Играем на асфальте

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу.

В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физкультуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность детей, но и одновременно развивать их умственные и познавательные способности.

Организация игр в теплое время года позволит решить программные задачи по следующим образовательным областям:

Социально - коммуникативное развитие:

Игры на асфальте содействуют обогащению нравственного опыта детей. Организуя игровую деятельность, воспитатель учит детей вежливому, тактичному, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует дошкольников, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Следующая область Познавательное развитие:

Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка, закрепляя полученные знания в прямом и обратном счете, знания форм геометрических фигур, цветов и размеров.

Они расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, поведении животных, человеческих поступках.

Они способствуют развитию внимания, памяти, мышления, способности устанавливать простейшие связи, анализировать и обобщать.

Во время игр происходит формирование элементарных математических представлений.

Речевое развитие:

Игра побуждает детей свободно общаться друг с другом и со взрослыми. Во время игры происходит пополнение словарного запаса детей.

Художественно-эстетическое развитие:

Игра способствует развитию образного представления; художественного восприятия и эстетического вкуса у детей. Побуждает

создавать простые изображения, передавая в рисунке признаки предмета: форму, цвет, размер. Игра создает условия для освоения детьми рисунков на большой поверхности асфальта.

Физическое развитие:

Основными средствами игр на асфальте являются разные виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнений с мячом. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные навыки и умения, обеспечивая их совершенствование.

В играх естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, равновесие, координация движений, выносливость, навыки пространственной ориентировки, глазомер. Игры с рисунками на асфальте способны расширять двигательный опыт ребенка и обогащать его новыми координационно-сложными движениями.

В чем же особенности игр? Все очень просто.

Игры на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения, их легко организовать там, где есть асфальт: на групповом участке, асфальтированной дорожке вокруг детского сада.

Количество участников в играх на асфальте не ограничено и их правила предусматривают одномоментное участие детей в игре без выбывания, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.

Игры и упражнения на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе игр совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей, на одном рисунке можно организовать несколько игр.

Данные игры помогут воспитателю интересно провести утреннюю гимнастику, разнообразят физкультурные занятия, прогулки, помогут организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений.

Рассмотрим некоторые варианты игр.

«Цветные кружочки»

Цель: дети прыгают по кружочкам, соблюдая порядок. Важно находить нужную цифру, не нарушая порядок счета. Развивается внимание, координация движений, закрепляется знание порядкового счета.

Как можно усложнять задания - прыгать через один, прыгать только лицом вперед, прыгать только на двух ногах-одной ноге и т. д.

«Светофор»

Цель: совершить прыжок на нужный цвет по сигналу воспитателя. Дети встают у линии, воспитатель называет цвет «красный, желтый, зеленый», ребенок должен прыгнуть на нужный цвет и прыгнуть обратно, не разворачивая корпус, то есть «задом на перед». В этой игре дети закрепляют цвета светофора, развивают навык прыжка в длину, слуховое внимание. Можно заменить прямое название цвета, т. е. говорить смысловое значение- «стоп!», «внимание!», «иди!».

Давайте попробуем поменять цель игры - На небольшом расстоянии проведем стартовую линию и будем не прыгать, а бросать биту или мяч.

«Лабиринт»

Цель: найти выход из лабиринта - замкнутого пространства со множеством преград-стен. Лабиринт имеет два входа-выхода с противоположных сторон, заходить можно в любой из них и двигаться к выходу на другой стороне. В этой игре развиваются пространственные представления, пространственные понятия, логическое мышление, внимание.

Как можно усложнить задание? Выполнять с мешочком на голове. Выполнять задание в паре. Один игрок идет с закрытыми глазами, второй – дает указание – куда и на сколько шагов идти.

«Змейка»

Цель: развивать координацию движений, точность, внимание. Игра на первый взгляд проста, но ее могут усложнить различные варианты: «Полоса препятствий», «Донеси – не урони», «По ровненькой дорожке», «Караси и щука», разные виды ведения мяча.

Давайте придумаем задания для разных возрастных групп:

Младшая – движение по линии перешагивая предметы.

Средняя – движение по линии приставляя пятку к носку.

Старшая - движение по линии с предметом на голове.

Подготовительная – движение по линии с ведением мяча.

«Буквы на облаках»

Цель: развивать и закреплять навыки звукового анализа, зрительный образ букв, развивать память, мышление. Здесь можно играть разными способами: ребенок прыгает по облакам и придумывает слова на заданную (облаком) букву; педагог называет слово, а дети встают на то облако с буквой, на которую это слово начинается, можно выделять не первый, а последний звук в слове, можно называть слоги, дети встают на буквы.

«Солнышко с косичками»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, координацию, память, логическое мышление, внимание, ловкость. Игроков столько же, сколько косичек. Движение может иметь несколько направлений: в круг, из круга. Прыгать можно на одной ноге, на двух, прямо, задом, боком. Можно просто переступать.

Варианты игр: «Поменяйся местами», «Кто быстрее?», «Найди свой бантик», «Попади в цель».

«Гусеница»

Цель: развивать координацию движений, точность, умение ориентироваться в пространстве. Дети становятся на нарисованные «подошвочки», двигаются прыжками от хвоста гусеницы (или от головы). Приходится прыгать и вперед, и назад, и боком.

Таким образом, игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий более эмоциональным и разнообразным. Организованные игры на свежем воздухе создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Игры на асфальте проводятся, как правило, во время прогулки и главная задача воспитателя обеспечить безопасность жизни и здоровья ребенка. Об актуальности темы безопасности можно говорить много. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Выводя детей на прогулку, воспитатель обязан повторить с детьми

правила поведения на прогулке. Обсудить наиболее актуальные из них на момент прогулки. С правилами вы хорошо знакомы, поэтому поговорим о действиях воспитателя до начала игровой деятельности, которые обеспечат безопасность.

Во-первых, необходимо продумать организацию и методику проведения игры, чтобы исключить падения и столкновения. Затем обдуманно выбрать площадку. Внимательно проверить ее санитарно-гигиеническое состояние и, если необходимо расчистить. Так же нужно обратить внимание на одежду и обувь детей. Одежда не должна развиваться, а обувь должна плотно сидеть на ноге. Организуя игру, воспитатель должен следить, чтобы физическая нагрузка возрастала постепенно и при необходимости чередовать игру и отдых. Поскольку дети физически развиты по разному, следовательно необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Так же безопасность обеспечат исправное оборудование и инвентарь.

Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения. «Повторение - мать учения» - гласит русская пословица, поэтому не ленитесь повторять детям элементарные правила:

  • внимательно выслушайте правила игры;
  • игру начинаем по сигналу воспитателя;
  • играйте только в определенном месте;
  • при метании не цельтесь в голову;
  • бросаем и бежим за предметом после сигнала;
  • во время игр не наталкивайтесь друг на друга;
  • водящие должны слегка касаться рукой убегающих;
  • не использовать в игре камни, палки и другие;
  • опасные предметы;
  • прыгаем на носочках, мягко;
  • когда бежим поднимаем ноги;
  • при падениях надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги.

ПОМНИТЕ!!! Падения, ушибы, порезы, ссадины, травмы в большинстве своем происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Вакцина против травматизма - воспитание.

Нет большей заслуги, чем сбережение жизни детей, а самое трудное - это научить их беречь свою жизнь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Читайте также

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

Эссе «Я – воспитатель»

Эссе «Я – воспитатель» «Жизнь прожить – не поле перейти» Народная поговорка. Выбор профессии – один из самых важных шагов в нашей жизни...