Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих мотивацию к подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Согласно ФГОС ДО (Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования), формирование предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Контингент воспитанников групп компенсирующей направленности – дети с ТНР (тяжёлым нарушением речи). Дошкольникам с речевой патологией сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (подготовка к обучению грамоте) должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им.

Навыки чтения и письма - это речевые навыки, которые формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности: с устными высказываниями, слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Дети с нарушением речи представляют такую категорию детей с ОВЗ, у которой речь является несформированной на всех уровнях, а потому предпосылки к обучению грамоте у воспитанников, как правило, отсутствуют, а необходимые умения и навыки формируются с трудом.

В подготовительной к школе группе на занятиях, проводимых учителем логопедом, необходимо закреплять у детей связь звука с буквой, учить определять место звука в слове, последовательность звуков и букв в словах, делать звуко - буквенный анализ, делить слова на слоги, составлять схему предложения т.д. Для закрепления данных навыков у детей с речевыми нарушениями требуется многократное повторение. При выполнении повторяющихся заданий у многих воспитанников появляется нежелание заниматься этим видом деятельности. К снижению познавательной мотивации приводят и нарушения эмоционально-волевой сферы, которые часто встречаются у детей с речевой патологией.

Кроме того, у рассматриваемой категории детей оказываются вторично несформированными такие высшие психические функции как память внимание, восприятие, воображение и мышление. Последняя из указанных функций представляется наиболее важной, поскольку, во-первых, обучение грамоте требует определённого уровня развития словесно-логического мышления, во-вторых, от уровня развития интеллекта зависит степень устремленности ребенка к новым знаниям, то есть его мотивация.

Таким образом, когда идёт речь об обучении и воспитании детей с нарушением речи, процесс подготовки к обучению грамоте представляется более сложным и имеет ряд особенностей как методического, так и мотивационного характера.

Психологами доказано, что наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мёртвый груз. Пассивное восприятие и усвоение учебного материала не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

Все это говорит о том, что в своей работе учитель-логопед должен использовать такие методы и формы работы, которые, в первую очередь,   формировали бы у детей эмоционально положительное отношение к занятиям, поддерживали интерес в течение всей продолжительности деятельности, а так же стимулировали речемыслительную деятельность дошкольников и развивали интерес к речи и языку в целом. В таком случае у дошкольников  нарушением речи сформируется положительная мотивация к подготовке к обучению грамоте как критерий готовности к школьному обучению в целом.  

Необходимо также учитывать, что старший дошкольный возраст является одним из критических в мотивационной сфере дошкольников. Известно, что ведущим мотивом дошкольного детства является игровой мотив. Однако к концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.

Из этого следует, что одной из задач педагога, учителя-логопеда в частности, является подбор таких приёмов и методов работы, которые способствуют своевременному переходу ребенка от игрового мотива к познавательному.

В подготовительной группе в течение всего учебного года нами был реализован мини-проект «Умники и умницы». На каждой образовательной ситуации по формированию фонетической стороны речи и подготовки к обучению грамоте  детям предлагались задания на развитие речемыслительной деятельности. Задания предполагали ответы на вопросы, требующие вскрытия причинно-следственных связей, умения проводить аналогии, доказывать, объяснять суть явления, догадываться о значении слов по его звуковой оболочке и т.д. В итоге опроса определялся ребенок, давший больше ответов, который получал медаль «умника» или «умницы».

Ещё один мини-проект назывался «Минутки самоуправления». Один из детей назначался «учителем-логопедом» и получал бейдж с соответствующей надписью. Этот ребёнок проводил вместо педагога один из этапов образовательной ситуации, которые всегда проходили по определённой структуре, знакомой воспитанникам.

На фронтальных образовательных ситуациях использовалась также такая форма работы, как кураторство. К детям, которые испытывали определённые трудности при усвоении нового учебного материала, «прикреплялись» дети – кураторы, легко справляющиеся с заданиями.

Перечисленные формы работы, несомненно, способствовали повышению мотивации детей; каждый стремился стать «умницей», «учителем-логопедом» или «куратором».

В целях повышения  мотивации, в течение всего учебного года на образовательных ситуациях, воспитанники получали задания не от имени учителя-логопеда, а от имени жителей Звукограда: Феи Грамотеи, Звуковых Дел Мастера, Волшебника Ударения, Буквоеда.

