Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста

Числова Р.Ш., студент

Елабужский институт К(П)ФУ

Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент

Елабужский институт К(П)ФУ

Современные стандарты образования России ставят перед педагогом задачу формирования не просто целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности, но и личности конкурентоспособной, эффективно работающей, обладающей знаниями, навыками и умениями в разных областях и, самое главное, способной эти знания, навыки и умения применить на практике.

С другой стороны, получение знаний, умений и навыков невозможно без внутренней мотивации, которая, в свою очередь, вызвана познавательной потребностью ребенка.

Целью исследовательской работы явилось изучение динамики развития уровня познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации STEAM технологии.

Мы предположили, что использование STEAM технологии окажет положительное влияние на развитие познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы оценить уровень развития познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах был реализован констатирующий эксперимент, заключавшийся в проведении диагностической методики "Древо желаний" В. С. Юркевич.

Полученные в ходе первичного исследования результаты свидетельствовали о недостаточной исследовательской активности детей и в контрольной, и в экспериментальной группах.

Мы установили, что ⅓ всех детей имеет высокий уровень познавательной потребности. Эти дети имеют стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Половина испытуемых показала средний результат. Дети испытывают потребность в знаниях, однако их привлекает в большей степени конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

⅕ часть всех детей имеет низкий уровень познавательной потребности. Дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды. Конечно, низкий уровень познавательной потребности в старшем дошкольном возрасте неприемлем и требует коррекции.

Проведение констатирующего эксперимента позволило оценить уровень познавательной потребности у детей старшего дошкольного возраста и разработать программу внедрения STEAM технологии с целью повышения данного показателя.

На формирующем этапе эксперимента была проведена работа с детьми по проверке выдвинутой гипотезы.

Исходя из интересов детей, была выбрана тема для создания проекта:

- “Уронили маску на пол”

Проект “Уронили маску на пол” посвящен проблеме утилизации средств индивидуальной защиты.

Цель проекта - формирование у взрослого населения микрорайона знаний о пагубном влиянии на природу выброшенных масок, привлечение общественности к данной проблеме.

В рамках реализации STEAM технологии разработка проекта строилась по принципу синтеза образовательных областей.

Деятельность по реализации STEAM проекта

Образовательная область Деятельность
S - science (наука) Углубленное изучение проблемы (из каких материалов делаются маски, сколько лет потребуется Земле для ее полного разложения, сколько масок выкидывается на мусорные свалки ежедневно)
T - technology (технология) Создание агитационных листов в приложениях Google, создание анкеты для сбора статистических данных по микрорайону о количестве выбрасываемых масок.
E - engineering (инженерия) Создание гексафлексагона с памяткой о масштабах проблемы и путями утилизации масок.
A - arts (искусство)
M - mathematics (математика) Расчет количества выбрасываемых масок в день/месяц/год.

С целью оценки эффективности, предложенной нами методики, был проведен сравнительный анализ данных обследуемых детей контрольной и экспериментальной групп, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента.

Анализируя данные, мы выявили, что количество детей в экспериментальной группе, обладающих высоким уровнем познавательной потребности выросло на 10,5%; количество воспитанников со средним уровнем познавательной потребности осталось прежним; а детей с низким уровнем познавательной потребности стало меньше на 10,5%. Учитывая возрастные особенности детей, короткий промежуток времени работы над проектами, мы можем установить, что такие результаты говорят о положительной динамике развития познавательной потребности детей экспериментальной группы, однако необходимо сравнить результаты первичной и повторной диагностики в контрольной группе.

В контрольной группе наблюдался незначительный рост познавательной потребности среди детей старшего дошкольного возраста. Количество детей с высоким уровнем познавательной потребности не изменилось. Воспитанников, обладающих средним уровнем познавательной потребности, стало на 5,2% больше. Детей с низким уровнем стало меньше на 5,2%.

Таким образом, качественный анализ полученных результатов контрольного этапа эксперимента показал, что в экспериментальной группе очевидна тенденция роста уровня познавательной потребности среди воспитанников старших групп. В контрольной же группе наблюдается незначительный рост данного показателя.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что предложенный нами проект, построенный в рамках STEAM технологии положительно влияет на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста.



Новые публикации

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной…

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной дезадаптации первоклассников Благополучная адаптация ребенка в начале школьного обучения является залогом...

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» …

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» (Подготовительная к школе группа, с приглашением детей из специальной (коррекционной) группы компенсирующего вида) Цель:...

Читайте также

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...

Парад шахматных фигур

Парад шахматных фигур «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые...

Математические пазлы для детей старшего возраста на тему: «Профессии»

Математические пазлы для детей старшего возраста на тему: «Профессии» Возраст: Старшие дошкольники (5-6, 6-7 лет). Описание: Игра состоит из 10 предметных картинок (их можно...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома   Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для дошкольников Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за...

Игры на развитие внимания, памяти и мышления

Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей «Сложи узор» Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там жизнь" Цели: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой...

Консультация для родителей "Почему ребенку нужна игра"

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин) «Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев) Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться...