Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласный звук И. Буква И»

Цели: 

  • Обобщение и расширение знаний о гласных звуках, их отличии от согласных, о звуке и букве И, об ее роли при смягчении предыдущего согласного звука. Дифференция на слух звуков И-Ы. Совершенствование навыков чтения слогов и слов. Определение места звука И в словах. Знакомство с различными водными обитателями. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, развитие логического мышления.
  • Учить дошкольников осуществлять звуковой и слоговой анализ слова, определять наличие заданного звука в словах и его место в слове; учить детей подбирать слова с заданным количеством слогов, определять позицию звука в слове.
  • Формировать у детей представления о твердых и мягких согласных звуках, об их соответствии друг другу, совершенствовать навыки звукового анализа и звукового синтеза.

1. Организационный момент.

Как хорошо, когда много друзей

Вместе нам жить всегда веселей

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я знаю, что все вы любите путешествовать и сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по морям, рекам и озерам.

А находятся все эти водоемы в удивительной стране Грамота.

  1. Посмотрите какой чудесный берег моря. Давайте присядем на берег и прислушаемся о чем же шепчутся волны. Мне они нашептали сказку.

Послушайте сказку.

- Однажды морской владыка объявил конкурс на лучшую песенку.

Приплыла акула и запела А-А-А (Кисти рук сблизить и округлить в виде пасти акулы).

Приплыл окунь и запел О-О-О (кисти рук сложить в виде буквы о)

Приплыла неведанная рыба и запела Ы-Ы-Ы (дети разводят руки в стороны напрягают)

Приплыл – морской угорь и пропел У-У-У (дети складывают руки в кулачок и трубят как в дудочку).

Вынырнул Кит и запел И-И-И (дети руками изображают волну).

Сейчас мы с вами пели звуки.

Как можно назвать эти звуки одним словом (гласные звуки).

Почему мы их называем гласные?

(гласные звуки можно петь, воздушная струя выходит свободно, во рту ничего не мешает).

  1. У Кита и Рыбы возник спор. Различение на слух твердых и мягких согласных.

Надо им помочь поделить предметы в названии, которых есть звук И или звук Ы. Предметы со звуком И отдать Киту, а предметы со звуком Ы отдать Рыбе.

Гитара – Ноты.

Малина – Мыло.

Пила – Шахматы.

Лиса – Тыква.

Качели – Осы.

Ребята, Кит решил нам раскрыть один секрет. Запомните, звук И смягчает стоящий перед ним согласный звук в слове.

4. Динамическая пауза.

Засиделись мы с вами на морском брегу, пора дальше нам отправляться. Предлагаю продолжить наше путешествие на лодочке.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву

Две ладошки, друзья

Это лодочка моя.

Паруса подниму

В синем море поплыву

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Дети садятся за столы.)

  1. Приплыла Щука. Определение позиции заданного звука в слове.

Дети на листочках должны закрасить часть прямоугольника в соответствии с тем где находиться звук И. В начале, в середине или конце слова.

Картина, Иголка, Нитка, Такси.

  1. Динамическая пауза. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри.
  1. Море разволновалось и после шторма я нашла интересные две палочки. Они связаны веревочкой. На какую букву они похожи. На букву Н.

(Детям демонстрируют две деревянные палочки, связанные веревочкой по типу буквы Н. затем веревочку можно сместить наискосок по типу буквы И.)

Столбик, столбик

Поясок

Но поясок наискосок. (И) нарисуйте в воздухе пальчиком букву И.

8. Чтение слогов.

К нам приплыл ученый сом

Изучает буквы он

Но слоги он читать не может

Ждет он кто ему поможет.

Педагог читает с детьми слоги МИ, ЛИ, РИ, КИ, ТИ, ПИ, ХИ, НИ, ВИ, ДИ

А теперь сом попросил придумаем слова, начало слова надо выбрать на доске, а конец придумать самим.

Минута, мимоза, миска Нитки, Нина

Липа, лиса, ливень Вилка, вишня

Рисунок, Рита, Дима, Диван

Кино, кит,

Тигр, тишина,

Рисунок, рифма

Пижама, письмо, пихта.

Нам пора возвращаться на наш берег. Давайте снова сделаем лодочки, но в этот раз возьмем с собой карточки с буквами, которые приготовил для нас зеркальный карп.

  1. Приплыл зеркальный карп. Составления слова на заданный звук.

Тут зеркальный карп приплыл

Нам игру он предложил.

У детей на столах карточки с буквами. Задание придумать слово, которое начинается с буквы на карточке, так что бы вторая буква в слове была И.

10. Итог занятия.

Какое у нас сегодня было путешествие?

Какие гласные звуки мы сегодня пели?

Что можно сказать про звук И?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Читайте также

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «В гости к колобку» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие…

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений)на тему: «Путешествие в страну Математики» Цель занятия: Развитие интереса к предмету...