Опыт работы воспитателя на тему: «Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»

Актуальность, цели, задачи, гипотеза

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Важным условием, средством воспитания и личностного развития детей выступает исследовательская деятельность.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана, или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. И его развитие в этом направлении можно и нужно начинать с самого детства. Ребенок рождается исследователем. Генетически предопределенная поисковая активность создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. Исследовательское поведение для дошкольника - важнейший источник получения представлений о мире.

Педагоги и родители должны учить детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей. Как показывают исследования ученых и педагогов, занимающихся проблемами исследовательской деятельности и экологического воспитания детей: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, О. Б. Дыбина, С. Н. Николаева, Н. А Рыжова и других, элементарные исследования и наблюдения за природой в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими. Только при этом условии исследовательская деятельность окажет на детей определенное воспитательное воздействие.

В процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.

Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Актуальность данной проблемы определила цель работы – формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Цель выдвигает последующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
  2. Выявить уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
  4. Разработать методический продукт: авторская рабочая программа дополнительного образования «Любознайка»

Гипотеза заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию представлений о природе.

Работа по данной проблеме проводилась со всеми участниками образовательных отношений и строилась в три этапа:

  1. Первый этап – диагностический, включал в себя проведение первичных диагностик с детьми старшей группы (16человек) в начале учебного года.

- Мини-тест, разработанный авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. по определению уровня представлений о предметах и объектах неживой природе

- Методика Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности»

По результатам, проведенных исследований было выявлено, что у 62,5 % (10 человек) детей отмечался низкий уровень и 37,5% (6человека) – средний уровень сформированности представлений о природе.

Наибольшее затруднение дети испытывали в составлении развернутого ответа на вопросы воспитателя о свойствах и назначении предметов из металла, стекла, пластмассы и проведения сравнительного анализа между свойствами предметов таких как: стекло и пластмасса, дерево и металл, песок и глина.

Кроме того, было выявлено, что при выборе деятельности воспитанниками экспериментальная деятельность занимает шестое место из шести предложенных.

  1. Второй этап – формирующий

Направлен на организацию целенаправленной работы с воспитанниками, их родителями и педагогами в рамках заявленной темы:

Работа с воспитанниками заключалась в организации непосредственно-образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности, игровой деятельности, направленной на формирование представлений о природе посредством экспериментирования, а именно:

- дидактические игры

- целевые прогулки

- наблюдения

- занятия-экскурсии

Наблюдение – один из значимых методов ознакомления с явлениями природы. Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, ибо логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Еще К. Д. Ушинский в свое время говорил, что наблюдения помогают ребенку усвоить конкретные знания, которые отражаются в ясной мысли и точном слове.

Наблюдая, ребенок не только запечатлевает окружающее, но постепенно получает пояснения взрослых, которые помогают ему понять то, что он видит.

Экспериментирование (опытно-исследовательская деятельность) - еще один необходимый метод ознакомления детей с явлениями неживой природы. Оно проводится в увлекательной форме, поддерживает живой интерес у детей. И. Фрейдкин в статье «Как знакомить детей с явлениями неживой природы» писал: «ознакомление с физическими явлениями дает оптимальные результаты только при постановке простейшего физического эксперимента - внимание ребенка активизируется на изучаемом физическом свойстве».

В процессе экспериментирования дети приучаются самостоятельно анализировать явление, находить его причину и делать простейшие выводы. Проведенный в процессе непосредственно-образовательной деятельности эксперимент дает детям более полную информацию об изучаемом явлении, повышает наглядность и доступность материала, делает эффективным процесс ознакомления с объектом (явлением), удовлетворяет естественную любознательность дошкольников. Они видят самые разнообразные свойства изучаемого явления. Все это положительно влияет на мыслительный процесс.

Опытно – экспериментальная деятельность интегрируется с другими видами деятельности детей:

  • ознакомление с художественной литературой;
  • развлечения;
  • сюжетно- ролевые игры;
  • художественно- продуктивная;
  • музыкальная.

При организации опытно- исследовательской деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

  • избегать прямых инструкций, учить детей действовать самостоятельно и независимо;
  • не сдерживать инициативу детей;
  • не делать за них то, что они могут сделать сами;
  • не спешить с вынесением оценочных суждений.

Структура проведения опытов-экспериментов:

  • формулировка познавательной задачи;
  • уточнение правил безопасности;
  • выдвижение предположений;
  • проверка гипотез;
  • выводы, фиксация результатов.

Дидактические игры позволяют закрепить у детей раннее усвоенный материал, сформировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.). Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью, развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Были изготовлены дидактические игры, направленные на формирование представлений о природе у старших дошкольников:

  • «Вершки и корешки»
  • «Живое - неживое»
  • «Узнай растение»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Овощи - фрукты»
  • «С какого дерева листок»
  • «Полезные ископаемые»
  • «Чей след»
  • Животные и их детеныши»
  • «Определи время года»

При организации экспериментальной деятельности использовалась как самостоятельно изготовленная картотека, так и уже готовая картотека.

