Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ
«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка».
К. Д. Ушинский.
Игры с песком — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста, с помощью которой ребенок сможет создать картину мира, поставить преграду на пути жестокости, даст ощущение красоты природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла. Песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать состояние ребенка.
Первые взаимодействия детей друг с другом происходят в песочнице. Главная цель песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.
В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Адресованы они, прежде всего дошкольникам и детям, имеющим проблемы развития.
В качестве песочной терапии я использую следующее оборудование:
1. Световой стол для рисования на сухом песке.
2. Песочница для построения песочных картин из кинетического песка.
3. Чистый, просеянный песок.
4. Кинетический песок.
5. «Коллекция» миниатюрных фигурок.
Для усиления воздействия в процессе игр использую музыкальное сопровождение, например: «Звуки природы», «Пение птиц» и др.
Песочная терапия особенно эффективна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания:
- дети с заниженной самооценкой, тревожные и застенчивые;
- дети гиперактивные;
- дети, у которых имеется страх;
- агрессивные дети;
- дети, пережившие психическую травму.
К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Преимущество песочной терапии выражаются в том, что она:
• способствует процессу индивидуализации;
• снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, обостряет восприятие;
• развивает воображение.
Приемы, используемые мной на занятиях:
- «Поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т. д.).
- «Пройтись» ладошками, оставляя свои следы.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.).
- «Пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки.
В своей работе я использую песочную терапию как в индивидуальной форме, так и подгрупповой. Индивидуально ребенок открывается и начинает фантазировать, может даже персонажа представить, как себя и дальше продолжать в форме игры показывать свой страх.
Негативные эмоции, конфликты и страхи находят своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе создания песочных картин все негативные проблемы ослабевают и исчезают - уходят в песок.
Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».
Читайте также |
---|
Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»
Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...
Развивающая игра на липучках «Чей малыш?»
Развивающая игра на липучках «Чей малыш?» Цель игры: развитие наблюдательности, усиление внимания и памяти детей, а также знакомство с домашними животными...