Дидактические игры в изобразительной деятельности

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка.

Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме:

- накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.);

- развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;

- совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры представляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества, то она:

- увеличивает его привлекательность для детей;

- способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, аппликации их характерные черты и детали);

- совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладевать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).

Дидактическая игра может проводиться непосредственно перед занятием изобразительным творчеством, например, рисованию с натуры осенних листьев в подготовительной к школе группе может предшествовать игра «От какого дерева лист»: играя дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски (оттенки цветов, их переходы из одного цвета в другой). Дидактическую игру «Составь красивый узор» (разрезные картинки) целесообразно организовать перед занятием, на котором дети занимаются созданием узоров по мотивам народного декоративного искусства.

Дидактическая игра может стать содержанием изображения. И дети способны сами изготовить дидактические игры (чаще всего в рисунках и аппликации): домино, лото, парные картинки. Содержанием таких игр могут стать декоративные композиции (матрешки, гжельская посуда, городецкие доски), природные объекты (радуга, листья и др.). В процессе рисования, лепки, аппликации дети также создают и настольно-печатные игры по мотивам произведений детской литературы («Три поросенка», «Теремок» и др.).

Игры, создаваемые самими детьми, как и любые дидактические игры, но ещё в большей степени, способствуют развитию когнитивных структур мозга благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, уподобления, сравнения, обобщения в процессе создания игр и в процессе самой игры, когда дети в деятельной форме познают и отражают предметы и свойства.

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию образного мышления, воображения.

Таким образом, дидактическая игра имеет большое значение в изобразительной деятельности для детей. Способствует развитию мышления и образных представлений, установлению логических связей, развитию наблюдательности, зрительной памяти, глазомеру и воображению детей. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра «Домино».

Задачи:

- закреплять представления об основных элементах какой-либо декоративной росписи;

- учить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными народными мастерами;

- развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции;

- вызывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование: карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению на другой карточке. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: в игре принимают участие двое и более детей. Все карточки выкладываются в центр стола рисунками вниз – это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка –дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет её к первой. Если нет нужной, игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст – пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название неверное, ход пропускается.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Задачи:

- закреплять знания о выразительных средствах, применяемых в разных народных промыслах;

- упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей;

- развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество;

- вызывать интерес к предметам декоративно-прикладного искусства.

Оборудование: 2 одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить изделие из отдельных частей в соответствии с образцом.

Ход игры: В игре может принимать участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого игроки собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Дидактическая игра: «Подберём краски для художников».

(подготовительная к школе группа)

Задачи:

- закрепить знания детей о колорите зимы, осени, весны, лета в разную погоду, полученные в процессе наблюдений природы и рассматривания пейзажных картин;

- развивать воображение детей.

Материал.

Небольшие прямоугольники разных цветов и оттенков по несколько штук (5-6) каждого цвета.

Ход игры.

Воспитатель кладёт на середину стола «краски» (разноцветные прямоугольники) и рассказывает детям о художнике-пейзажисте, который решил нарисовать картину о лете (в рассказе воспитатель не называет цвет предметов): «Задумал художник нарисовать картинку про лето. Он решил изобразить луг с пестрыми цветами за ним густой лес и быструю речку. А над ними высокое ясное небо». Затем воспитатель предлагает детям подумать, какие краски понадобятся художнику для этой картины, и подобрать их для него. Дети подбирают «краски» и рассказывают, что какой краской изобразит художник (лес и луг зеленой краской разных оттенков, небо будет голубое с белыми облаками, цветы красные, желтые, голубые, оранжевые…).

Далее воспитатель рассказывает о другом художнике, который задумал изобразить осеннюю рощу, в которой растут клёны, берёзы, рябина и тонкие осинки. А рядом с лесом – опустевшее поле, с которого уже убрали урожай.

Дети подбирают «краски» для осеннего пейзажа и рассказывают, что художник поле нарисует коричневой краской, а листву на деревьях – желтой, темно-желтой, оранжевой, темно-красной, ягоды рябины – ярко-оранжевыми. В одном из описаний картины надо упомянуть о небе при закате или восходе солнца. Аналогично можно описать хмурый ветреный осенний день, картину цветущей весенней природы и так же ясный зимний день или картину снегопада, бури и т.п.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам…

Развлечение в младшей разновозрастной группе «Осень в гости к нам пришла» Цель: закрепить и уточнить знания детей о природе. Задачи: - закрепление знания...

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...