Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

Научный руководитель – к.п.н., доцент Миннуллина Розалия Фаизовна.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, факультет дошкольного образования

 

Сегодня актуальной является проблема экологического образования дошкольников. Экологическое образование включает в себя знания и представления ребенка о животных, растениях, явлениях природы, эмоционально-ценностное отношение к природе. В ходе экологического образования личность ребенка обогащается целым рядом гуманистических установок, закладываются основы осознанного ценностного отношения к природе, уважительного отношения к ней, приходит понимание значимости бережного отношения к природе.

Основы экологического образования дошкольников регламентированы пакетом нормативно-правовых документов, куда входят Закон Российской Федерации «Об образовании» [11] и ФГОС ДО [10]. Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО реализуется через образовательную область «Познавательное развитие». Экологическое образование дошкольников согласно ФГОС ДО - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций [10].

Основы решения проблемы экологического образования дошкольников заложены еще в работах Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, К. Ушинского [5]. Они определили многогранность влияния природы на ребенка и не представляли организацию педагогического процесса вне природы.

В.А. Сухомлинский утверждал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [8].

К.Д. Ушинский считал, что необходимо с помощью влияния природы и природных объектов влиять на воспитание детей, для их всестороннего развития. Что именно с детства надо прививать любовь к природе, так как детские ощущения самые эмоциональные и самые сильные [9].

На сегодняшний день интерес к экологическому образованию не угас, этой проблемой занимаются многие педагоги (И.Д. Зверев [2], А.Н. Захлебный [3], Л.П. Печко [6], А.А. Плешаков [7]).

Современные исследователи А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина основную цель экологического образования видят в формировании умений и навыков детей решать «те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека» [3].

А.Н. Захлебный предложил решать следующие задачи в процессе экологического образования:

  1. Формировать знания и представления детей о природе и среде обитания человека.
  2. Развивать познавательный интерес к природе.
  3. Заложить в ребенке моральные, нравственные и эстетические принципы при взаимодействии с природой [3].

Е.И. Тихеева подчеркивает значение радости, которую испытывает ребенок в процессе общения с природой. Ведь дети воспринимают окружающий мир непосредственно и поэтому они видят мир природы во всем ее разнообразии цветов, форм, запахов, звуков, движений. Именно эта непосредственность создает первоначальные, яркие и конкретные представления о природе. Общаясь с животными, растениями, ребенок становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества: гуманность, доброта, забота. Природа активно влияет на чувства и разум ребенка, развивает его восприятие, эмоциональность. Природа становится источником внутреннего обогащения ребенка, его одухотворения. В процессе экологического воспитания дошкольники непосредственно имеют контакт с природой, а «живое» общение с объектами природы, наблюдение за ними и практическая деятельность по уходу за ними приводит к более глубокому осмыслению значимости природы в их жизни. Завершающим этапом экологического образования дошкольников является формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению [5].

Одним из направлений экологического образования дошкольников является ознакомление с природой родного края. Эта задача включает привитие любви к природе родного края, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, устойчивом интересе к природе и стремлении приумножать и сохранять богатства родного края [1].

Важная роль в развитии краеведения в России принадлежит К.Д. Ушинскому, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в образовании, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края [9]. Большое воспитательное и образовательное значение краеведения подчеркивалось в выступлениях и статьях М.И. Калинина, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской. Н.К. Крупская рассматривала краеведение как важнейшее средство всестороннего развития личности, связи обучения с жизнью [3].

Ознакомление с природой родного края, по словам И.Д. Зверева, решает задачи экологического образования детей, так как природное краеведение формирует экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности. Важно научить ребенка понимать, видеть, чувствовать красоту родного края, любовь к родным местам [2]. Одна из задач педагога ДОУ научить ребенка ощущать себя частью природы родного края не эпизодически и воспитывать желание постоянно находиться во взаимоотношениях с природой родного края.

