Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ

«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка».

К. Д. Ушинский.

Игры с песком — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста, с помощью которой ребенок сможет создать картину мира, поставить преграду на пути жестокости, даст ощущение красоты природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла. Песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать состояние ребенка.

Первые взаимодействия детей друг с другом происходят в песочнице. Главная цель песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.

В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Адресованы они, прежде всего дошкольникам и детям, имеющим проблемы развития.

В качестве песочной терапии я использую следующее оборудование:

1. Световой стол для рисования на сухом песке.

2. Песочница для построения песочных картин из кинетического песка.

3. Чистый, просеянный песок.

4. Кинетический песок.

5. «Коллекция» миниатюрных фигурок.

Для усиления воздействия в процессе игр использую музыкальное сопровождение, например: «Звуки природы», «Пение птиц» и др.

Песочная терапия особенно эффективна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания:

  • дети с заниженной самооценкой, тревожные и застенчивые;
  • дети гиперактивные;
  • дети, у которых имеется страх;
  • агрессивные дети;
  • дети, пережившие психическую травму.

К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Преимущество песочной терапии выражаются в томчто она:

• способствует процессу индивидуализации;

• снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, обостряет восприятие;

• развивает воображение.

Приемы, используемые мной на занятиях:

«Поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т. д.).

«Пройтись» ладошками, оставляя свои следы.

- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.).

«Пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки.

В своей работе я использую песочную терапию как в индивидуальной форме, так и подгрупповой. Индивидуально ребенок открывается и начинает фантазировать, может даже персонажа представить, как себя и дальше продолжать в форме игры показывать свой страх.

Негативные эмоции, конфликты и страхи находят своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе создания песочных картин все негативные проблемы ослабевают и исчезают - уходят в песок.

Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

1



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?»

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?» Цель игры: развитие наблюдательности, усиление внимания и памяти детей, а также знакомство с домашними животными...

Читайте также

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах…

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной...

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цель:  систематизировать и закрепить математические знания и умения...