«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их личности. Поэтому, трудно недооценить важность знания дошкольников о трудящихся различных профессий. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит активная социализация детей, накопление представлений о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная и постоянно развивающаяся система. В наши дни разнообразие профессий приняло огромные масштабы и продолжает расти. Необходимо понимать важность донесения знаний о различных отраслях. Детям очень трудно ориентироваться во всем этом разнообразии. Задача педагогов дать знания и помочь систематизировать их. Необходимо способствовать социализации и адаптации дошкольников в окружающем их мире.

Среди задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей стоят одними из первых. Это привитие дошкольникам уважения к природному и рукотворному миру, в котором им предстоит жить, а так же людям труда. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что потом занимает жизненную позицию человека, становится главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Формированием представлений о различных профессиях у детей дошкольного возраста в течение почти сорока лет являлась предметом исследования многих ученых: И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, А.Ш. Шахмановой. Главную гипотезу своих исследований они определяли в том, что ребенка дошкольного возраста необходимо ориентировать на явления общественной жизни, давать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, таким образом, можно создать условия для эффективного формирования образа мира профессий в сознании ребенка.

Таким образом, «доступность» знаний о труде взрослых - это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы.

Мишарина Л.А. говорит, что «ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Естественно, что результаты таких исследований могут быть использованы педагогами и родителями в дальнейшей работе с детьми. Заметим также, что нередко ранняя профконсультация проводится не столько для детей, сколько для их родителей и служит часто приобщению родителей к формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы».

Наиболее существенный вклад в развитие понятия «ранняя профессиональная ориентация» внес Е.А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда. До профессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя: стадию пред игры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптанта или оптации, из которых мы рассматриваем первые две стадии.

Много десятков лет назад профессий было очень мало, но в настоящее время перечень профессий пополняется множеством новых. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада. Это позволяет детям установить контакт с взрослым миром. Формирование системных представлений детей о людях разных профессий предполагают знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат его деятельности).

Перспективы развития детского клуба «Город Мастеров" для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста в городе Рязани: предварительный анализ.

Создание клуба "Город мастеров" на базе МБДОУ "Детский сад № 89" г. Рязани, предполагает раннюю профориентацию детей дошкольного возраста Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Чтобы иметь полное представление о целевой аудитории разрабатываемого бизнес-проекта, необходимо было провести пилотажное социологическое исследование. Первым стало проведение анкетирования среди педагогов и родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста, посещающих близлежащие, к располагаемому центру, детские сады. Данное пробное исследование помогло собрать информацию о том, каким бы они хотели видеть центр для детей и взрослых, какие виды образовательных и развлекательных услуг он должен включать, ведь их мнение очень важно для реализации бизнес - проекта.

Объект исследования - родители (законные представители) детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - представление родителей ранней профориентации особенностях и перспективах развития ранней детской профориентационной работы детском клубе "Город Мастеров".

Цель исследования – провести анализ данных, позволяющих сформировать представления жителей города г. Рязани относительно перспектив развития клуба «Город Мастеров».

  1. Проанализировать и обобщить полученные в ходе исследования результаты анкетирования.
  2. Определить дальнейшие тенденции развития клуба «Город Мастеров» по ранней профориентации в городе Рязани.
  3. Выявить привлекательные стороны клуба «Город мастеров» по ранней профориентации для жителей города Рязани.
  4. Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
  5. Сделать практико-ориентированные выводы, основываясь на результатах проведенного исследования.

Анализируя поставленную ранее проблему, предлагается выдвинуть следующую гипотезу исследования: детский клуб «Город мастеров» представляется местом обучения и развития детей старшего дошкольного возраста и получения практического опыта педагогов и родителей по ранней профориентации детей, а так же проведение времени вместе с семьей.

Описание метода сбора первичной социологической информации.

