Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ

«Игра есть потребность детского организма,

игра для детей - это учёба, труд и серьёзная

форма воспитания». 

Н. К. Крупская.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов ГОС ДО ПМР.

Педагогу необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:

• научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;

• тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды

• Непосредственное руководство играми детей.

Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, актуальным считается использование технологических карт для организации сюжетно-ролевых игр.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.

Технологическая карта может быть как для педагога. так и для детей.

Для педгога технологическая карта - это методическая разработка, включающая в себя цели, задачи, игровые темы, методы и приёмы по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, а также взаимодействие с родителями и предварительная работа с воспитанниками.

Примерный алгоритм составления технологической карты

1. Определение темы.

2. Постановка цели.

3. Формулирование задач.

4. Определение этапов.

5. Примерный хронометраж этапов.

6. Наполнение содержанием, подбор материала.

Для детей - это схематическое изображение последовательности игровых действий, выбор игрового материала, развитие сюжета.

Структура технологической карты

- Название игры

- Шаг первый приглашение друзей.

- Шаг второй распределение ролей.

- Шаг третий выбор игровых предметов.

- Шаг четвертый - игра.

- Шаг пятый прибери игрушки.

Содержание технологических карт включает в себя четыре компонента метода комплексной поддержки самодеятельных игр (С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной):

  1. обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
  2. обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
  3. создание развивающей предметной среды;
  4. активизирующее общение взрослых с детьми.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.

Непосредственное участие родителей воспитанников (их представителей) в образовательной деятельности обязательное условие, поэтому в технологические карты можно включить в раздел «Взаимодействие педагога с родителями» по вопросам развития детской игры.

Направления взаимодействия педагогов ОДО с семьями воспитанников:

1. Изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда его среди родителей.

2. Повышение педагогической культура родителей.

3. Практическая помощь родителям в решении конкретных ситуаций воспитания и образования ребенка-дошкольника.

Таким образом, результат применения технологических карт следующий:

1. Технологическая карта предусматривает все элементы образовательной деятельности и подготовку к ней.

2. В технологическую карту включены все основные методы и приемы образовательной деятельности, входящие в систему обогащения жизненного и игрового опыта детей.

3. Педагог, используя технологические карты, может:

- полноценно планировать работу по развитию сюжетно-ролевых игр в течении года;

- корректировать процесс развития игровых навыков детей в соответствии с возрастом;

- обогащать предметно-развивающую среду в сюжетно-игровых зонах группы;

4. Применение технологических карт способствует:

- формированию у дошкольников навыков организации сюжетно-ролевой игры;

- формированию у дошкольников таких качеств, как инициативность и самостоятельность;

- развитию адекватной самооценки у дошкольников.

 

Литература

1. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.

2. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 251 с.

3. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева.- М.: Речь, Сфера, 2016. - 176 c.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного…

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка...

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа НОД СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ В РЕЖИМЕ ДНЯ Индивидуальная д-ть РППС 22.11.21.понедельник. 9.00.-9.25. Развитие речи 12.00.-12.25. Физкультура по...

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...