Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме, мы поставили целью исследования – физического развития детей 7 года жизни с учетом типа телосложения. Для этого была подобрана группы детей 7-го года жизни по 25 человек.

Для реализации цели исследования экспериментальная работа предполагала решение задач:

- подобрать критерии и показатели для определения уровня физического развития детей 7 года жизни;

- подобрать тестовый материал для осуществления диагностики, в соответствии с критериями и показателями:

- определить уровень развития физического развития детей 7 года жизни с учетом типа телосложения, дать им характеристику.

С целью выявления физического развития у детей 7 года жизни было проведено диагностирование. Критерии и показатели оценивания уровня физического развития детей 7 года жизни дошкольного были нами определены, исходя из анализа задач программ дошкольного образования,

Исходя из анализа задач программ ДОУ по физическому развитию у дошкольников 7 года жизни, определим критерии и показатели изучения уровней развития физических качеств: силы, гибкости, быстроты выносливости. И данные антропометрии: рост, вес, окружность грудной клетки.

Охарактеризуем показатели по каждому из выделенных критериев, согласно задач программ дошкольного образования:

Развитие физических качеств включает в себя показатели:

- прыжок в длину;

- вис на согнутых руках;

- гибкость позвоночного столба;

- бег на 30 метров;

- бег на 150 метров.

Антропометрия включает в себя показатели:

- рост;

- вес;

- окружность грудной клетки.

Отобразим критерии, показатели и диагностические задания в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Критерии, показатели развития физических качеств детей 7- го года жизни

Таблица 2.1- Критерии, показатели физического развития детей 7 г.ж.

№ п/п Критерии Показатели Формы и методы диагностики
1. Антропометрия - рост;
- вес;
- окружность грудной клетки
Измерение по схемам В.Г. Штефко и А.Д. Островским
2
2.
Развитие физических качеств - сила;
- гибкость,
- быстрота;
- выносливость.
Тесты:
- прыжок в длину;
- вис на согнутых руках;
- гибкость позвоночного столба;
- бег на 30 метров;
- бег на 150 метров.

Уровневые показатели антропометрические данные детей 7 г.ж.

Пол Уровневые показатели (рост, см)
  высокий средний низкий
Мальчики 111,0-113,6 116,8-125,0 111,0-113,6
Девочки 111,1-113,6 116,9-124,8 128,0-131,3
Уровневые показатели (вес, кг)
ММальчики 28,0-30,8 21,0-25,4 18,0-19,5
Девочки 17,9-19,4 20,6-25,3 28,3-31,6
Уровневые показатели (окружность грудной клетки, см)
Мальчики 56,2 59,8 65,1
Девочки 54,6 58,4 63,8

Диагностика физического развития детей 7 г.ж. осуществлялось при помощи методик, основанных на разработках таких ученых как:

- Ю.В. Давыдова;

- М.Д. Жидкова.

Тест № 1 Антропометрия

Алгоритм проведения антропометрии у детей старшего возраста.

Цель: Для оценки гармоничности развития ребёнка старшего возраста

Оснащение: Весы медицинские, ростомер, см. лента, 0,5% раствор хлорамина

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Предупредить ребенка.

1.2. Исследование провести натощак.

1.З. Предварительно опорожнить мочевой пузырь, освободить кишечник.

1.4. Раздеть до нижнего белья.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Измерение массы:

- отрегулировать весы;

- закрыть затворку;

- поставить ребенка на середину площадки весов;

- открыть затвор;

- передвигал гири определить массу;

- закрыть затвор,

- спустить ребенка,

- одеть

2. Измерение роста:

- раздеть ребенка;

- поставить, касаясь ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком,

- опустить планшетку к голове,

- по шкале определить рост,

- обуть ребенка.

3. Измерение окружности груди

- спереди ленту положить на уровне сосков; груди:

- сзади - на уровне нижних лопаток;

- опустить руки;

- определить по ленте величину.

 Тест № 2 Развитие физических качеств

Прыжок в длину проводится в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека – первый объясняет задание, следит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «прыжок», второй замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой ленты). Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Делаются 2 попытки, засчитывается лучшая из них.

Вис на согнутых руках (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате или мягком грунтовом покрытии (можно использовать яму с песком). Участникам дается 2 попытки. В зачет идет лучший результат.

Гибкость позвоночного столба определяется по степени наклона туловища впередИспытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).