Для перехода к познавательной мотивации необходимо использовать особый вид игры - дидактическую игру, в основе которой лежат игровая задача и познавательный мотив, а усвоение знаний является «побочным эффектом». В образовательной деятельности нами широко используются дидактические игры И.Л.Лебедевой, различные «ходилки», «бродилки», «угадайки», логопедические фокусы. Дошкольники с удовольствием играют в игры из цикла «Весёлая грамматика» Е.В. Колесниковой.  Отгадывают  метаграммы, анаграммы, речевые логарифмы; выполняют задания по грамматической арифметике.

Результаты бесед с родителями, педагогами, наблюдение за дошкольниками, выявили проблему: нежелание многих детей учиться читать. Дошкольникам действительно затруднительно освоить навык чтения без сформированной мотивации.

В образовательной деятельности для формирования навыка  осознанного чтения нами широко используются такие игровые приёмы, как, например, найди клад по запискам.  В помещении группы педагогом прячется какой-нибудь сюрприз, а чтобы его найти, нужно последовательно прочитать все записки с инструкциями по поиску.

Воспитанники очень полюбили развивающие игры, направленные на формирование навыка чтения, языкового чутья. Это такие игры, как «Да у тебя на лбу написано», «Тик-так, бум!» и др.

Для закрепления навыка чтения  и формирования мотивации использовался учебный комплект А.А. Маниченко «Чтение с пелёнок».

Практически на каждой образовательной ситуации по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, воспитанники стремились «заслужить» верными ответами право – поселить нового жильца – букву в один из домов Буквограда (настенного дидактического пособия).

Дети с удовольствием выполняли индивидуальные домашние задания. Например, кто-то должен был придумать загадку про изучаемую букву, кто-то нарисовать ребус, составить кроссворд или самостоятельно подготовить физминутку в виде обучающей игры и т.п.

Повышению мотивации способствовали регулярно проводимые речевые викторины и  дошкольные логопедические олимпиады, на которых обязательно дипломами и подарками награждались дети, ставшие победителями и призёрами.

В группе неоднократно проводились творческие совместные детско-родительские конкурсы с последующей выставкой работ, презентацией продуктов своей деятельности в коллективе сверстников. Такие конкурсы также способствовали росту познавательной активности и мотивации дошкольников. Были проведены конкурсы: «Моя главная буква», «Книжки – самоделки», «Звуковые сказки», «Весёлые ребусы», «Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!» (конкурс алфавитов) и т.д.

Нами была апробирована новая форма работы, повышающая мотивацию дошкольников к обучению грамоте. Это конкурс на лучшую тетрадь. В конце недели, ребёнку, выполнявшему все задания в рабочей тетради правильно, аккуратно и самостоятельно, вручается кубок, который выставляется на шкафчик победителя недели – в раздевалке.

Повышению мотивации дошкольников способствовало и применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). В век информационных технологий использование компьютера в коррекционной работе расширяет возможности логопеда. Современный ребёнок будет испытывать желание общаться с педагогом, который удовлетворяет его потребности и интересы.

При индивидуальной работе за компьютером самооценка и мотивация детей повышалась от того, что они действовали, как взрослые, пользовались компьютерной мышью. Выполнение игровых заданий сопровождалось анимационными, звуковыми эффектами, показом фрагмента мультфильма, в качестве сюрприза. При групповой работе с воспитанниками широко использовались обучающие компьютерные программы, такие как, «Баба-Яга учится читать», «Играем и учимся», «Алфавит загадок», «Игры для Тигры» и др.

Таким образом, применение инновационных форм и методов работы в коррекционно-образовательной деятельности способствовало развитию у детей познавательного интереса, любознательности, эмоциональной вовлеченности ребенка в совместную деятельность с педагогом и сверстниками.



Новые публикации

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу...

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...

Настольная дидактическая игра «Лото - профессии»

Настольная дидактическая игра «Лото - профессии» Настольная дидактическая игра «Лото - профессии», предназначена для детей 3-6 лет. Игра может быть использована...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи : создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия...

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи: создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия Воспитатель -...

ООД Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Необычное животное»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития Задачи: создать условия для:  - развития умения у детей отвечать полными ответами; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук; - воспитания отзывчивости, желания помогать другим. Ход занятия...