Опыт работы по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

«Любовь к Родине большой начинается с

любви к Родине малой и вырастает из

чувства гордости за свой край, своих

земляков, за то, что сам человек является

наследником богатства – своей земли».

Д. М. Лихачев.

Актуальность. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, для которого характерны наибольшая обучаемость и глубина впечатлений. Усвоенные в этот период знания, умения и впечатления оказываются особенно прочными. Они составляют фундамент дальнейшего развития личности.

Патриотизм начинается с восхищения тем, что видят дети, что оставляет эмоциональный отклик в их душе. Первые чувства патриотизма проявляются у детей в любви к самым близким людям - матери, отцу, бабушке и дедушке. Дети начинают открывать для себя Родину с того места, где они живут. Это родной дом, улица, где дети играют со своими друзьями, детский сад, в котором дети проводят большую часть времени. Такая любовь постепенно переходит в любовь к родному району, городу, стране, человечеству в целом. Знакомясь с родным городом, дети накапливают социальный жизненный опыт, учатся осознавать себя частичкой большого государства, осваивают социокультурные ценности народа.

Ш. Монтескье сказал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Семья занимает важное место в патриотическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает эмоциональное благополучие. Сотрудничество детского сада с семьями детей по патриотическому направлению не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и помогает создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного города и страны в целом. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Теоретическая основа научных исследований. Проблема патриотического воспитания разрабатывалась в трудах отечественных педагогов. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует воспитывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте появляются новшества, которые свидетельствуют о необходимости в проведении работы по патриотическому воспитанию. Прежде всего, к ним относятся формирование у ребёнка нравственных чувств на основе развития и обогащения эмоциональной составляющей ребёнка. Н.К. Крупская указывала на то, что чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. А.С. Макаренко видел сущность воспитания патриота – гражданина, личности, способной на производительный труд на благо Отечества. С. А. Козлова отмечает, что патриотизм — это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому и начинается у детей с элементарного чувства привязанности.

В работах многих современных педагогов прослеживается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Н.В. Ипполитова определяет патриотическое воспитание как взаимодействие воспитателя и ребёнка (воспитанника), которое направлено на развитие патриотических чувств, формирование убеждений, норм патриотического поведения. И.Г. Добрицкая и О.С. Колпачук предлагают знакомить дошкольников с событиями прошлого. Н. Ф. Виноградова особую роль в патриотическом воспитании детей отдает ознакомлению дошкольников с природой. Л. А. Кондрыкинская считает базой формирования патриотизма глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле. Н.Г. Комратова считает, что для формирования целостного представления об окружающем мире, следует уделять внимание сведениям исторического характера, подчеркивая связь прошлого, настоящего и будущего, комплексному изучению природы, населения, экономическому развитию областей и мира в целом.

К выбору данного направления работы с детьми меня подтолкнула заведенная несколько лет назад в нашей группе традиция: каждый понедельник мы с детьми играем в игру «Расскажи о своих выходных». Дети не только делятся своими впечатлениями друг с другом, но и еще тренируют память и внимание: нужно внимательно выслушать своих друзей и в конце игры ответить на вопросы о том, чем запомнились выходные каждому ребенку («Чем занимался Коля?», «Куда ездила Оля?», «С кем познакомилась Аня?» и т.п.). Самыми частыми фразами детей в этой игре являлись такие фразы, как «Ходили в магазин», «Гуляли по торговому центру», «Были в детском городке», «Ездили в гости». Таким образом прогулки детей с родителями по городу ограничивались только походами в магазины, торговые и развлекательные центры. Дети не получали достаточно представлений о родном городе.

Диагностика детей и анкетирование родителей. Для выявления уровня патриотического воспитания дошкольников мною была проведена диагностика М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. С помощью данной диагностики определялись уровни знаний детей о родном городе, государственной символике, культуре и традициях русского народа, отношение к родному городу и стране.

Результаты диагностики показали следующее. Все дети знают свое имя, фамилию, название родного города и страны; имеют представления о членах семьи и ближайших родственниках. Только половина из опрошенных детей смогли назвать свой домашний адрес и улицы ближайшего окружения. Большинство детей с легкостью определяют флаг и герб города и страны. Дети затрудняются называть географическое расположение города, его достопримечательности, не владеют знаниями об их истории. Не в полном объеме знают народные праздники. С интересом рассказывают о растительном и животном мире. Дети проявляют дружелюбие и оказывают друг другу помощь. Но затрудняются в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.