Бег на 30 метров (для оценки быстроты и скорости движений). На прямой ровной дорожке длиной не менее 40 м обозначают линию старта и через 30 м линию финиша. За линией финиша на расстоянии 5-6 м ставят яркий флажок или другой ориентир. Участникам дается задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Рекомендуется проводить забеги парами. Преподаватель с секундомером становится сбоку на линии финиша, его помошник с флажком — у стартовой линии и помогает преподавателю в организации забегов. По команде помошника «На старт!» участники подходят к черте и встают лицом по направлению бега, отставив одну ногу назад. По команде «Внимание!» помошник поднимает флажок вверх, участники при этом слегка сгибают обе ноги и наклоняют туловище чуть вперед. По команде «Марш!» помошник резко опускает флажок вниз, а преподаватель включает секундомер. Участники бегут в полную силу до ориентира. Секундомер выключается в момент пересечения груди участников линии финиша. Точность измерения — до 0,1 сек. Преподаватель может пользоваться двумя секундомерами. С детьми в ДОУ для поддержания требуемого темпа может бежать методист или воспитатель. Участникам дается 1 попытка.

Бег на 150 метров. Тест проводится с небольшой подгруппой (5 — 7 человек), сформированной с учетом уровня двигательной активности детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей. Заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и разметить ее — отметить линию старта и половину дистанции. Дорожка может проходить вокруг дошкольного учреждения. Дети подходят к линии старта. Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Воспитатель по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1—2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Уровень физического развития детей 7 года жизни

Уровень физического развития детей 7 года жизни определялся нами посредством проведения описанных выше тестов, исходя из выдвинутых критериев.

С целью диагностики были выявлены следующие уровни физического развития у детей 7 года жизи, которые приведены в таблице.

Развитие физических качеств

Тесты:

- прыжок в длину (тест № 1);

- вис на согнутых руках (тест № 2);

- гибкость позвоночного столба (тест №3);

- бег на 30 метров (тест № 4);

- бег на 150 метров (тест № 5).

Исследование проводилось по группам, во всех тестах предлагались по три попытки и фиксировались результаты. Данные заносились в протокол. После обследования показатели каждого ребенка анализировались и сопоставлялись с нормативными данными.

По проведенным тестамгруппы № 1можно сделать следующие выводы по каждому критерию:

- успешней всего дети справились с методом № 3 гибкость позвоночного столба. Высокий уровень показали 4 человека (12,3 %), средний уровень - 11 человек (37,5 %), низкий уровень – 12 человек (50,2 %);

- № 1 прыжок в длину метод показал следующие результаты: высокий уровень показали 4 человека (12,3 %), средний уровень - 8 человек (29,2 %), низкий уровень – 14 человек (58,5 %);

- метод № 2 вис на согнутых руках, оказался самым сложным для детей, высокий уровень показали 3 (9,3%)человека, средний уровень - 11 человек (37,5%), низкий уровень – 13 человек (53,2, %);

- метод № 4 бег на 30 метров, показал следующие результаты: высокий уровень показали 3 (9,3%) человека, средний уровень - 11 человек (37,5%), низкий уровень – 13 человек (53,2, %);

- метод № 5 бег на 150 метров, показал следующие результаты: высокий уровень показали 3 (9,3%) человека, средний уровень - 11 человек (37,5%), низкий уровень – 13 человек (53,2, %)

По группе № 2 можно сделать следующие выводы по каждому критерию:

- самым успешным методом оказался № 3 гибкость позвоночного столба. Высокий уровень показали 5 человек (12,8 %), средний уровень - 10 человек (36,8 %), низкий уровень – 12 человек (50,4 %);

- метод № 2 вис на согнутых руках показал следующие результаты: высокий уровень показали 3 человека (11,3 %), средний уровень - 10 человек (31,2 %), низкий уровень – 14 человек (57,5 %);

- метод № 1 прыжок в длину, высокий уровень показали 5 человек (12,8 %), средний уровень -12 человек (50,4 %), низкий уровень – 10 человек (36,8 %) .

- метод № 4 бег на 30 метров, показал следующие результаты: высокий уровень показали 3 (9,3%) человека, средний уровень - 11 человек (37,5%), низкий уровень – 13 человек (53,2, %);

- метод № 5 бег на 150 метров, показал следующие результаты: высокий уровень показали 3 (9,3%) человека, средний уровень - 11 человек (37,5%), низкий уровень – 13 человек (53,2, %)

На основании вышеизложенных критериев и показателей, были выявлены следующие показатели физического развития у детей 7 года жизни, которые приведены в таблице 3

Таблица 3

Сводные результаты исследования физического развития

группы №1 и группы №2

Уровни Группа №1 Группа №2
% %
Высокий 11 18,5
Средний 41 44,5
Низкий 48 37

Таблица 2.8 - Сводные результаты исследования уровня физического развития у детей 7 г.ж. группы №1 и группы №2

Уровни Группа №1
экспериментальная
Группа №2
контрольная
% %
Высокий 0% 0%
Средний 47,6% 57,1%
Низкий 52,4% 42,9%

Анализ данных констатирующего этапа эксперимента показал, что у детей 7 года жизни, наиболее выражены следующие показатели: группа №1 - 48% - низкий уровень, группа №2 –44,5 – средний уровень. А наименее выражен – высокий уровень: группа №1 - 11%, группа №2 – 18,5%. Это говорит о недостаточном уровне развития ловкости.

