Особенности сотрудничества дошкольников со сверстниками в процессе совместной детской деятельности в группах комбинированной направленности

Социальное благополучие ребенка в группе сверстников детского сада определяется совместным сотрудничеством, творческим общением, взаимным доверием и уважением. Именно эти условия позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт столь необходимый детям во взрослой жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на увеличение доли совместной деятельности детей, на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, на готовность к совместной деятельности, на уважительные отношения, и на чувство принадлежности к детскому сообществу, коллективу

Сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Наряду с этим в сотрудничестве возникает общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство его участников, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией между ними, что позволяет согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели.

Для выявления особенностей отношения старших дошкольников к занятиям с элементами сотрудничества, можно использовать беседы с детьми, а также наблюдения в специально организованных игровых ситуациях. Для беседы можно использовать следующие вопросы. Нравится ли тебе заниматься? Какие занятия нравятся тебе больше/меньше всего? Почему? Нравится ли тебе выполнять задания с кем-нибудь из ребят? С кем? С кем из ребят ты чаще всего играешь? В Какие игры? Чем тебе нравится игра с «имя»?

Для достижения успехов в сотрудничестве между детьми необходимо соблюдение ряда условий:

- в первую очередь, наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками, данные условия выражены в живом интересе дошкольников друг к другу, восприятии и оценке сверстника не только как друга, но и как партнера совместной деятельности, наличие желания сотрудничать с ним;

- знание детьми правил, способов организации сотрудничества и эффективных вариантов поведения в процессе взаимодействия;

- овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности со сверстником в момент принятия цели, при планировании, регуляции и достижении общего результата деятельности в процессе совместного решения образовательных задач;

- способность ребенка распознавать ситуацию сотрудничества, выбирать и принимать такую позицию во взаимодействии, которая отвечает его возможностям в данной деятельности, то есть самостоятельно адекватно определять какую именно часть работы он готов осуществлять в совместной деятельности.

Воспитатель также играет большую роль в сотрудничестве дошкольников. Он должен организовать культурную атмосферу, обеспечить условия, в которых каждый ребенок раскроется со стороны своих лучших качеств, способностей, и сможет оказать положительное влияние на детский коллектив. Воспитатель должен способствовать появлению творческой инициативы, чувства психологической защищенности и душевного комфорта. У детей должен быть шанс попробовать себя в лидерстве, предлагать свои варианты каких-либо действий своим партнерам, адекватные собственному потенциалу функционально-ролевые позиции.

При выполнении этих условий у детей проявляется чувство гордости и радости общих достижений. Такие моменты дети вспоминают с удовольствием и желанием повторить.

Проведение многочисленных наблюдений за детьми убеждает в том, что проявления сотрудничества детей со сверстниками выражаются по-разному и связано с особенностями самораскрытия и самореализации ребенка, активностью и инициативой. Это позволило выделить три группы детей

Первая группа детей «Гармоничные во взаимодействии». Дети данной группы легко вступают во взаимодействие с другими детьми. Могут успешно осуществлять деятельность самостоятельно. При взаимодействии со сверстниками вносят свои предложения, прислушиваются к партнеру, ориентированы на обсуждение предложений. Внимательно выслушивают задание, предлагаемое взрослым. Выступая в качестве партнера, предлагают партнеру самостоятельно найденный способ действия. Обсуждают, планируют совместные действия. Такие дошкольники уравновешенны и открыты для взаимодействия с партнером. Склонны к проявлению инициативы. При затруднениях сверстника-партнера по совместной деятельности охотно объясняют, показывают, помогают ему и могут взять инициативу на себя для успешного завершения совместной работы. Уверены в своих силах, быстро приобретают необходимые способы деятельности за счет хорошо развитой мелкой моторики руки.

Необходимо помнить о том, что дошкольники, отнесенные к данной группе, обладают большим желанием помочь как взрослым, так и сверстникам. Названные качества, возможно использовать при подборе пар для совместной деятельности. Их можно объединять с детьми других групп. Даже при индивидуальной работе они успевают помочь и поддержать тех, кто испытывает затруднения.

Вторая группа детей «Склонные к индивидуальной деятельности». Дошкольники, отнесенные к данной группе, самодостаточны в процессе определения замысла работы. Из-за слабой воли к осуществлению действия им необходима помощь сверстника, который поможет воплотить и реализовать возникший замысел до конца, корректировать их предложения. Такие дети с легкостью, желанием и инициативой берутся за дело, но их сил и воли хватает не на долго. В совместной деятельности испытывают трудности при объяснении своего замысла, не могут договориться, желают сделать именно так, как они придумали. С трудом понимает замыслы других.

