Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
1. Пояснительная записка
Проблема и ее актуальность.
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — это один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Это связано с тем, что труд педагога отличает:
- высокая эмоциональная загруженность,
- большая ответственность за жизнь и здоровье детей, за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков,
- необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении),
- лавинообразное увеличение документации,
- новые требования, зачастую неконкретные и расплывчатые, введение новых образовательных стандартов и др.
В 2010 году в России было проведено исследование, целью которого было выявление профессий, наиболее вредных для женского здоровья. Первое место заняла профессия стюардессы, второе — менеджеры, третье — педагоги. Повторное обследование в 2011 году показало, что по наличию стрессогенности и отрицательному влиянию на здоровье на первое место вышла профессия педагога. Есть данные о том, что из 7000 педагогов, работающих в общеобразовательных учебных заведениях, 30 % имеют риск возникновения сердечнососудистых заболеваний, 37 % страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Усугубляет ситуацию частая недооценка или недопонимание значимости труда среди коллег и администрации, ненормированный рабочий день, когда он не заканчивается после ухода со службы, а продолжается в виде написания конспектов дома перед экраном компьютера или просто в виде навязчивых мыслей о работе.
Эти и многие другие факторы провоцируют накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, возникновение невротических, вегето-сосудистых расстройств и психосоматических заболеваний.
Эти проявления лежат в основе психологического синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и зачастую оказывают разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога, отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности педагога, ухудшаются результаты его работы.
Таким образом, проблема выявления и борьбы с синдромом эмоционального выгорания является актуальной для всего педагогического сообщества. Эта проблема обусловлена противоречиями:
- между требованиями современной образовательной системы и возможностями психической адаптации педагогов;
- между необходимостью диагностики и коррекции СЭВ педагогов ДОУ и отсутствием адекватных методик и материалов.
Решению этих противоречий и посвящен данный проект.
Цель и задачи проекта.
Цель: выявление психологических особенностей возникновения и протекания СЭВ у педагогов нашего ДОУ и создание банка данных с материалами о способах коррекции СЭВ для проведения профилактической работы.
Объект: синдром эмоционального выгорания.
Предмет: динамика проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов МДОАУ № 37.
Задачи:
- осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных тематике СЭВ;
- на основе теоретического анализа выявить риски образовательной среды и их влияние на появление эмоционального выгорания у педагогов;
- подобрать диагностический инструментарий для определения уровня СЭВ;
- изучить уровень СЭВ у педагогов МДОАУ № 37;
- систематически осуществлять подборку материалов о способах коррекции СЭВ для банка данных и с его помощью проводить профилактическую работу;
- определить уровень успешности работы по коррекции СЭВ.
Научная новизна и практическая значимость проекта
- Подобран диагностический инструментарий для определения уровня СЭВ.
- Создан банк данных с материалами по коррекции эмоционального напряжения педагогов.
- Наработан опыт по использованию этого материал.
- Результаты работы могут быть использованы коллегами при исследовании параметров СЭВ у педагогов своего коллектива и для профилактической работы.
Основной риск при реализации данного проекта – отсутствие психолога в ДОУ.
Ожидаемый результат: стабильность показателей СЭВ.
Методы исследования: научный анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, констатирующий эксперимент, математико-статистическая обработка данных и интерпретация полученных результатов.
2. Описание проекта.
Возникновение замысла.
В 2010-11 учебном году коллектив нашего ДОУ переживал непростые времена: смена руководства, текучка кадров, некомфортная психологическая атмосфера. Эти обстоятельства заставили нас обратиться к вопросу эмоционального выгорания – как выработанного личностью механизма психологической защиты в ответ на стресс.
Безусловно, синдром выгорания является отрицательным процессом, но в нем есть и положительные моменты: он как боль, которая свидетельствует о наличии каких-либо проблем и побуждает к действиям, устраняющим причину боли и ее проявления. В процессе работы любой педагог может пережить стресс, и в этой связи, крайне важным становится умение адекватно реагировать на возникающие негативные эмоции. Высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания.
Конечно, было бы замечательно, если бы наши педагоги имели возможность обратиться с возникшими проблемами к специалисту психологу. Но поскольку такой возможности нет, эту функцию хотя бы частично должен взять на себя старший воспитатель, который отвечает за психологический климат в своем коллективе.
В связи с этим возник замысел данного проекта, и сформировалась гипотеза:
при систематической и правильно организованной профилактической работе возможна стабилизация симптоматики эмоционального выгорания педагогов.
Профилактика эмоционального выгорания подразумевает решение двух основных задач:
- снижение влияния факторов, способствующих развитию эмоционального сгорания (организационные факторы и коррекция личностных особенностей, способствующих возникновению СЭВ);
- развитие у педагогов ресурсов противодействия эмоциональному выгоранию (забота о собственном физическом и психическом состоянии, внимание к своим потребностям)
Этапы проекта.
Наш проект долгосрочный и его структура представлена в таблице № 1.
Таблица № 1
№№ п/п |
Этапы работы | Цель | Сроки реализации |
Подготовительный | Информирование педагогов и администрации о начале исследования, изучение литературы, подбор методик исследования, создание банка данных с материалами о способах коррекции СЭВ. | Сентябрь-ноябрь 2010 г. |
|
Диагностический | Определение исходного уровня СЭВ, создание банка данных с материалами о способах коррекции СЭВ. | Январь 2011 г. и далее октябрь каждого учебного года |
|
Практический | Создание банка данных с материалами о способах коррекции СЭВ и профилактическая работа. | Январь-апрель 2011 г. и далее в течение каждого учебного года |
|
Аналитический | Определение итогового уровня интересующих нас параметров | май 2011 г. и далее май каждого учебного года |
|
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2012 г. на городском МО старших воспитателей |
Уровень проработанности проекта.
Поскольку проект долгосрочный, то он реализуется одновременно на нескольких этапах:
- на диагностическом, т.к. каждый год вновь проводится мониторинг уровня СЭВ педагогов нашего ДОУ;
- на практическом, т.к. коррекционная работа проводится в течение каждого учебного года;
- на аналитическом, т.к. полученные результаты анализируются каждый год;
- на внедренческом, т.к. в 2012 г. наш проект был представлен в виде письменной работы на городском методическом объединении старших воспитателей.
- также постоянно пополняется банк данных с материалами по коррекции эмоционального напряжения.
В ходе реализации нашего проекта в течение трех лет мы получили следующие продукты:
- подборку теоретических материалов по проблеме СЭВ, позволяющих выделить риски образовательной среды и их влияние на появление эмоционального выгорания у педагогов;
- отработанный алгоритм диагностики СЭВ;
- банк данных с материалами о способах коррекции СЭВ.
Итак, синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Рассмотрим симптомы СЭВ.
Психофизические симптомы:
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (синдром хронической усталости);
- Ощущение эмоционального и физического истощения;
- Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- Резкая потеря или резкое увеличение веса;
- Полная или частичная бессонница;
- Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- Постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» и «я не справлюсь»;
- Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как не старайся, все равно ничего не получиться»).
Поведенческие симптомы:
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
- Человек меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
- Руководитель затрудняется в принятии решений;
- Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- Дистанцированность от сотрудников, администрации, детей, повышение неадекватной критичности;
- Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Существует несколько групп факторов, приводящих с СЭВ. Выделим некоторые из них.
Социально-демографические:
- возраст
- пол
- семейное положение
- опыт работы
- образовательный и квалификационный уровень
- социальное происхождение
- этническая и расовая принадлежность
Личностные:
- склонность к интроверсии;
- низкая социальная активность и адаптированность;
- направленность интересов на внутренний мир;
- низкая или излишне высокая эмпатия;
- авторитарность;
- агрессивность;
- подозрительность;
- нонконформизм;
- высокая тревожность;
- стыдливость;
- импульсивность;
- эмоциональная неустойчивость.
Профессионально-организационные:
- рабочие перегрузки или отсутствие нагрузки;
- сверхурочная работа;
- ограниченность времени;
- эмоционально насыщенное деловое общение;
- дефицит времени;
- длительность рабочего дня;
- содержание труда.