Анкетирование родителей показало, что они не считают себя компетентными в вопросах патриотического воспитания, но хотели бы уделить данному направлению больше внимания. Родители не владеют достаточной информацией о том, как и в какой форме знакомить детей с родным городом и страной. Родители совершают совместные прогулки с детьми по городу, но только по современным объектам. Большая часть родителей считают, что посещение исторических объектов города будет тяжело восприниматься детьми.

Исходя из результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста и анкетирования родителей мною были поставлены цель и задачи работы.

Цель: содействовать формированию патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом Нижним Новгородом.

Задачи:

1. Способствовать расширению представлений детей о географическом, историческом, культурном, промышленном и природном своеобразии Нижнего Новгорода.

2. Поддерживать интерес к районам города, их достопримечательностям и общественным учреждениям; к людям, прославившим Нижний Новгород.

3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь, умение свободно мыслить, фантазировать, рассуждать, высказывать свое мнение; отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

4. Стимулировать проявление любви к родному городу, уважения к делам и подвигам знаменитых людей, бережного отношения к культурным ценностям.

5. Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса.

Ведущая педагогическая идея. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности для воспитания и обучения детей. В системе формирования патриотических чувств дошкольников метод проектов является одним из самых эффективных. Он дает возможность организовать игровую, познавательно – исследовательскую, коммуникативную и продуктивную деятельность детей; формирует собственный жизненный опыт общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Особенность проектной деятельности в том, что она всегда разворачивается в проблемной ситуации, имеет адресный характер, предполагает самостоятельный выбор детьми способов реализации проекта, имеет продукт деятельности. В проектной деятельности родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувства сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предполагаемый результат

1. Систематизируются и обогатятся представления детей о родном городе Нижнем Новгороде: его истории, символике, главных достопримечательностях, архитектурных сооружениях, районах и их промышленных предприятиях, знаменитых нижегородцах, спортивных и культурных объектах, растительном и животном мире.

2. Сформируется устойчивый интерес к дальнейшему познанию города, желание творчески отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности; активизируется словарь детей.

3. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе будет способствовать повышению их компетентности по представленной проблеме.

4. Развивающая предметно - пространственная среда группы пополнится новым дидактическим материалом.

Содержание работы.

1. Организационный этап

1. Выявление уровня знаний детей о родном городе Нижнем Новгороде.

2. Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме.

3. Информирование родителей об участии детей в проектной деятельности, вовлечение их в проект, анкетирование родителей.

4. Календарно – тематическое планирование проектной деятельности.

5. Составление конспектов занятий, бесед.

6. Подбор дидактического материала.

2. Основной этап

Моя работа по формированию патриотических чувств у детей подготовительной группы через ознакомление с родным городом велась в течение года. В основу работы легли три взаимосвязанные проекта. Каждый проект имел свою определенную цель и длился три месяца.

Проект №1 «Знакомство с историей возникновения Нижнего Новгорода и его памятниками архитектуры»

Задачи проекта:

- познакомить детей с первыми жителями земли Нижегородской, с историей

возникновения Нижнего Новгорода, с символикой города;

- расширить представления об исторических сооружениях Нижнего Новгорода (Нижегородский. Кремль, Нижегородская ярмарка, храмы города);

- формировать представления о старинных улицах и площадях города;

- развивать связную речь, память, внимание;

- воспитывать любовь и чувство гордости к родному городу.

Проект №2 «Знакомство с районами Нижнего Новгорода и их достопримечательностями»

Задачи проекта:

- формировать представления о районах Нижнего Новгорода, их территориальном расположении, истории возникновения, промышленных предприятиях, общественных учреждениях;

- расширить представления о районе, в котором живут дети – Автозаводском;

- познакомить с известными и почетными жителями города, людьми, прославившими Нижний Новгород;

- развивать память, внимание, связную речь;

- воспитывать понимание значимости каждого района для города в целом.

Проект №3 «Современный город Нижний Новгород»

Задачи:

- познакомить с культурными и спортивными учреждениями города;

- расширить представления о реках города, его растительном и животном мире;

- систематизировать представления о разных видах транспорта города;

- развивать связную речь, умение устанавливать причинно – следственные связи;

- воспитывать потребность в необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы, культурным учреждениям.

Чтобы привлечь детей к проектной деятельности по данной теме, мною был выбран следующий игровой прием. Это общение детей с детьми из другой страны с помощью писем.

