Сохранение традиций в семье и в детском саду

Традиции большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря традициям в доме формируется психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. 

Решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, нравы, обычаи, традиции и духовные ценности.

У каждой семьи своя «душа», свои привычки или занятия, которые доставляют радость всем домочадцам. У всех они разные, но служат одной цели — укреплению внутрисемейных отношений. Так же и в детском саду создаются традиции, которые объединяют семью и детский сад.

Праздники занимают значимое место в духовном воспитании детей, ведь они вводят дошкольников в светлый, радостный мир православия, благодаря чему для ребенка по-новому открывается жизнь людей и природы. В следствие этого, была поставлена цель: возрождение традиций и приобщения дошкольников к православным праздникам при взаимодействии с семьей.

В нашем детском саду каждый год мы празднуем, совместно с родителями, Рождество Христово, Масленицу и Пасху. Рождество Христово - всегда было одним из самых любимых на Руси праздников. Существует русская традиция проведения этого праздника – Рождественские святки. На празднике ребята зажигают Рождественскую елку, читают рождественские стихи и поют колядки, наряжаясь в народные костюмы, показывают сценки. После праздника старшие дети со звездой приходят в гости к малышам, читают им стихи, поют колядки, дарят игрушки – самоделки. А те в свою очередь угощают их гостинцами, показывают рождественскую елочку, украшенную своими поделками.

У многих семей в нашем детском саду сеть рождественская традиция ,7 января с детьми ездить к бабушке и дедушке. Приезжают с подарками, обязательно сделанными своими руками, и каждый привозит какое-нибудь вкусное блюдо к столу. За столом вспоминают, что за год произошло хорошего, у кого какие изменения. Дети всегда поют песни, готовят для родителей концерт. Этой традиции уже очень много лет и этот день всегда собирает семью, не смотря ни на что. Нам кажется, это очень важно именно в Рождество быть всей семьёй вместе.

После Рождества мы празднуем праздник Масленицу.

Масленица - праздник, веселый и радостный. Он знаменует конец зимы и после долгих морозных и снежных дней это не может ни радовать. А уж как любят этот праздник дети! Ведь в эти праздничные дни устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях. Задачей праздника было познакомить с традицией празднования Масленицы. Задача родителей состоит в том, чтобы посвящать детей в традиции русского народа, прививать уважение к ним. Но строить рассказ нужно так, чтобы детям было интересно слушать и понимать услышанное.

Историю Масленицы для детей лучше начать рассказывать с истоков древних традиций. Раньше праздник отмечался именно в день весеннего равноденствия. Праздник ознаменовывался проводами зимы, прославлением солнца, атрибутом которого стал считаться круглый блин. Блины едят всю неделю, а потом начинается Великий пост, ведь, именно ему предшествует Масленица.

Особенности празднования Масленицы в детском саду зависит от возраста детей. Например, дети могут с воспитателем и родителями подготовить несколько номеров для мини-концерта. В группе обязательно найдутся юные таланты, кто сможет исполнить веселую весеннюю песню, озорные частушки про весну, исполнить танец или даже сыграть на каком-либо музыкальном инструменте. Договорившись с родителями, дети также могут принести в назначенный день испеченные блины, сок и после Масленичных гуляний попить чаю или сока с блинами. После торжественной программы выходим на улицу, покататься с горки и сжечь символическое чучело Масленицы.

Подобные мероприятия сближают и детей, и их родителей, делают группу более дружной и веселой.

После Масленицы мы празднуем праздник Пасху. Праздник Пасхи самый величайший, самый светлый, торжественный. Светлая Пасха — это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего — Иисуса Христа. Задачей праздника было познакомить с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к народным традициям. Предварительно дети и родители участвовали в выставке «Светлая Пасха». На празднике дети рассказывали стихи, танцевали, играли, показывали православную сказку, христосовались, дарили друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками.

Как все знают, Пасха - самый светлый праздник, и поэтому мы проводим его всегда совместно с родителями. Уже сложилась традиция, что в праздник Пасхи мы включаем инсценирование сказок. В драматизации участвуют все члены семьи: родители, дошкольники и их старшие братья и сестры, поэтому наш праздник становится теплым и домашним. На празднике дети всегда узнают много нового: знакомятся с традициями празднования Пасхи на Руси, с традиционными детскими пасхальными играми. Родители также не остаются в стороне. Все участники праздника с удовольствием принимают участие в играх: «Чье яичко дальше катится?», «Пасхальные гнезда», «Чье яичко дольше крутится?». Ежегодно проводятся выставки «Светлое Христово Воскресенье». В подготовке и проведении этих выставок привлекаются все члены семьи. Поделки выполняются всей семьей и с особым трепетом, потому что этот Великий праздник трогает за душу и детей, и взрослых.

После таких праздников дети и родители начинают делиться своими впечатлениями, говорить о духовном и нравственном, берутся за руки и всей семьей идут в храм.

Наш опыт показал, что православные праздники в детском саду положительно влияют на детей, обогащают ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа. Православные праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют увиденное, делятся в семье своими впечатлениями.

Благодаря этим праздникам дети в возрасте четырех-шести лет накапливают знания о различных церковных праздниках, вошедших в календарь как государственные, о народных традициях. Многое узнают о христианском к ним отношении. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи со священниками. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах. Мы педагоги и родители стараемся правильно ответить на интересующие детей вопросы, подбираем для чтения и рассказывания произведения православных авторов, рисуют героев сказки, рассказываем в семье о своих впечатлениях и пытаемся быть похожими на героев сказки. Заканчивается праздник угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – расписным яичком и куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Под влиянием праздничной атмосферы православного праздника в нашем дошкольном саду, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед выступлением, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе…

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике...

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал...

Читайте также

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...