Ознакомление дошкольников с природой родного края решает следующие задачи:

  1. расширить знания детей о фауне и флоре родного края;
  2. развивать познавательный интерес к природе родного края;
  3. формировать чувство гордости за свою Родину и патриотизма;
  4. способствовать духовному и нравственному воспитанию;
  5. способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края;
  6. формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей.

В ходе опытно-экспериментальной работы проводились следующие мероприятия:

  1. беседы на темы «Природа родного края», «Царство растений родного края», «О лесе», «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек;
  2. прогулки и экскурсии в городской парк «Белоствольные красавицы – березки», по участку детского сада, прогулка и наблюдение за осенней погодой;
  3. творческая работа на темы «Составление осеннего коллажа «Листопад», творческое задание «Пейзаж родного края», творческое задание «Зимующие птицы»;
  4. рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание пейзажей местных художников;
  5. сюжетно-ролевая игра «Магазин семена»;
  6. дидактические игры.

В нашей экспериментальной работе мы использовали игры для ознакомления детей с животным миром, игры для ознакомления детей с растительным миром, игры для ознакомления детей с неживой и живой природой, свойствами предметов и явлений, игры для ознакомления детей с временами года и сезонными явлениями:

В ходе опытно-экспериментальной работы повысил кругозор дошкольников, которые прочно усвоили представленный учебный материал, расширились и углубились знания о растительном, животном мире, о мире неживой природы, о временах года. Дети знают названия животных, растений, объектов неживой природы, умеют различить диких животных от домашних, различают деревья от кустарников, цветов и травы, отличают цветы полевые от комнатных; знают и называют некоторые овощи и фрукты. Дети знают времена года, правильно называет их. Знают характерные признаки каждого времени года (зимой холодно, летом – тепло, весной и осенью – сыро, пасмурно).

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что при проведении специально организованной педагогической работы по ознакомлению дошкольников с родным краем в рамках экологического образования, уровень экологических знаний и представлений гораздо выше. Это позволяет нам дать оценку эффективности данного экспериментального исследования.

 

Список литературы.

  1. Жуковская, Р.И. Родной край. Пособие для воспитателей дет. сада /Р.И. Жуковская. – М.: Академия, 2011. – 238 с.
  2. Захлебный, А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания /А.Н. Захлебный. – М.: Проспект, 2016. –77 с.
  3. Зверев, И.Д. С любовью к природе / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2013. –232с.
  4. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Академия, 2015. – 365 с.
  5. Маркова, М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления / М.Н. Маркова // Вестник Поволжского института управления. – 2011. – №2. – С. 199-203
  6. Печко, Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе /Л.П. Печко // Педагогика. – 2018. – №3. – С.132
  7. Плешаков, А.А. Экологические проблемы и начальная школа /А.А. Плешаков // Начальная школа. – 2018. – №5. – С. 2-8.
  8. Сухомлинский, В.О. Сердце отдаю детям / В.О. Сухомлинский. – М.: Академия, 2011. – 328 с.
  9. Ушинский, К.Д. Воспитание человека: Избранное / К.Д. Ушинский //Сост., вступ. статья С.Ф. Егорова. – М., 2000. – 256 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 26 с.
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».


Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

«Ознакомление детей с природой». Перспективный план работы по самообразованию в…

«Ознакомление детей с природой»Перспективный план работы по самообразованию в средней группе   Название месяца Тема Цель Содержание работы Сентябрь Мониторинг освоения основной образовательной программы по данной теме.   «Овощи...

Конспект НОД игры-путешествия с элементами театрализации во второй младшей группе

«Путешествие на лесную поляну» конспект НОД игры-путешествия с элементами театрализации во второй младшей группе Цель: провести занятие в игровой форме, вызвать эмоциональный отклик и заинтересованность...

Дидактические игры «Занимательная азбука»

Дидактические игры «Занимательная азбука» (для детей 4 – 7 лет)   Описание материала: Предлагаю Вам дидактические игры «Занимательная азбука» для детей старших групп (4-7...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство