Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, Р. Сарасон и др.). Ряд исследователей вместе анализируют данный феномен и предлагают более глубокий анализ тревожности как личностного свойства (Ч. Спилбергер, К. Роджерс). Источники тревожности изучены в работах Д.В. Аткинсон, О. Ранк. Уровни и механизмы тревожности описаны в работах К. Мэй. Роль тревожности в мотивации личности изучена в работах О.В. Дашкевич, А.М. Прихожан). Возрастные особенности тревожности исследованы в работах Л.Н. Захаровой.

Наряду с таким акцентированием внимания исследователей на проблеме тревожности в психологической науке остается множество неразработанных и дискуссионных вопросов. Неразработанность и неопределенность в первую очередь относится к самому понятию тревожности.

Многозначность в понимании тревожности связана с различием научной методологии разных направлений психологии.

Впервые понятие тревожности было введено С. Кьекергором. Он считал тревожность основным фактором, определяющим историю человеческой жизни, принимая ее за неопределенный безотчетный страх-тоску. В динамически ориентированной бихевириальной психологии, а также психологии исследования эмоционально-волевых состояний предпочитают говорить о «тревоге». При этом ее объясняют в двух значениях: как психическую реакцию и как психическое состояние.

С.А. Озерова определяет тревожность как эмоциональное состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагоприятного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности: ожидания негативной оценки или агрессивной реакции, восприятия отрицательного отношения к себе. При этом оно часто обусловлено неосознаваемым источником опасности.

Понятие «тревожность» часто используется для описания эмоционального состояния, характеризующегося субъективными ощущениями напряжения, а также ожидания неблагополучного разворачивания событий.

В личностно ориентированной психологии фрейдизма, когнитивной психологиях используется преимущественно термин «тревожность». При этом она понимается как черта, свойств личности, характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них возникновением состояния тревоги, реакций последовательности когнитивных, аффективных и поведенческих.

Тревожность возникает не как результат анализа средств борьбы с угрожающей ситуацией, но уже при простом восприятии опасности.

Пусковым моментом для возникновения тревоги являются различные формы стрессоров, чаще социально-психологического характера. Если какой-либо раздражитель (который может быть как стрессовым, так и нейтральным) интерпретируется субъектом как опасный, возникает состояние тревоги, которое сопровождается неприятными переживаниями напряженности, озабоченности, выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Оно воспринимается индивидом болезненно и негативно. Когнитивные и поведенческие реакции направляются на снятие дискомфорта. Субъект выбирает способ поведения, облегчающий переживание тревоги. В качестве таких способов выступают либо механизмы психологической защиты, либо механизмы избегания.

Анализ представлений различных авторов о данном феномене позволяет определить состояние тревоги лишь как один из элементов общего процесса тревожности, характеризующегося следующими стадиями: стресс - восприятие угрозы - состояние тревоги – когнитивная переоценка - механизмы избегания.

Обратимся к анализу понятия, формулируемого различными авторами. Первый глубокий психологический анализ тревожности принадлежит З.Фрейду. В его работах дано системное описание тревожности как переживания, носящего глубинный, иррациональный характер.

Фрейд определяет тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. Обычно конфликт происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. З.Фрейд полагал, что переживание тревоги не имеет конкретного предмета. Его источником служит воображаемая угроза, поэтому величина реакции выше, чем того требуют объективные обстоятельства. Этим тревога отличается от страха, источником которого является реальная угроза, в связи с чем формируется адекватная по величине ответная реакция. Таким образом, мы видим попытку развести понятия «тревоги» и «страха» по наличию или отсутствию предмета переживаний.

Этой же точки зрения придерживаются Ч.Д. Спилбергер, Ф.Б. Березин, и ряд других исследователей. Р.Мэй рассматривает тревогу как первичную, более к элементарную, менее специфичную, беспредметную реакцию на угрозу.

В отечественной психологии сложилось неоднозначное понимание феномена тревожности.

В. В. Суворова определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. Исследователь относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

А. М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Тревога вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях.

А.В. Микляева, П.В. Румянцева выделяют разные виды тревожности: устойчивую тревожность в какой-либо сфере и общую, генерализованную тревожность, меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Выделяют также частные виды тревожности: школьную, арифметическую, межличностную, тестовую, компьютерную.

Критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.

Анализ теоретических исследований позволяет определить тревожность как особое эмоциональное состояние, проявляющееся в склонности к ожиданию неблагополучия, переживание, в основе которого лежит неудовлетворенность ведущих потребностей человека.

Таким образом, большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать состояние тревожности дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Тревожность представляет собой состояние психики ребенка, которое характеризуется беспокойством, неуверенностью, страхом по отношению к определенным вещам, событиям, людям. Специфика детской тревожности состоит в том, что зачастую родители или педагоги не всегда могут распознать у ребенка тревожно состояние, приписывая его детским капризам.

Между тем состояние тревожности у детей может проявляться несдержанностью в эмоциях, в нежелании расставаться с мамой, в страхе перед незнакомыми людьми, Ребенок пока еще не может отличить состояние тревоги от своих других желаний. Он может наотрез отказываться идти в детский сад, объяснять это своим желанием быть всегда с мамой. Но на самом деле ребенок испытывает чувство волнения перед сменой обстановки, перед чужими людьми.

Тревожный ребенок особенно эмоционален, он легко подвержен негативным эмоциям, впечатлителен. Таким детям не рекомендуется смотреть остросюжетные мультфильмы, особенно в которых есть пугающие существа.

Критику и замечания в свой адрес дети переносят особенно тяжело. Поэтому недопустимы грубые одергивания, крик в присутствии ребенка.

Причинами тревожности у детей выступают следующие факторы:

- излишняя тревожность родителей, мнительность, подверженность страхам;

- свойства человеческой психики, эмоциональность;

- недостаток родительского тепла, взаимопонимания, поддержки;

- конфликтные отношения в семье, скандалы;

- повышенная информатизация общества;

- недостаток двигательной активности;

- соматические заболевания, способствующие возникновению тревоги.

На появление тревожного состояния влияет и повышенная информатизация и компьтеризация общества. В некоторых семьях часами работает телевизор, и на маленького ребенка выливается поток негативной информации: войны, теракты, преступления. Все большее количество детей постоянно играют в компьютерные игры на мобильных устройствах, которые также провоцируют развитие стресса, нервозности. Вместо естественной и присущей ребенку двигательной активности, родители дают в руки планшет и усаживают его на диван. Недостаток движений влияет на развитие детской психики.

Психологическое состояние родителей, их спокойствие, уравновешенность значительно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Напротив, если родители чем-то подавлены, озабочены, испытывают тревогу, данное состояние передается и малышу. В последнее время в связи с распространением короновируной инфекции во многих семьях сложилась тревожная эмоциональная атмосфера. Дети вместе с родителями стали бояться выходить на улицу, общаться с другими детьми.

Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен (авторы теста на выявление детской тревожности) полагают, что как качество личности, тревожность проявляется в ситуациях неопределенности и обеспечивает безопасность ребенка. В тоже время излишняя тревожность является тормозом детской активности, ограничивает поведение детей, например, в играх. Чрезмерная тревожность приводит к тому, что ребенок стремится к избеганию неудач и не стремится к успеху. Все это отрицательно может сказаться на развитии ребенка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...

Читайте также

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В…

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда?Тема: «В мире русских народных сказок Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный...

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»