Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем, ведь речь идет важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд так же, как игра, есть особая форма детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяет удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста:

- желание действовать с предметами и получать определенные осмысленные результаты,

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Данный вид труда тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Задача воспитателя, пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно- изобразительной деятельности, в ручном труде.

Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам, поддерживает творческие инициативы детей. В этот период ребенок получает первичное развитие имеющие задатки к специальным способностям [1. c. 203].

Воспитатель постоянно создает ситуации, способствующие детей активно использовать свои знания, ставить перед ними более сложные задачи, развивать их волю, доводить начатое дело до конца, обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, творчества. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать воспитанникам рост их достижений, вызывать у них чувство гордости от успешных самостоятельных действий. Самостоятельность способствует освоению детьми умений поставить цель или перенять ее от воспитателя, осуществлять свой замысел, уметь оценивать полученный результат.

Дошкольный возраст такой возраст, когда требуется разносторонне развивать ребенка, а также межличностные сотрудничества, т. е сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства совершенствуются основные виды деятельности детей: игра- манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструкторского вида, коллективная сюжетная игра, индивидуальное и групповое творчество, игры- соревнования, игры- общение, домашний труд. Перед школой за год, за два к названным деятельностям добавляется- учебная деятельность, и ребенок практически оказывается вовлеченным до семи различных видов деятельности, каждый из которых морально и интеллектуально развивает его [1, c.101].

В дошкольных образовательных учреждениях должны быть созданы условия для поддержания интересов детей к ручному труду, что способствует воспитанию творческого начала, аккуратности, начал коллективизма, бережливости.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и целенаправленно строить трудовой процесс.

 

Используемая литература:

  1. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых/ Н. А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под редакцией Н.В. Микляевой.- М.: Юрайт, 2012.-642с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
  3. https://urok.1sept.ru/articles/550275.


Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика» Программное содержание: продолжать формировать умение решать простые арифметические задачи на сложение; совершенствовать навыки счёта в пределах...

НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Добра» Старшая группа

НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Добра» Старшая группа Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: формировать и закреплять представления о добре и зле...

Читайте также

НОД «Логоритмическое занятие в старшей группе детского сада по теме…

НОД «Логоритмическое занятие в старшей группе детского сада по теме «Зимние развлечения» (С использованием словесного материала по малым фольклорным формам) Цели занятия. Коррекционные: - Воспитывать...

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в…

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности У всех нас есть счастливые воспоминания о...

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический…

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование приемов работы...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...