В ходе исследования было выяснено, что наиболее сложным для детей при исследовании оказался метод № 2 вис на согнутых руках. Лучше получилось с методом № 3 гибкость позвоночного столба.

Антропометрия детей 7 года жизни определялась нами посредством проведения описанных выше тестов, исходя из выдвинутых критериев.

С целью диагностики были выявлены следующие уровни антропометрии у детей 7 года жизи, которые приведены в таблице.

Антропометрия включает в себя показатели:

- рост (тест № 1);

- вес (тест № 2);

- окружность грудной клетки (тест № 3).

Норма антропометрических данных для мальчиков 6,5 - 7 года жизни:

Возраст Рост мальчика
ниже нормы низкий нижняя граница нормы норма Вверхняя граница нормы высокий выше нормы
6,5 лет 103,6 – 108,7 108,78 – 113,8 113,8 118,9 124 124,0 – 129,1 129,1 – 134,2
7 лет 105,9 – 111,2 111,2 – 116,4 116,4 121,7 127 127,0 – 132,3 132,3 – 137,6
Вес мальчика
6,5 лет 14,9 – 16,8 16,8 – 19,0 19 21,7 24,9 24,9 – 28,9 28,9 – 33,7
7 лет 15,7 – 17,7 17,7 – 20,0 20 22,9 26,4 26,4 - 30,7 30,7 – 36,1

Норма антропометрических данных для девочек 6,5 - 7 года жизни:

Возраст Рост девочек
ниже нормы низкий нижняя граница нормы норма Вверхняя граница нормы высокий выше нормы
6,5 лет 102,1 – 107,4 107,4 – 112,7 112,7 118 123,3 123,3 – 128,6 128,6 – 133,9
7 лет 104,4 – 109,9 109,9 – 115,3 115,3 120,8 126,3 126,3 – 131,7 131,7 – 137,2
Вес девочек
6,5 лет 14,1 – 16,0 16,0 – 18,3 18,3 21,2 24,9 24,9 – 29,6 29,6 – 35,8
7 лет 14,8 – 16,8 16,8 – 19,3 19,3 22,4 26,3 26,3 – 31,4 31,4 – 38,1

Полученные данные можно представить в виде таблицы № 4

Таблица № 4 сводных показателей констатирующего этапа эксперимента

по типам конституции детей 7 г.ж.

Типы телосложения Группа №1
экспериментальная
Группа №2
контрольная
% %
Астеноидный 15% 9%
Торакольный 41% 48%
Мышечный 16% 28%
Дегистивный 28% 15%

Экспериментальное исследование, направленное на изучение физического уровня развития детей 7 года жизни позволило определить критерии и показатели для диагностики, отобрать тестовые задания, провести и описать полученные результаты. На основании проделанной работы сделаем выводы:

1. В качестве критериев и показателей нами были выбраны, исходя из анализа задач программ дошкольного образования, следующие: развитие физических качеств - прыжок в длину, вис на согнутых руках, гибкость позвоночного столба, бег на 30 метров, бег на 150 метров; антропометрия – рост, вес, окружность грудной клетки.

2. По результатам исследования было определено, что уровень физического развития у детей исследуемых нами групп развит недостаточно, большинство детей показали средние и низкие результаты, при выполнении заданий. При выполнении задания вис на согнутых руках на большинство детей детий не спровлялись с поставленной задачей. В процессе тестирования прыжок в длину дети делали большое количество ошибок, не могли правильно отталкуться и приземлиться. Полученные результаты говорят о необходимости организации индивидуально-дифференцированного подхода по развитию физических качеств дошкольников.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Музыкальная игра-сказка

Музыкальная игра-сказка Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование...

Читайте также

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Контрольная работа по разделу«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»Тема: №11 «Среда как фактор психического развития» Направление 440301.63 – Педагогическое образование...

Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие»

Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей по теме «Космос». Задачи: - расширять и закреплять...