Были также изготовлены картотеки, направленные на развитие экспериментальной деятельности:

  • Опыты с водой
  • Опыты с воздухом
  • Опыты со светом
  • Опыты с песком

Сделаны альбомы из серии «Мир на ладошке», направленные на развитие экспериментальной деятельности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим был расширен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Центр пополнился разнообразным оборудованием:

  • различные емкости;
  • шприцы, трубочки;
  • увеличительные стекла, лупы;

Предметно-развивающая среда была пополнена макетом солнечной планеты и фильтром для фильтрации жидкостей.

Таким образом, организация экспериментальной деятельности с детьми играет положительную роль на формирование представлений о природе. Отмечается повышение уровня развития любознательности (дети научились видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблемы, выделять существенные признаки, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять исследования, делать определенные выводы).

Работа с родителями воспитанников:

Тема моего опыта работы освещалась на родительском собрании в форме деловой игры на тему «Учимся, играем, познаем», где был раскрыт вопрос о важности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Проведена консультация на тему «Маленький исследователь», в которой был рассмотрен вопрос об играх – экспериментах.

В родительский уголок регулярно помещалась информация по теме опыта работы: «Детям о природе», «Элементарные опыты с водой», «Что нельзя и что нужно».

Кроме того, родители приняли участие в расширении развивающей предметно-пространственной среды группы. С их помощью центр экспериментирования был пополнен серией книг М. Султановой «Простые опыты», внесен макет солнечной системы.

Работа с педагогами:

Проведена консультация на тему «Уголок экспериментирования», на которой педагоги получили практические знания по содержание уголков детского экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей.

Презентован альбом на тему «Волшебница-вода», в котором собран дидактический и наглядный материал по возрастным группам.

Подготовлено выступление на педагогическом часе на тему «Экологическое моделирование», где был раскрыт вопрос о разных видах моделей при работе с детьми для успешного усвоения знаний об объектах природы, связях между ними.

Организовано открытое мероприятие с детьми «Маленькие волшебники», где дети показали свои умения сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы в ходе экспериментальной деятельности с различными материалами и получило положительные отзывы коллег.

  1. Третий этап – итоговый, позволил проследить динамику освоения детьми знаний по теме и выявить эффективность педагогических условий.

Результаты повторных диагностик в конце учебного года показали положительные результаты:

Направление Начало года старшей группы Конец года подготовительной к школе группы
Н.у. С.у. В.у. Н.у. С.у. В.у.
Развитие представлений о природе 62,5% 37,5% 0% 0% 12,5% 87,5%

Повторная диагностика по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» показала что, экспериментальная деятельность стала занимать у детей лидирующее место из всех предложенных.

Таким образом, планомерное проведение экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, направленное на формирование представлений о природе способствовало:

  • повышение уровня развития любознательности (дети научились видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблемы, выделять существенные признаки, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять исследования, делать определенные выводы);
  • речевому развитию (обогащение словарного запаса детей различными терминами, правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
  • развитию личностных характеристик (дети стали более инициативы, самостоятельны, научились сотрудничать с другими);

Поэтому, поэтапную и соответствующую возрастным особенностям детей работу по данному направлению можно считать эффективной. Поставленные ранее цели и задачи достигнуты, гипотеза подтверждена.



Новые публикации

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Лэпбук «Народная игрушка»

Лэпбук «Народная игрушка» Русская народная игрушка является важным элементом традиционной культуры русского народа и представляет собой объединение средств декоративно-прикладного и изобразительного...

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи Здравствуйте. Я Свиридова Любовь Николаевна - музыкальный руководитель, реализую в детском саду...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...

Квест-игра «Спасение светофорчика»

Квест-игра «Спасение светофорчика» В предложенной статье представляем конструкт занятия по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Занятие проводится в...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России» Цель: Воспитание чувства патриотизма, любви к России, гордости за родную страну Задачи: - Закрепить и...





В блогах

«Я – исследователь!» Проект «Зачем автомобилю бампер?»

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам передвигаться в повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад, или мы всей семьей ездим за продуктами в магазин...

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»  

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»   Программное содержание: - продолжать учить детей «читать» карточки- символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; -развивать воображение и творческое мышление у детей; -формировать...

Развлечение в первой младшей группе "1июня - День защиты детей"

«1 июня - День защиты детей» Цель:  создание благоприятной праздничной атмосферы, положительного эмоционального фона общения детей со сверстниками, условий для развития двигательной активности детей. Задачи:  продолжать знакомство детей с признаками времени года «Лето»; формирование здорового образа жизни; развивать речь, внимание...

Исследовательский проект в старшей группе " Как сохранить яблоки?"

Введение. Мы с Аней очень любим яблоки. Мы знаем, что их любят многие дети и взрослые. Эти фрукты растут в наших садах. Яблоки вкусные, сладкие, ароматные, в них много витамин. Однажды мы принесли в детский сад яблоки, Но яблоки у...