Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной. Это является следствием активного антропогенного воздействия на экологию и естественные природные процессы. Таким образом, необходимо зарождение основ экологической культуры в каждом человеке, так как даже самые передовые разработки в области энергоэффективности и природоохраны или государственные ограничения могут быть неэффективны, если не изменить отношение людей к природе и ее ресурсам.
Н.М. Мамедов и Л.Н. Коган определяли экологическую культуру как меру и способ соединения человека с природой посредством познания, преобразования и регулирования общественной деятельности.
Э.В. Гирусов и Л.П. Саплеева называли экологической культурой воспитание эмоционально-эстетической культуры, проявляющейся в заинтересованности к природе, флоре и фауне, самому себе.
Исследователь С.Н. Николаева в основном исследовала проблематику экологической культуры детей, поэтому под экологической культурой она понимала становление у детей сознательного отношения к природе и природным компонентам, что в свою очередь понималось как совокупность правильных знаний и проявлений активностей ребенка по отношению к природе.
Таким образом, целью экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ осознанно-правильного отношения к природе и ее разнообразию, формировании понимания детей о взаимосвязанности природных компонентов, осознание детьми себя как части природы, приобщение к ценностям жизни и сохранении здоровья.
При этом именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для первичного развития экологической культуры, так как, по мнению педагогов и психологов, детство является особым возрастным периодом, когда формируются основы мировоззрения, отношения к себе, окружающим и природе. Формирование экологической культуры у детей сложный и длительный процесс, в котором самое главное дать понять ребенку, что в природе все взаимосвязано.
На данный момент одним из основных условий для правильной реализации системы экологического воспитания в любом дошкольном образовательном учреждении является организация развивающей предметной среды. О важности организации и экологизации развивающей природной среды говорили многие исследователи этого вопроса, к примеру, Е.И. Тихеева утвержадала, что в любом детском саду необходимо размещать садик, дворик или теплицу для совместного с детьми выращивания цветов и овощей.
Развивающая предметная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их.
Помимо создания развивающей предметной среды также необходимо включение детей в природоохранную деятельность, то есть виды деятельности, направленные на бережное взаимодействие с природой через организацию различных методов и форм деятельности дошкольников.
Основными формами и методами деятельности в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста можно назвать:
- словесно-литературные методы (проведение бесед и чтений на тему природоведения);
- детские игры, например, «Что было бы, если из леса исчезли...», «Что в корзинку мы берем», «Прилетели птицы» и многие другие;
- наблюдение за природой;
- элементарная поисковая деятельность в условиях развивающей предметно-пространственной среды;
- моделирование, например, создание тематических аппликаций, моделей, рисунков и поделок.
Эти основные формы и методы деятельности помогают детям дошкольного возраста осознать себя как часть природы, при этом можно использовать эти формы и методы как по-отдельности, так и комбинируя, получая новые формы деятельности, например, проведение экологических занятий могут сочетать в себе словесно-литературный метод для получения новых знаний и игру для закрепления этих знаний. Поисковую деятельность можно удачно сочетать с моделированием, используя природные материалы для моделирования.
Подводя итог, можно утверждать, что проблематика экологического воспитания детей дошкольного возраста сейчас очень актуальна. По причине того, что экологическое воспитание чрезвычайно трудоемко и долгосрочно начинать прививать его основы необходимо именно в дошкольном возрасте. Такое начатое в дошкольном возрасте воспитание будет продолжаться на протяжении всей жизни человека и будет способствовать улучшению экологического состояния в Российской Федерации, а также позволит сформировать новый тип личности гражданина, ориентированного на бережное отношение к природе и ее ресурсам. Кроме того, важно отметить, что заниматься воспитание экологическо-ориентированной личности должны грамотные специалисты, знающие о необходимости формирования вокруг детей развивающей предметно-пространственной среды, а также о необходимости вовлечения детей в природоохранную деятельность.
Список литературы
- Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 10.
- Кадырова, Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991. - С. 131 -132.
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
- Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов - будущих педагогов // Таврический научный обозреватель Ялта / 2016. № 1-3 (6). С. 24-28.
Читайте также |
---|
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки» Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...
Проект «Наш календарь природы»
Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...