Для получения информации о субъективной стороне проблемы, предпочтениях родителей (законных представителей), их отношению к чему-либо, лучшим приемом будет являться опрос. Инструментарием в данном исследовании является анкета, именно с помощью нее был осуществлен сбор первичной эмпирической информации об объекте исследования. В исследовании принимали участие респонденты в количестве 48 человек, что составляет 60% от общего количества анкет.

Родителям (законным представителям воспитанников) была представлена анкета из 11 вопросов. Анализ полученных данных показал следующие результаты:

1. На первый вопрос анкеты «Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников?»

- 39 (81,25%) респондентов считают, что необходимо проводить работу в дошкольном учреждении по ранней профориентации, т.к. это дает ребенку:

- начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- формирует у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставляет возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

- 9 (18,75%) респондентов считают, что ранняя профориентация в дошкольном учреждении слишком преждевременна, дошкольников нужно готовить к обучению в школе, а не к профессии.

2. На второй вопрос анкеты «Беседуете ли вы со своим ребенком о разных профессиях?»

- 48 (100%) респондентов ответили положительно.

3. На третий вопрос анкеты «Рассказываете ли своей дочери (сыну) о своей профессии? Профессии ваших родителей?»

- 48 (100%) респондентов ответили, что рассказывают своим детям о своей профессии и профессии своих родителей.

4. На вопрос анкеты «Чем вы руководствовались при выборе своей будущей профессии?»

- 22 (45,8%) респондента при выборе будущей профессии руководствовались интересом к будущей профессии;

- 9 (18,75%) респондентов при выборе будущей профессии руководствовались возможностью профессионального роста и заработной платой.

- 5 (10,41%) респондента руководствовались своими возможностями и бюджетом семьи;

- 2 (4,16%) респондента руководствовались желанием и возможностями своих родителей;

- 3 (6,25%) респондента руководствовались желанием помогать людям;

- 2 (4,16%) респондента продолжили семейную династию;

- 5 (10,41%) респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

5.На пятый вопрос анкеты: «В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребенка?»

- 11 (22,91%) респондентов видят своего ребенка в медицине (врачом);

- 12 (25%) респондентов – военнослужащим;

- 5 (10,41%) респондентов – пожарным;

- 4 (8,33%)респондента – педагогом (учителем, воспитателем);

- 3 (6,25%) респондента - в творческой профессии;

- 2 (4,16%) респондента - инженером;

- 1 (2%) респондент – энергетиком;

- 1 (2%) респондент – полицейским;

- 1 (2%) респондент видит своего ребенка в строительном бизнесе;

- 1 (2%) респондента - поваром.

- 9 (18,75%) респондентов считают, что выбор профессии – это самостоятельный выбор ребенка;

- 5 (10,41%) респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.

6. На шестой вопрос анкеты, «С какими профессиями, по вашему мнению, необходимо знакомить дошкольников?»

- 46 (95,83%) респондентов считают, что нужно знакомить дошкольников со всеми профессиями;

- 1 (2%) респондент затруднился с ответом на этот вопрос;

- 1 (2%) респондент считает, что в дошкольном учреждении нужно знакомить детей со школьной программой.

7. На седьмой вопрос анкеты «Какие литературные произведения, по вашему мнению, помогают знакомить дошкольников с разными профессиями?»

- 32 (67%)респондента считают, что произведения К. Чуковского «Доктор Айболит», С. Михалкова «Кем быть?», «Дядя Степа»; стихи А. Барто расширяют знания детей о профессиях.

- 16 респондентов (33%) затруднились с ответом на этот вопрос.

8 На восьмой вопрос анкеты «Готовы ли вы к взаимодействию с детским клубом в процессе ранней профориентации дошкольников (создание клуба "Город мастеров", проведению совместных праздников, вечеров-встреч, экскурсий и т.п.)?

- 36 (75%) респондентов готовы к взаимодействию с дошкольным учреждением в процессе ранней профориентации дошкольников.

- 8 (16.67 %) респондентов готовы к взаимодействию с дошкольным учреждением, но если будет для этого свободное время.

- 4 (8.33%) респондента не готовы к взаимодействию.

