Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, способность к сопереживанию, сочувствию, умению радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим необходимо с раннего возраста, совместно не только со специалистами (психологами), но и с воспитателями и родителями.

Эмоциональная система детей второго раннего возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям, тем более малышам, трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. К концу раннего возраста, ближе к трём годам деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается её регулирующая функция: ребёнок становится способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять своё поведение некоторым правилам.

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Второй ранний возраст – время, когда ребенок обучается распознавать и показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: стеснительность, сопереживание, изумление и др. Однако родители могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Очень важно помочь ребенку эмоционально развиваться. Чем больше представлений у ребенка о мире, тем более многогранны его эмоции. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми. В общении с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Воспитатели должны давать себе отчет в том, как правильно скрыть весь негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования его чувств.

Особенности эмоционального развития детей второго раннего возраста:

  • эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
  • происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения;
  • развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
  • включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций?

1. Семья и ближайшее окружение влияют на раскрытие эмоций ребенка.

2. Физический контакт – ласка, объятия, беседы.

3. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций, поэтому необходимо разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев, чтение детских книг. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев.

4. Взаимоотношения с другими детьми и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человеку легче осваиваться в окружающей реальности.

5. Разнообразие игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания.

6. Обогащение эмоционального спектра посредством детского творчества: рисование, занятия танцами и музыкой, лепка могут подарить подрастающему человечку множество разнообразных чувств и эмоций.

Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.

Необходимость эмоционального развития:

  • активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;
  • эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры – ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;
  • с формированием эмоциональной сферы детей второго раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;
  • для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;
  • постепенно чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;
  • с развитием личности ребенка, появлением собственного «Я» и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;
  • от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;
  • обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;
  • важное направление развития эмоциональной сферы детей – это появление способности управлять своими чувствами.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипулировать родителями, ревность к младшему (старшему) ребенку, агрессия к окружающим или себе. Всё это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Необходимо спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать. Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие дети. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие формирует умения откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями, поэтому важно уделять внимание эмоциональному развитию детей с раннего возраста, для того чтобы ребенок в дальнейшем мог справиться со своими эмоциями и научился их выражать.

 

Список литературы:

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект – изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013. -560с.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. - М. Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
  3. Колдина Д.Н. Социально-эмоциональное развитие ребенка. – М.: Мозаика-синтез, 2017. - 128с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста…

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста «Знакомство с творчеством А. Барто. Заучивание стихотворения «Зайка» Цель: Познакомить ребят...

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему:…

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Я расту здоровым и счастливым!» Тема проекта: «Я расту здоровым и...

Читайте также

Ата-аналар белән эш планы

2 нче номерлы зурлар төркеменең 2020-2021 уку елына ата-аналар белән эш планы № п/п Чараның исеме Уздыру вакыты Җаваплыларның исем фамилиясе 1. Ата-аналар җыелышы 1. “Без хәзер...

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию…

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию «Мамин день» в средней группе НОД Художественно-эстетическое развитие Средний дошкольный возраст (средняя группа 4...