Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем, ведь речь идет важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд так же, как игра, есть особая форма детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяет удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста:

- желание действовать с предметами и получать определенные осмысленные результаты,

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Данный вид труда тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Задача воспитателя, пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно- изобразительной деятельности, в ручном труде.

Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам, поддерживает творческие инициативы детей. В этот период ребенок получает первичное развитие имеющие задатки к специальным способностям [1. c. 203].

Воспитатель постоянно создает ситуации, способствующие детей активно использовать свои знания, ставить перед ними более сложные задачи, развивать их волю, доводить начатое дело до конца, обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, творчества. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать воспитанникам рост их достижений, вызывать у них чувство гордости от успешных самостоятельных действий. Самостоятельность способствует освоению детьми умений поставить цель или перенять ее от воспитателя, осуществлять свой замысел, уметь оценивать полученный результат.

Дошкольный возраст такой возраст, когда требуется разносторонне развивать ребенка, а также межличностные сотрудничества, т. е сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства совершенствуются основные виды деятельности детей: игра- манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструкторского вида, коллективная сюжетная игра, индивидуальное и групповое творчество, игры- соревнования, игры- общение, домашний труд. Перед школой за год, за два к названным деятельностям добавляется- учебная деятельность, и ребенок практически оказывается вовлеченным до семи различных видов деятельности, каждый из которых морально и интеллектуально развивает его [1, c.101].

В дошкольных образовательных учреждениях должны быть созданы условия для поддержания интересов детей к ручному труду, что способствует воспитанию творческого начала, аккуратности, начал коллективизма, бережливости.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и целенаправленно строить трудовой процесс.

 

Используемая литература:

  1. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых/ Н. А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под редакцией Н.В. Микляевой.- М.: Юрайт, 2012.-642с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
  3. https://urok.1sept.ru/articles/550275.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Читайте также

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок»

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок» Звучит музыка, дети заходят в зал, встают в кружочек. Песенка приветствия. Упражнения «Гуляем» Музыкальный руководитель: Ребятки, нас в...

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста (Обобщение опыта работы воспитателя Даньщиковой В.В.) Одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является нацеленность...