Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем, ведь речь идет важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд так же, как игра, есть особая форма детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяет удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста:

- желание действовать с предметами и получать определенные осмысленные результаты,

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Данный вид труда тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Задача воспитателя, пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно- изобразительной деятельности, в ручном труде.

Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам, поддерживает творческие инициативы детей. В этот период ребенок получает первичное развитие имеющие задатки к специальным способностям [1. c. 203].

Воспитатель постоянно создает ситуации, способствующие детей активно использовать свои знания, ставить перед ними более сложные задачи, развивать их волю, доводить начатое дело до конца, обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, творчества. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать воспитанникам рост их достижений, вызывать у них чувство гордости от успешных самостоятельных действий. Самостоятельность способствует освоению детьми умений поставить цель или перенять ее от воспитателя, осуществлять свой замысел, уметь оценивать полученный результат.

Дошкольный возраст такой возраст, когда требуется разносторонне развивать ребенка, а также межличностные сотрудничества, т. е сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства совершенствуются основные виды деятельности детей: игра- манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструкторского вида, коллективная сюжетная игра, индивидуальное и групповое творчество, игры- соревнования, игры- общение, домашний труд. Перед школой за год, за два к названным деятельностям добавляется- учебная деятельность, и ребенок практически оказывается вовлеченным до семи различных видов деятельности, каждый из которых морально и интеллектуально развивает его [1, c.101].

В дошкольных образовательных учреждениях должны быть созданы условия для поддержания интересов детей к ручному труду, что способствует воспитанию творческого начала, аккуратности, начал коллективизма, бережливости.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и целенаправленно строить трудовой процесс.

 

Используемая литература:

  1. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых/ Н. А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под редакцией Н.В. Микляевой.- М.: Юрайт, 2012.-642с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
  3. https://urok.1sept.ru/articles/550275.


Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с приоритетными задачами по ознакомлению с окружающим…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с приоритетными задачами по ознакомлению с окружающим (в том числе по экологическому образованию) с дошкольниками подготовительной к...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров» Лексическая тема: «Профессии». Познавательная область: Социализация. Познание. Ручной труд. Музыка. Виды детской деятельности: Предметная деятельность; общение с взрослым и совместные...

Развитие речи дошкольников через знакомство с русским фольклором

Развитие речи дошкольников через знакомство с русским фольклором Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...