Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах- диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста имела большое значение в трудах отечественных и зарубежных педагогов. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.
Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Связная речь по своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между участниками общения.
К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Формирование связной речи, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития. Для высказываний детей с общим недоразвитием речи, характерными особенностями являются: недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм; нарушениями логической последовательности повествования; нарушение связности, пропуски смысловых звеньев; отчетливо выражены лексические затруднения, бедный словарный запас. У детей данной категории развитие речи не происходит спонтанно, по подражанию, без участия взрослого и именно поэтому с ними необходимо проводить коррекционную работу по развитию речи.
Работа по развитию речи затрагивает все образовательные области. Но целенаправленная, систематическая, последовательная, поэтапная работа осуществляется в образовательной области «Коммуникация».
В дошкольном возрасте происходит становление и развитие всех сторон речи. И именно поэтому, чем раньше начнется обучение ребенка родному языку, тем свободнее он будет пользоваться им в дальнейшем. В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется не мало исследований посвященных использованию сказки для развития речи детей.
Достоинство и роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Поэтому эффективным средством развития связной речи детей с общим недоразвитием речи является активное применение сказки в коррекционной работы.
Организуя систематическую работу над сказкой надо учитывать поэтапность формирования основных операций порождения связного текста, а так же необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной к контекстной речи. В ходе проведения работы над сказкой с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо отдельно отрабатывать не только содержательную сторону, но и языковое оформление – повествования и текста описания. Именно через сказку дети узнают, на сколько разнообразна, выразительно, эмоциональна может быть речь.
Читайте также |
---|
Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе…
Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике...
Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…
Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал...