Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста
Числова Р.Ш., студент
Елабужский институт К(П)ФУ
Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент
Елабужский институт К(П)ФУ
Современные стандарты образования России ставят перед педагогом задачу формирования не просто целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности, но и личности конкурентоспособной, эффективно работающей, обладающей знаниями, навыками и умениями в разных областях и, самое главное, способной эти знания, навыки и умения применить на практике.
С другой стороны, получение знаний, умений и навыков невозможно без внутренней мотивации, которая, в свою очередь, вызвана познавательной потребностью ребенка.
Целью исследовательской работы явилось изучение динамики развития уровня познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации STEAM технологии.
Мы предположили, что использование STEAM технологии окажет положительное влияние на развитие познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы оценить уровень развития познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах был реализован констатирующий эксперимент, заключавшийся в проведении диагностической методики "Древо желаний" В. С. Юркевич.
Полученные в ходе первичного исследования результаты свидетельствовали о недостаточной исследовательской активности детей и в контрольной, и в экспериментальной группах.
Мы установили, что ⅓ всех детей имеет высокий уровень познавательной потребности. Эти дети имеют стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Половина испытуемых показала средний результат. Дети испытывают потребность в знаниях, однако их привлекает в большей степени конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
⅕ часть всех детей имеет низкий уровень познавательной потребности. Дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды. Конечно, низкий уровень познавательной потребности в старшем дошкольном возрасте неприемлем и требует коррекции.
Проведение констатирующего эксперимента позволило оценить уровень познавательной потребности у детей старшего дошкольного возраста и разработать программу внедрения STEAM технологии с целью повышения данного показателя.
На формирующем этапе эксперимента была проведена работа с детьми по проверке выдвинутой гипотезы.
Исходя из интересов детей, была выбрана тема для создания проекта:
- “Уронили маску на пол”
Проект “Уронили маску на пол” посвящен проблеме утилизации средств индивидуальной защиты.
Цель проекта - формирование у взрослого населения микрорайона знаний о пагубном влиянии на природу выброшенных масок, привлечение общественности к данной проблеме.
В рамках реализации STEAM технологии разработка проекта строилась по принципу синтеза образовательных областей.
Деятельность по реализации STEAM проекта
Образовательная область | Деятельность |
S - science (наука) | Углубленное изучение проблемы (из каких материалов делаются маски, сколько лет потребуется Земле для ее полного разложения, сколько масок выкидывается на мусорные свалки ежедневно) |
T - technology (технология) | Создание агитационных листов в приложениях Google, создание анкеты для сбора статистических данных по микрорайону о количестве выбрасываемых масок. |
E - engineering (инженерия) | Создание гексафлексагона с памяткой о масштабах проблемы и путями утилизации масок. |
A - arts (искусство) | |
M - mathematics (математика) | Расчет количества выбрасываемых масок в день/месяц/год. |
С целью оценки эффективности, предложенной нами методики, был проведен сравнительный анализ данных обследуемых детей контрольной и экспериментальной групп, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента.
Анализируя данные, мы выявили, что количество детей в экспериментальной группе, обладающих высоким уровнем познавательной потребности выросло на 10,5%; количество воспитанников со средним уровнем познавательной потребности осталось прежним; а детей с низким уровнем познавательной потребности стало меньше на 10,5%. Учитывая возрастные особенности детей, короткий промежуток времени работы над проектами, мы можем установить, что такие результаты говорят о положительной динамике развития познавательной потребности детей экспериментальной группы, однако необходимо сравнить результаты первичной и повторной диагностики в контрольной группе.
В контрольной группе наблюдался незначительный рост познавательной потребности среди детей старшего дошкольного возраста. Количество детей с высоким уровнем познавательной потребности не изменилось. Воспитанников, обладающих средним уровнем познавательной потребности, стало на 5,2% больше. Детей с низким уровнем стало меньше на 5,2%.
Таким образом, качественный анализ полученных результатов контрольного этапа эксперимента показал, что в экспериментальной группе очевидна тенденция роста уровня познавательной потребности среди воспитанников старших групп. В контрольной же группе наблюдается незначительный рост данного показателя.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что предложенный нами проект, построенный в рамках STEAM технологии положительно влияет на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по лепке в средней группе по теме «Чорон»…

Конспект занятия по лепке в средней группе по теме «Чорон» Направленность: художественно-эстетическая. Возраст детей: 3-4 лет. Количество - 6 детей. Тип занятия: закрепление материала. Цель...
Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги?
Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги? Примерно в конце июля дошкольники, которые идут в детский сад, часто...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир» Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса. Задачи: Обучающие: Обобщить, закрепить знания детей...