Какие же из них наиболее характерны для педагогической деятельности и относятся к рискам образовательной среды:
- эмоциональная напряженность педагогического труда (высокая насыщенность рабочего дня общением, большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов, определенная зависимость от партнеров общения: конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия)
- репродуктивное обучение, монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда;
- авторитарная позиция педагога (безапелляционность, консерватизм, закрытость, оценочность суждений, поучающая манера речи, категоричность);
- кадровый состав педагогических коллективов (педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, почти исключительно связанную со словесными формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на самих воспитательниц, так и на половую самоидентификацию детей);
- работа в условиях постоянных перемен и нововведений;
- высокая ответственность за результат деятельности;
- высокий уровень социальных ожиданий окружающих.
Подборка диагностического инструментария.
Существуют различные методики для определения уровня проявления эмоционального выгорания: «Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко; «Гиссенский опросник»; опросник "Профессиональное (эмоциональное) выгорание", разработанный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптированный Н. Водопьяновой, Е. Старченковой; "Методика на выявление личностной и ситуативной тревожности Ч.Спилберга-Ю.Л.Ханина".
Наиболее подходящей для нас мы сочли «Методику диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко. Она представляет собой личностный вопросник, состоящий из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. С подробным описанием всех фаз вы можете ознакомиться в приложении 1.
Технология процесса работы с материалами банка данных.
На практическом этапе мы начали работу по использованию материалов из банка данных для коррекции СЭВ, который создавался на протяжении всех предыдущих этапов и пополняется до сих пор. Для более компетентного подхода мы обращались за консультацией к психологу МОАУ СОШ № 15 Бережновой Н.С.
Профилактическая работа проводилась в виде:
- специальных групповых занятий, во время которых проходило обучение педагогов различным способам снятия эмоционального напряжения (приложение 5, 10-12);
- отдельных элементов на педсоветах и педчасах (приложения 13-15);
- самостоятельной работы педагогов с материалами банка данных по преодолению психологического напряжения (приложения 6-9);
- выставок предметов, созданных руками педагогов, имеющих различные увлечения (хобби – как способ снятия эмоционального напряжения);
- изготовление буклетов с интересной информацией (приложение 17);
- учета рекомендаций специалистов по созданию благоприятного психологического климата при реализации управленческих решений (приложение 16).
Ресурсы, необходимые для реализации проекта.
Кадровые:
- наличие своего психолога или сотрудничество с психологом другого образовательного учреждения.
Материально-технические:
- компьютер, принтер, интернет.
Финансовые:
- практически не требуются.
Психологические:
- осознание коллективом ДОУ важности данной проблемы и содействие получению реальной картины эмоционального выгорания;
Управленческие:
- взаимопонимание с руководителем ДОУ в вопросах влияния определенных методов руководства коллективом на проблему СЭВ.
3. Изучение уровня СЭВ у педагогов МДОАУ № 37.
На протяжении трех лет мы с помощью выбранной методики на диагностическом и аналитическом этапах нашего проекта определяли уровень интересующих нас параметров. В начале проекта мы проводили исследования дважды в год, но потом пришли к выводу, что и одного раза достаточно, для того чтобы иметь представление о динамике процесса формирования СЭВ. По итогам тестирования мы проводили анализ полученных результатов: отслеживали на какой стадии формирования находятся фазы и симптомы эмоционального выгорания, как они зависят от возраста и стажа.
Сравнительный анализ результатов за три года.
Чтобы понять динамику процесса формирования СЭВ в нашем коллективе, сравним показатели за три года.
Фаза «Напряжение»
Фаза «Резистенция»
Фаза «Истощение»
На представленных диаграммах мы видим, как менялись фазы СЭВ.
Напряжение:
- уменьшилось число педагогов, у которых эта фаза находится в стадии формирования (с 36% до 12%);
- возросло число тех, у кого она не сформировалась (с 64% до 88%).
Резистенция:
- возросло число педагогов, у которых эта фаза находится в стадии формирования (с 36% до 94%);
- уменьшилось число педагогов, у которых была сформирована эта стадия (с 10% до 0).
