Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В дошкольном образовании одним из приоритетных направлений является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития их способностей и творческого потенциала [2, п.1.6., пп. 4].

Практика показывает, что такими взаимодополняющими условиями являются:

  • эмоционально комфортная для ребёнка обстановка;
  • развивающая предметно-пространственная среда, способствующая физической, познавательной и творческой активности дошкольника;
  • организация самостоятельной, совместной и коллективной деятельности ребёнка, способствующая развитию имеющихся способностей, а также приобретение новых знаний, умений и навыков в соответствующих направлениях.

В целях выявления и развития одаренности детей, осуществляется развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний [1, п.3, пп. «д»], которые направлены на определение уровня подготовки детей в том или ином виде деятельности. Детские конкурсы для дошкольников организуются на разных уровнях: от внутригрупповых – до международных. И на каждом уровне определяются кандидаты в победители, проявившие свои способности лучше других участников. В результате, ребенок-победитель получает поощрение, общественное признание и возможность проявить свои способности на более высоком уровне.

В то же время, разные направления и тематики конкурсных мероприятий дают и другие преимущества для образовательного процесса:

  • формируют интересы в разных видах детской деятельности, позволяют расширять кругозор, развивать когнитивные способности и мастерство участников; учат презентовать свои идеи, способности, достижения, производить рефлексию, выбирать и развивать дальнейшую деятельность;
  • способствуют обогащению предметно-пространственной среды, в процессе подготовки приобретаются или создаются необходимые для участия материалы;
  • создают внешнюю мотивацию к деятельности, способствуют мобилизации усилий участников, приобретению уверенности в своих силах, тренируют силу воли участников; учат взаимоотношению с победителями и другими участниками мероприятия, принимать признание и рекомендации.

Разнообразие форм конкурсных мероприятий (конкурс детских работ, конкурс юных исполнителей, смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, выставка-конкурс, конкурс мастерства, соревнование) позволяет реализовать подготовку участников с применением разнообразных методик и педагогических технологий. Например, с помощью технологии проектов можно подготовить продукт, который станет конкурсной работой.

Всё это позволяет использовать принципы конкурсных мероприятий и состязаний – в развитии и организации творческой, познавательной и физической активности не только одарённых детей, но и каждого дошкольника.

У каждого ребенка есть свои интересы, склонности; каждому ребёнку важно развиваться, учиться самовыражению, ценить свои способности и уважать других; каждому необходима ситуация успеха, повышение самооценки, уверенность в своих силах.

Важно отметить, что при участии дошкольника в мероприятиях соревновательного типа возлагается большая ответственность на педагога, координирующего подготовку данного участника. Участие дошкольника в конкурсном мероприятии организуется так, чтобы сохранились благоприятные условия развития ребёнка.

Необходимо оценить готовность дошкольника к презентации своих способностей, выбрать интересное для него направление конкурса, формат, который будут эмоционально комфортен для него (например, публичные выступления или заочное участие). На протяжении всего процесса подготовки дошкольника к конкурсу и непосредственно самой презентации – поддерживать его мотивацию и веру в свои силы, предоставляя допустимую условиями конкурса помощь. После озвучивания итогов конкурса необходимо помочь ему произвести рефлексию и адекватное восприятие результатов, а также предложить ему дальнейшую деятельность в том или ином направлении.

Таким образом, организация детской деятельности в рамках конкурсов, соответствующих возрасту, представляют собой универсальный инструмент развития личности дошкольника, его социально допустимых склонностей и способностей.

Известно, что при выявлении индивидуальных творческих, познавательных, физических способностей необходимо не только их дальнейшее развитие, но и формирование способности использовать их. Поэтому можно утверждать, что детские конкурсные мероприятия и состязания являются и предпосылкой к развитию личностного потенциала ребенка, которое формирует его будущее.

Использованные источники:

  1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827)
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  3. Инновационные технологии творческого развития воспитанников И66 ДОО: Методические рекомендации// Авт.-сост. Зимина Ю.Н. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 38 с. URL: https://iro51.ru/images/upload/2020/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%94%D0%9E/2020-%D0%9C%D0%A0-%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D0%94%D0%9E.pdf (дата обращения: 16.01.2022)
  4. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал – зачем, что и как? URL: https://iro86.ru/images/documents/UMO/Leontiev_LP.pdf (дата обращения 22.01.2022)
  5. Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий URL: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Rovesnik/pedagog/DocLib1/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2.aspx (дата обращения: 15.01.2022).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками» «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную…

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню Когда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую...

Читайте также

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками» «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...