На первых этапах проектной деятельности перед детьми формулировалась проблема. Проект №1: дети из Китая хотят приехать в один из исторических городов нашей страны; считается ли наш город историческим, сможем ли мы пригласить детей к нам в город? Проект №2: дети из Китая захотели жить в нашем городе; какой район города им понравится? Проект №3: дети из Китая хотят узнать о современных учреждениях и природе нашего города; о том, на каком транспорте можно путешествовать по городу.

На вторых этапах проектов я помогала детям грамотно спланировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Мы вместе обсудили. Дети объединялись в рабочие группы и распределяли между собой роли.

На третьих этапах у детей формировались знания, умения и навыки. Реализация задач проходила через разнообразные виды деятельности детей:

- непосредственно – образовательная деятельность: «История возникновения Нижнего Новгорода», «История Нижегородского кремля», «История возникновения Нижегородской ярмарки», «Военный транспорт Горьковского автомобильного завода в годы Великой Отечественной войны»;

- беседы: «Как я понимаю слово «Родина», «Символы Нижнего Новгорода», «Что такое храм?», «Улицы нашего города», «Что такое культурные учреждения?», «Правила поведения в музеях и театрах», «Как сохранить чистоту города?»;

- рассказы взрослого: «Башни Нижегородского кремля», «Как работает современная Нижегородская ярмарка», «Храмы Нижнего Новгорода», «Как устроен храм», «Как создаются скульптуры», «Чем знаменита площадь народного Единства?», «Почему площадь Минина и Пожарского получила такое название?», «Нагорная и заречная части города», «Районы города», «Что такое легкая, тяжелая и пищевая промышленность?», «Как возник Автозаводский район», «ГАЗ в годы Великой Отечественной войны», «Люди, прославившие Нижний Новгород», «Улицы носят их имена», «О чем расскажет планетарий», «Виды и жанры театра», «Как вода попадает в дома людей», «Парки нашего города», «Как можно вторично использовать мусор?», «Нижегородский метрополитен», «Речной вокзал Нижнего Новгорода», «Заводы Нижнего Новгорода, выпускающие водный транспорт», «Аэропорт Автозаводского района»;

- рассматривание иллюстраций: «Нижний Новгород в древности», «Как менялся герб Нижнего Новгорода», «Народные промыслы Нижегородского края», «Старинные улицы города», «Старинные здания нашего города», «Обустройство районов для жизни людей», «Учреждения, которые помогают людям», «Заводы и фабрики Нижнего Новгорода», «История Горьковского автомобильного завода», «Достопримечательности Автозаводского района», «Известные жители Автозаводского района», «Памятники известным людям», «Театры Нижнего Новгорода», «Где можно заниматься спортом в нашем городе?» «Реки нашего города», «Речные обитатели», «Правила поведения в природе», «Виды транспорта» «Канатная дорога»;

- ситуации общения: «Правила поведения в храме», «На каких предприятиях работают мои родители?», «Улица моего района», «Мосты Нижнего Новгорода», «Правила поведения в разных видах транспорта»;

- творческое рассказывание: «Где используются машины ГАЗ», «Прогулки по Автозаводскому району», «Как я посетил музей», «Прогулка по парку», «Наше путешествие в зоопарк», «На представлении в цирке», «Речное путешествие»;

- просмотр компьютерной презентации: «Первые жители Нижегородской земли», «Как возник Нижний Новгород», «Объекты Нижегородского кремля», «Путешествие по Большой Покровской», «Чкаловская лестница», «Достопримечательности районов города», «Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому», «Музеи Нижнего Новгорода», «Знакомство с Красной Книгой»;

- чтение художественной литературы: пословицы и поговорки о Родине, чтение легенд о возникновении Нижнего Новгорода, «Сказ о яростном олене», Г. Ладонщиков «Наша Родина», В. Степанов «Что мы Родиной зовем?», Т. Бокова «Родина», Наталья Довженко «Нижегородский кремль», А. Кальмина «Район Автозавода», А. Кальмина «Наш район Автозаводский», С. Алексеев «Зоя», С. Михалков «Стихотворение про музей», Н. Соколова «Театр кукол», А. Барто «В театре», Н.А. Рыжова«Как речку обидели», Н.И. Сладков «Хитрый одуванчик», С. Белых «Спор деревьев», Г. Скребицкий «Воришка», Б. Житков «Кружечка под елочкой», Н. И. Сладков «По неведомой дорожке», Н. Носов «Автомобиль», Е. Тараховская «Метро», Л. Соколова «Мореплаватели», С. Алексеев «Ночной таран»;