9. На вопрос анкеты «Нуждаетесь ли вы в дополнительной методической литературе по проблеме ранней профориентации дошкольников?»

- 48 (100%) респондентов ответили отрицательно.

10. В каких формах вы бы хотели видеть работу клуба "Город мастеров ранней профориентации дошкольников?

- 38 (95,2 %)респондентов хотели бы видеть работу клубу в форме: беседы, консультаций, мастер-классов, открытых и совместных мероприятий, семинаров, экскурсий.

- 10 (4.8%)респондентов ответили отрицательно.

11. Как бы вы хотели проводить свое время в клубе "Город Мастеров?"

- 36 (75%) респондентов готовы проводить время в клубе, участвовать в «лаборатории профессий», взаимодействию с дошкольным учреждением в процессе ранней профориентации дошкольников.

- 8 (16.67 %) респондентов готовы к взаимодействию с дошкольным учреждением, проводить время в клубе, участвовать в «лаборатории профессий», взаимодействию с дошкольным учреждением в процессе ранней профориентации дошкольников, но если будет для этого свободное время.

Необходимо отметить, что значительный процент опрошенных родителей (законных представителей воспитанников) считает, что в дошкольном учреждении необходимо вести работу Клуба "Город мастеров" по ранней профориентации дошкольников и хотят принять активное участие в данной работе.

В качестве своего варианта ответа, было предложено проводить в клубе "Город мастеров" «квесты, мастер - классы, конкурсы дидактических пособий «Дошкольник в мире профессий», фотовыставка «Экскурсии на предприятия города», Дидактическое пособие «Календарь профессиональных праздников».

Такое распределение ответов говорит о том, что наиболее интересными для родителей и их детей является работа Клуба и они хотят принять участие в работе, узнать что-то новое.

Мастер-класс «Изготовление тематических папок «Лэпбук» - 11,40%

Методическое пособие «Организация развивающей среды по ранней профориентации» - 15.90%

Круглый стол «Воспитание у детей ценностного отношения к труду» - 22,70%

Творческий конкурс «Калейдоскоп семейных профессий» - 23.70%

Выставка макетов «Мир профессий» - 27.30%

Конкурс дидактических пособий «Дошкольник в мире профессий» - 27,35%

Фотовыставка «Экскурсии на предприятия города» - 34,10%

Видеоролики «Кем работают папа и мама» - 35,605

Дидактическое пособие «Календарь профессиональных праздников» - 40,80 %

Квест-игра «Путешествие в Город Мастеров» - 45, 70%

Для повышения компетентности родителей в вопросе ранней профориентации дошкольников воспитателям старшего дошкольного возраста рекомендуется:

Разработать мероприятия с участием родителей по ранней профориентации дошкольников:

- Детский клуб "Город Мастеров", который способствует ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

- Участие родителей в открытых мероприятиях, экскурсиях, праздниках.

- Семейные выставки и краткосрочные проекты по проблемам ранней профориентации.

Информацию о проделанной работе разместить на официальном сайте дошкольного учреждения в разделе «Наши группы».

Таким образом, основываясь на результатах проведенного социологического исследования можно сделать следующие выводы, а именно, готовы проводить время в клубе, участвовать в «лаборатории профессий», взаимодействию с дошкольным учреждением в процессе ранней профориентации дошкольников и сделать Клуб местом для проведения семейного досуга, активного отдыха и познавательным центром для ранней профориентации дошкольников.

По результатам данного исследования было выявлено, что Детский клуб "Город мастеров" имеет большой потенциал и возможности для развития ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Данное исследование позволило определить целевую аудиторию, ее основные потребности и предпочтения, поспособствовало поиску потребительских ориентиров и задало вектор движения для составления перечня услуг и наполнения самого клуба "Город Мастеров".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Хрестоматия «Куклы-обереги»

Хрестоматия «Куклы-обереги» Введение: Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами...

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости…

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости к сказке» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Ход мероприятия: Под весёлую музыку дети входят в зал, выполняют...

Читайте также

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...