Они быстро утомляются и оставляют начатое, не доводя дело до конца. Названное поведение характерно для этих детей, если они выполняют заданное условие, предложенное другими детьми.

В индивидуальную деятельность включается с трудом, все делает долго, проявляет усидчивость. Не заинтересованы в присутствии других. Чаще, у таких детей богатая фантазия. Если они сами являются авторами деятельности, то они могут полностью погрузиться в работу и с трудом от нее оторвутся. Для них характерна закрытость, проявление замкнутости, недовольство собой и окружающими, особенно в случае, если что-то не получается. Индивидуальная работа по заданному сценарию представляет для таких детей затруднения. Поэтому надо быть готовым к тому, что сделана она будет в несколько приемов. От этого страдает качество, т.к. делается долго и недобросовестно. Такие дети спокойны. Но испытывают нервозность и раздражаются, если при реализации замысла что-то не получается.

Взаимодействуя с детьми данной группы педагогу важно особое внимание обращать на развитие партнерства со сверстниками. Совместно достигнутый результат вдохновит такого ребенка и придаст ему уверенности в своих силах. В совместную деятельность таких детей лучше включать с «гармоничными» детьми. Возможно партнерство и с детьми 3-ей группы, которые будут действовать быстро, но не всегда качественно. Присутствие педагога здесь желательно, чтобы вовремя оказать поддержку и предупредить возможный конфликт.

Третья группа «Склонные к позиции исполнителя во взаимодействии» чаще принимают инициативы партнеров и действуют под их руководством. Они редко вносят конструктивные предложения. Действует импульсивно, не отслеживают своих действий, качество для них не главное, главное – успеть сделать одними из первых. Эмоционально открыты, но не стабильны в их проявлении. Эмоции выражают громко, малословно. Находятся в постоянном движении, им трудно сконцентрироваться и заниматься деятельностью продолжительное время. Охотно вступают в сотрудничество, если у кого-то есть привлекательный замысел, т.к. испытывают бедность собственной фантазии. Пассивность детей данной группы можно объяснить недостатком ручной умелости и отставанием в общем развитии.

Задача педагога – обратить внимание на красоту и аккуратность сделанной совместно с партнером работы, похвалить ребенка за терпение и усидчивость. Объединяясь вместе с «гармоничными» детьми, будут уравновешивать их энергию, позволять аккуратнее и спокойнее выполнить совместную деятельность. Могут построить партнерские отношения с детьми 2 группы с богатой фантазией. Но необходимо внимание педагога, чтобы сгладить их неумение договариваться, прийти к взаимопониманию и распределению действий. У детей данной группы, страдает мелкая моторика рук, что требует дополнительных упражнений и контроля педагога.

Результативность педагогического взаимодействия воспитателя и детей определяется характером ценностных ориентаций педагога, владением практическими умениями использования методов и приемов установления данного типа взаимодействия.

С целью повышения качества обучения и воспитания детей в процессе совместной деятельности в комбинированной группе, в нашем детском саду были созданы альбомы на автоматизацию основных групп нарушенных звуков: шипящие, свистящие, соноры. Они могут быть использованы:

- для индивидуальной работы;

- для работы в парах;

Альбомы разделены на разделы, в зависимости от того, на каком этапе коррекции находится звук. К альбомам прилагается таблица – инструкция для педагога (воспитателя), которая дает возможность отследить, на каком этапе автоматизации находится ребенок («ш» в слогах, «р» - в связной речи).

Если коррекция требуется воспитаннику 1 группы - «гармоничные во взаимодействии», выдается материала для индивидуального обучения. Детей 2 и 3 группы можно объединить в пары «норма – ТНР», учитывая индивидуальные особенности и этап речевого нарушения. Благодаря использованию альбомов в совместной деятельности детей в комбинированной группе:

- активизируется познавательная деятельность;

- приобретается опыт взаимодействия и работы в парах;

- эффективно корректируются навыки звукопроизношения;

- повышается интерес к обучению.

Таким образом, можно отметить, что опыт сотрудничества складывается постепенно, для каждого ребенка характерна индивидуальная линия его накопления, своеобразна степень его освоенности и применения в практической деятельности.

 

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Наша дружная семья: как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Учебно-методическое пособие. –2012.
  2. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа) Цель: создание условий для изготовления бумаги из макулатуры своими руками. Задачи: Образовательные: формировать представления о...

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные...

Читайте также

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены» 1.1. Тематическое направление Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее...

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования Начну свой ответ на данный вопрос со следующего в основу инклюзивного образования положены приведенные...