- проблемные ситуации: «Как на ярмарке из множества товаров выбрать самое необходимое?», «Куда обратиться, если протекает труба?», «Как приобрести билет на поезд, не выходя из дома?», «Если нет заказа на машины?», «Почему загрязняются реки?», «Как сохранить чистый воздух?», «Как уберечь деревья от вырубки?», «Почему исчезают птицы и звери?»;

- дидактические игры: «Отгадай, про какую башню говорю», «В какой башне прячешься?» (на ориентацию на плоскости), «Узнай улицу по картинке», «Что есть во всех районах», «Ассоциации. Заводы и их продукция», «Угадай улицу района по фотографии», «Чтобы я показал другу из другого города», «Ассоциации. Чем прославился человек», «Узнай человека», «Про кого говорю», «Узнай памятник», «Отгадай, про какой памятник говорю», «Из какого музея предмет?», «Отгадай, в какой музей я попала»;

- театрализованные игры: конусный театр «Дары для князя», варежковый театр по сказке М. Горького «Воробьишко», бибабо по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», теневой театр по сказке В. Катаева«Цветик – семицветик», настольный театр по сказке В. Бианки «Теремок»;

- сюжетно – ролевые игры: «Оформление кредита в банке», «Экскурсия по площади», «На почте», «В библиотеке», «Ветеринарная клиника», «Перелет на самолете в другой город»;

- подвижные и народные игры: «Пахари и жнецы», «Веселые старты», «Горелки», «Медведь и пчелы», «Море волнуется», «Моряки и акула», «Самолеты».

- рисование: «Герб Нижнего Новгорода», «Башни Нижегородского кремля», «Модели машин Горьковского автомобильного завода» (пластилинография), «Что изобрел Кулибин?», «Билеты для посещения культурных учреждений», листовки «Сохраним природу города», «Общественный транспорт на улицах города»;

- лепка: лепка изделий из соленого теста «Товары для Нижегородской ярмарки», «Изделия посуды в музей истории художественных промыслов».

- аппликация: «Дятловы горы», «Храм нашего города», «Кораблик»;

- ручной труд: коллективная работа «Нижегородский кремль», «Самолет Валерия Чкалова»;

- конструирование: «Башни Нижегородского кремля», «Авиационный завод «Сокол», «Машиностроительный завод»; из бумаги «Корабли завода «Красное Сормово», «Самолет в аэропорту Стригино».

- слушание музыки и песен: гимн «Родные дали с Волгой и Окой» (сл. В. Шамшурина, муз. Л. Сивухина), А. Морозов «Нижний Новгород», звон колоколов;

- исследовательская деятельность: выявление разных состояний воды; срезанные ветки деревьев и кустарников в баночке с водой (на выявление свойств живых объектов, быстроту распускания почек); выявление свойств воздуха;

- трудовая деятельность: нахождение на территории детского сада природных объектов, нуждающихся в помощи; сооружение на участке построек из снега ( фонтан в Автозаводском парке, машина ГАЗ, крепость).

- экскурсии: в библиотеку имени В. Бианки, к Вечному огню.

- игровые упражнения с лэпбуками: «Найди знакомую улицу», «Разложи на группы старинные и современные здания», «Разложи транспорт на группы»;

- игры с макетами: «Нижегородский кремль», «Районы города и схемы башен Нижегородского кремля»;

- работа с картой России – обозначение Нижнего Новгорода на карте, нахождение рек Волги и Оки.

На четвертых этапах мы обсуждали успехи и сложности проекта, готовили к презентации продукты проекта. Продуктом проекта №1 стали интерактивные игры по усвоенной информации; проекта №2 – лэпбуки «Мой город Нижний Новгород», «Автозаводский район Нижнего Новгорода»; проекта №3 – праздник к 800 – летию города.

