
- формированию у дошкольников таких качеств, как инициативность и самостоятельность;
- развитию адекватной самооценки у дошкольников.
Литература
1. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.
2. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 251 с.
3. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева.- М.: Речь, Сфера, 2016. - 176 c.
Читайте также |
---|
Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного…
Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка...
Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа
Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа НОД СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ В РЕЖИМЕ ДНЯ Индивидуальная д-ть РППС 22.11.21.понедельник. 9.00.-9.25. Развитие речи 12.00.-12.25. Физкультура по...
Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»
Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...