Формирование экологических знаний о растениях родного края у дошкольников в практической деятельности

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, входит в мир растений. Тянется к ней, изучает его по своему (трогает, ощущает, нюхает, любуется, удивляется). Природа - необходимое условие становления целостной личности. Она интересна ребенку, он хочет познать его закономерности. Поэтому экология должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми исходных представлений о растениях. Поддерживая интерес дошкольников, учитывая значимость знакомства детей с растениями Чувашской республики для формирования начал экологической культуры, экологического сознания и развития личности ребёнка, педагогу необходимо вести его от знакомства с природой к ее пониманию. Учитывая силу эмоциональности и открытости души дошкольника вызывать у них желание заботиться о растениях, воспитывать основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира. Предпосылкой для развития этого чувства являются положительные эмоции, возникающие от общения детей с природой и восприятия её красоты, а также при обучении определённым трудовым умениям и навыкам. Это значит, процесс познания надо вести эмоционально-практическим путем.

Знакомство с природой родного края чрезвычайно важно и для процесса формирования чувства гражданственности. Дошкольник должен понимать личную важность за ситуацию окружающей среды.

Я. А. Каменский должно быть примечал в природе ресурс информаций, перспективу для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», в чаяние показать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

У педагогов, философов, культурологов, психологов, экологов 20 века (Н.Н. Моисеев, С.Н. Глазачев, Б.Т. Михачев, С.В. Алексеев, Н.М. Мамедов, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов, А.Д. Урсов и другие) сформировалось понимание этого явления в том, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений, именно экологическая культура должна стать ядром человеческой личности, способной спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый оборот развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносятся качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса: образование человека и его становление как социокультурного индивида.

Ребенок стремиться к активному участию, т. е. к непосредственному действию с растениями: сажать, наблюдать за ростом, ухаживать, поливать и т. д. оно помогает детям усваивать необходимые информации о растениях.

Важно вовлекать детей в это занятие: в огороде и на участке детского сада, в природном уголке, на прогулке, дома, во время экскурсий. Необходимо чтобы во время практики они видели, как все развертывается (всходит, растет, цветет, дает семена и плоды).

Для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

необходимо выделить три педагогических условий:

1. основание предметно-пространственного экологического окружения в ДОУ;

2. подключение дошкольника в природоохранную функцию как модель экологического образования;

3. контакт с родителями как средство формирования экологической культуры.

Такие формы событий как наблюдения и обсуждения наблюдаемых явлений, экскурсии, прогулки, моделирования, экспериментирования, обследования материалов, продуктивная деятельность, труд, наиболее близки и естественны для дошкольника.

Наблюдая рассматриваем внешний вид, учим детей выделять части растения, их назначение. Показываем место растения в системе классификации (травянистое растение, кустарник, дерево). Для знакомства детей с объектами в естественной обстановке, нужно устраивать экскурсии. Находясь в парке или в лесу, есть возможность соприкасаться с растениями. Где они сталкиваются с условиями их роста и развития. Усваивают умения собирать для гербария цветы, листья, не нанося вместе с тем вред окружающей среде. Для закрепления полученных сведений об особенностях объектов природы, их структуры, действующих связей между ними, совместно с детьми желательно моделировать их. На предмет расширения и уточнения конкретных представлений о растениях, Н. И. Ветрова советует использовать модели-шкалы отличий цвета, величины, характера поверхности и расположения. Форм, состав частей растений. Посредством моделирования дети обучаются ухваткам раздробляющей абстракции. В ходе экспериментов дети удостоверяются в необходимости для растений воды, света, тепла и почвы. Экологические игры удовлетворяют детскую любознательность, вовлекают его в активное освоение окружающего мира. Помогают ребенку завладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Подбор игр делаем по возрасту. Хорошо если в уголке природы есть поучительные экологические сказки «Как медведь потерял пень», «Эколята друзья леса». Такие сказки помогают обсуждать, находить причины ошибок поведения человека в природе и находить путь помощи растениям и всему живому. Столкнувшись с определенной экологической ситуацией, дети охватывают ее целиком и поэтому легко приходят к правильным выводам. Общая трудовая инициативность может принимать различные формы и проходить с разной степенью увлеченности и причастности, как старших, так и детей. Когда у каждой группы свои грядки в огороде и дети сами ухаживают за разными растениями с весны до осени, дает возможность увидеть результаты своего труда, возможность радоваться урожаю, угощаться им и угощать других. В нашем детском саду осенью дети собирают семена цветов. Весной их сеют для рассады. Выращенную рассаду пересаживают на клумбы и ухаживают за ними. Такой кругооборот детской практики осуществляют в каждой группе. Прогулка на участке особенно важный момент для общения детей с природой родного края. В течение всего сезона осуществляется рассматривание с детьми растений ближайшего окружения. Четыре сезона года дают возможность понаблюдать за изменениями травы, кустов, деревьев, цветов. Дети легко выявляют общие закономерности инверсии в природе.

По нашему мнению, только систематическая информированность с биоразнообразием растений родного края, демонстрация их связи с внешней средой обитания, вовлечение в практические функции по стабилизации условий ради жизнедеятельности живой природы, предоставление возможности наблюдать за их ростом и развитием в естественных условиях, способствуют в получении экологических знаний о растениях. В частности на этапе дошкольного детства ребенок испытывает эмоциональные чувства о природе, и вкладываются у него первые элементы экологической культуры.

 

Литература

1. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С. 45-49.

2. Николаева, C. H. Методика экологического воспитания дошкольников. / C. H. Николаева, – M., 2006. – 223с.

3. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2000.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в средней группе по аппликации «Мы строим домик»

Конспект НОД в средней группе по аппликации «Мы строим домик» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально – коммуникативное...

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях…

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре В общей системе образовательной деятельности детского...

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...

Читайте также

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы»

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы» Календарный план образовательной работы Комплексная тема: «Весна. Приметы весны». Цель: Обобщить знания детей о весне как...