Истощение:
- уменьшилось число педагогов, у которых эта фаза находится в стадии формирования (с 27% до 24%);
- возросло число тех, у кого она не сформировалась (с 73% до 76%).
Влияние возраста и стажа на формирование СЭВ.
Проанализируем зависимость формирования фаз СЭВ от возраста (приложение 3). Из таблицы № 2 мы видим, что фаза напряжения находится в стадии формирования у педагогов в возрасте от 36 до 40 лет и от 61 года и выше. При этом сложившихся и доминирующих симптомов практически нет. Фаза резистенции находится в стадии формирования у педагогов всех возрастов, кроме периода от 41 до 45 лет. Доминирующим признаком в этой фазе у педагогов от 56 лет и старше является неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, а у более молодых педагогов - редукция профессиональных обязанностей. Сформированной фазы истощения нет ни у кого из педагогов. Таким образом, мы видим, что зависимость формирования СЭВ от возраста не ярко выражена.
Таблица № 2
Симптомы и фазы выгорания | Возрастная категория (количество лет) | ||||||||
от 25 до 30 |
от 31 до 35 |
от 36 до 40 |
от 41 до 45 |
от 46 до 50 | от 51 до 55 |
от 56 до 60 |
от 61 и выше | ||
Среднее значение (в баллах) | |||||||||
Напряжение | 16 | 27 | 39 | 14 | 12 | 36 | 25 | 39 | |
Резистенция | 37 | 51 | 47 | 35 | 48 | 39 | 60 | 49 | |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 12 | 11 | 15 | 9 | 10 | 10 | 23 | 21 | |
Редукция профессиональных обязанностей | 20 | 14 | 21 | 12 | 15 | 12 | 17 | 12 | |
Истощение | 21 | 27 | 30 | 25 | 17 | 37 | 31 | 28 | |
фаза в стадии формирования | сложившийся симптом |
Проанализируем зависимость формирования фаз СЭВ от стажа работы (приложение 4). Из таблицы № 3 мы видим, что ярко выраженной концентрации доминирующих признаков нет ни в одном периоде. Фаза резистенции находится в стадии формирования у всех педагогов. В тоже время у педагогов со стажем от 16 до 20 лет фазы напряжения и истощения находятся в стадии формирования. Если соотнести этот период с возрастом, то можно сделать вывод, что у педагогов, возраст которых находится в интервале от 36 до 40 лет и стаж работы от 16 до 20 лет, формирование СЭВ идет наиболее интенсивно.
Таблица № 3
Симптомы и фазы выгорания | Стаж работы (количество лет) | |||||||
от 0 до 5 |
от 6 до 10 |
от 11 до 15 |
от 16 до 20 |
от 21 до 25 |
от 26 до 30 |
от 31 и выше | ||
Среднее значение (в баллах) | ||||||||
Напряжение | 21 | 28 | 25 | 45 | 9 | 22 | 33 | |
Резистенция | 43 | 44 | 43 | 53 | 46 | 48 | 53 | |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 11 | 15 | 14 | 22 | 12 | 2 | 22 | |
Редукция профессиональных обязанностей | 20 | 16 | 11 | 14 | 20 | 17 | 14 | |
Истощение | 13 | 22 | 33 | 38 | 18 | 21 | 30 | |
фаза в стадии формирования | сложившийся симптом | |||||||
складывающийся симптом |
Анализ результатов, полученных в 2014 году.
В 2014 году мы наблюдаем резкое возрастание числа педагогов, у которых резистенция находится в стадии формирования (приложение 2).
Рассмотрим, опираясь на таблицу № 4, какие же симптомы доминируют в этой фазе:
- у 24 % педагогов сформировался симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Это означает, что педагог перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и выборочное реагирование на ситуацию (действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности);
- у 18% - симптом «расширение сферы экономии эмоций». Это значит, что симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.
- у 30% - симптом «редукция профессиональных обязанностей». Этот симптом проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, т.е. воспитанников обделяют элементарным вниманием.