Работа с родителями. В моей работе родители были активными участниками проектной деятельности. Мною были разработаны и реализованы следующие формы взаимодействия с родителями:

- анкетирование родителей «Патриотическое воспитание в семье»;

- родительские собрания «Воспитание патриотических чувств к родному городу», «Итоговое родительское собрание»;

- выставка литературы по ознакомлению с родным городом;
- информация в папки – передвижки: «Как воспитать патриота», «Музеи Нижнего Новгорода», «Словесные игры на ознакомление с Нижним Новгородом», «Полезная информация о городе для взрослых»;

- консультации: «Познавательные прогулки по Нижнему Новгороду», «Значение фотографий в ознакомлении детей с достопримечательностями города»;

- участие в праздниках «Масленица», «8 Марта», «День защиты детей», «День победы»;

- создание фотоколлажей «Дети о работниках ГАЗ», «Прогулки по Нижнему Новгороду»;

- выступления на занятиях «Знакомство с общественными учреждениями города»;

- выставки совместных с детьми творческих работ «Мои любимые места в Нижнем Новгороде»;

- участие в акции «Сохраним город чистым» - «Поделки из бросового материала»;

- составление презентаций о городе в рамках районного образовательного проекта «Лучший город Земли»;

- участие в педагогическом совете (подготовка ребенка с выступлением презентации о музее истории развития ГАЗ).

Развивающая предметно - пространственная среда. Благодаря данной работе развивающая предметно – пространственная среда пополнилась новыми пособиями:

- макеты: «Наш детский сад», «Парк культуры и отдыха ГАЗ», «Улица Прыгунова», «Нижегородский кремль»;

- настольно – печатные игры: «Собери герб Нижнего Новгорода», «Собери флаг Нижнего Новгорода», «Собери башни Нижегородского кремля», лото «Нижегородский кремль и его объекты», «Народные промыслы Нижегородского края», «Путешествие по Нижнему Новгороду», лото «Нижний Новгород», «Районы Нижнего Новгорода и их достопримечательности», «Кто где работает?», «В каком учреждении ты оказался?», «Машины Горьковского автомобильного завода», «Лото «Автозаводский район», «Районы Нижнего Новгорода и их достопримечательности», «Найди объекты города по схеме», «Расположи памятники по районам», «Собери театр» «Что найдешь в музее»;

- модульный макет «Нижний Новгород» с карточками на магнитах: карта города с районами, башни Нижегородского кремля, народные промыслы Нижегородского края;

- картотека картинок: «Автозаводский район», «Общественные учреждения города», «Люди, прославившие Нижний Новгород», «Площади и исторические улицы города», «Достопримечательности города»;

- альбомы для рассматривания: «История возникновения Нижнего Новгорода», «Нижегородский кремль и его башни», «История развития Автозаводский район», «Детям о Нижнем Новгороде»;

- игровые пособия: кубики «Достопримечательности Нижнего Новгорода», «Часы знаний о Нижнем Новгороде»;

- лэпбуки: «Мой любимый город Нижний Новгород», «Автозаводский район Нижнего Новгорода».

3. Заключительный этап

С целью выявления результативности проведенной мною работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным городом была повторно проведена диагностика. Она показала, что у детей расширились представления о родном городе Нижнем Новгороде: благодаря легендам они запомнили историю основания города; могут не только правильно называть достопримечательности, но и составлять о них небольшие рассказы; знают многих прославленных нижегородских людей и кому посвящены самые известные в городе памятники; узнают и называют знакомые улицы, подразделяют город на районы. Дети могут назвать несколько известных промышленных предприятий города и их продукцию. У детей проявляется активный интерес к разным культурным объектам города, желание их посещать. С удовольствием делятся своими впечатлениями с взрослыми и детьми. Полученные знания дети закрепляют в продуктивных видах деятельности, сюжетно – ролевых и театрализованных играх. У детей появилось чувство гордости не только к известным нижегородцам, но и к городу в целом.

Данный проект способствовал установлению доверительно делового контакта между семьёй и детским садом. Дети стали более внимательными друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, но и установленными нормами и правилами поведения. Стала проявляться активная позиция родителей: экскурсионные прогулки с детьми по городу, демонстрация фотоколлажей, оказание помощи в изготовлении макетов и подборе иллюстративного материала про город, обсуждение с воспитателем разнообразных вопросов по патриотическому воспитанию.

Дальнейшие перспективы реализации проекта:

- изучение истории городов Нижегородского края;

- участие в муниципальных конкурсах исследовательских и проектных работ;

- обмен опытом работы на МО и общих собраниях ДОУ.

Выводы. Таким образом, работа по воспитанию патриотических чувств дошкольников показала, что приобщая детей к истории, культуре родного края мы формируем любовь и гордость за свой родной край, помогаем детям почувствовать себя маленькими гражданами своей малой Родины, и самое главное – растим патриотов своей страны.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал в беду» Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят...

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли…

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли на полянку игр пришли» Цель: • Доставить радость детям. • Развивать двигательно-активные виды...

Читайте также

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития мелкой моторики. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное...

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...