Таблица № 4
Фаза выгорания | не сформировалась | в стадии формирования | сформировалась |
Резистенция | 6 | 94 | 0 |
Симптомы выгорания | не сложившийся | складывающийся | сложившийся |
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 58 | 18 | 24 |
2. Эмоционально-нравственная дезориентация | 94 | 6 | 0 |
3. Расширение сферы экономии эмоций | 76 | 6 | 18 |
4. Редукция профессиональных обязанностей | 52 | 18 | 30 |
Почему же произошел такой скачок? Мы связываем это с тем, что текущий учебный год был очень трудным для нашего коллектива: мы пережили две областных проверки и плановую комплексную проверку деятельности ДОУ. Кстати обследование педагогов по методике Бойко В.В. было проведено как раз после всех проверок. Следует отметить, что фаза резистенции вообще является лидером у работников педагогической среды. И то, что нет сформированной фазы ни у одного педагога, дает нам возможность исправить ситуацию с помощью профилактической работы.
В то же время наблюдается положительная динамика с фазами напряжения и истощения. Замечательно, что фаза истощения – самое тяжелое последствие СЭВ - не сформировалась у 76% педагогов, а в стадии формирования находится только у 24%. Все это свидетельствует о нормальном психологическом климате в коллективе, о минимизации последствий стрессов, об определенной эффективности нашей профилактической работы.
Таким образом, мы считаем, что наша гипотеза о том, что при систематической и правильно организованной профилактической работе возможна стабилизация симптоматики эмоционального выгорания педагогов, в принципе верна.
Эффекты реализации проекта.
Внедренная нами система работы имела следующие эффекты реализации:
- ожидаемый результат проекта - стабильность показателей СЭВ - был по большинству показателей достигнут;
- педагоги имеют представление о способах снятия эмоционального напряжения;
- найдено взаимопонимание с руководителем нашего ДОУ по вопросам влияния способов руководства коллективом на уровень СЭВ;
- произошло сплочение педагогического коллектива в процессе работы над проектом;
- в процессе работы над проектом реализовано более тесное сотрудничество с коллективом МОАУ СОШ № 15.
Работу над проектом необходимо продолжать, делиться своим опытом с коллегами. На сегодняшний день материалы по данному проекту представлены на сайте нашего учреждения.
4. Литература.
- Аникина Г.В. Эмоциональное выгорание. Причины и пути коррекции. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». https://festival.1september.ru/articles/522001/
- Башмакова О.В. Психосоциальные факторы в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов. Научно-издательский центр «Социосфера». http://sociosphera.com/publication/conference/2014/226/psihosocialnye_faktory_v_profilaktike_sindroma_emocionalnogo_vygoraniya_pedagogov/
- Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание.// Современные наукоемкие технологии – 2009. - № 10. – С. 53-64. http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=5581
- Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» http://www.openclass.ru/node/106170
- Семенова Н.Ю. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания. //Дошкольная педагогика.- 2014. - № 3. - С. 53-54.
- Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. - №7. - С. 3-9. http://vestnik.tspu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2198&Itemid=276
- Соковнина М.С., Соболева Е.С.Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной
оценки результативности профессиональной деятельности. Сайт b17. http://www.b17.ru/article/vigoranie/ - Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания. http://www.solidpsyholog.ru/sops-806-4.html
- Чернышова В.М. Социально-культурная деятельность как средство профилактики эмоционального выгорания педагога.// Современные научные исследования. Электронный научный журнал. http://vwvw.uecs.ru/статьи-вак/psychology
Читайте также |
---|
Примерный сценарий совместной деятельности для детей 4-5 лет «Юный повар-кондитер»
Примерный сценарий совместной деятельности для детей 4-5 лет «Юный повар-кондитер»
Исследовательский проект «По дорогам Великой Отечественной войны»
Исследовательский проект «По дорогам Великой Отечественной войны» (Подготовительная группа)
Конспект занятия: «День рождения Мишутки»
Конспект занятия: «День рождения Мишутки» Старший дошкольный возраст Цель занятия. Закреплять навыки счета в пределах 10, деление целого на части, соотнесение количества предметов...