Медицинские аспекты возникновения логопедической патологии у детей

Среди большого количества логопедической патологии у детей дошкольного возраста, выделяется группа медицинский патологий, особое место в которой занимают дети с синдромом ДЦП.

Детские церебральные параличиобъединяют группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития головного мозга и его повреждения на различных этапах его формирования. Стоит отметить, что это хронический не прогрессирующий симптомокомплекс двигательных нарушений.

Историческая справка

Впервые подобными нарушениями занялся в 1830-х годов, выдающийся хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1889 году не менее выдающийся, сэр Ослер опубликовал книгу «The cerebral palsies of children», введя термин церебральный паралич (в его англоязычном варианте — cerebral palsy).

Возможные причины ДЦП

На данном этапе развития медицины ДЦП рассматривается, как полиэтиологичное заболевание, т.е. вызванное несколькими неблагоприятными факторами. При церебральном параличе повреждаются структуры головного мозга, отвечающие за управление движением. Повреждения могут произойти на любой стадии развития головного мозга, в связи с чем выделяют три основных периода воздействия неблагоприятных факторов:

Антенатальный период (до родов).

Интранатальный период (в родах).

Постнатальный период (в течение первых трех лет жизни).

Антенатальный период (до родов) 35-60%

Острые и хронические соматические заболевания матери (гипертоническая болезнь, анемия, пороки сердца, сахарный диабет и др.) – 40%.

Прием лекарств во время беременности – 10%.

Профессиональные вредности 1-2%

Алкоголизм 4%

Стрессы, психологический дискомфорт 2-6%

Физические травмы во время беременности 1-3.8%

Антенатальный период. (до родов) 35-60%

  • Инфекционные агенты (токсоплазмоз, краснуха, ветрянная оспа) 22%.
  • Нарушения нормального течения беременности (кровотечения, отслойка плаценты) 41-75%.
  • Иммунологическая несовместимость (резус-конфликт) 2-8%.
  • Осложненный акушерско-гинекологический анамнез 40%

Интранатальный период (в родах) до 40.2 %

  • Преждевременные роды 19-33%
  • Слабость родовой деятельности - 23.6%
  • Стремительные роды – 4%
  • Кесарево сечение- 11.4%
  • Затяжные роды – 24%
  • Длительный безводный период – 5%
  • Ягодичное предлежание – 5-6.2%
  • Инструментальное родовспоможение 5-14%
  • Гипоксия плода.
  • Травма в родах.

Постнатальный период (в течении первых трёх лет жизни)

  • Инфекционные факторы.
  • Травматические факторы.

Необходимо заметить, что описано более 400 факторов, влияющих на ход нормального внутриутробного развития, а также, что в каждом третьем случае причину ДЦП установить не удается.

Стадии детского церебрального паралича:

  1. Поздняя резидуальная стадия- с трёх и более лет.
  2. Начальная резидуальная стадия–с 6 месяцев до 3 лет.
  3. Ранняя стадия-до 4-5 месяцев.

Формы ДЦП (по МКБ-10):

1. Гемиплегическая форма (32%).

2. Спастическая диплегия (40%).

3. Двойная гемиплегия (2%).

4. Гиперкинетическая форма (10%).

5. Атаксическая Форма (15%).

6. Неуточненные формы.

Синдромы ДЦП:

  • Синдромы двигательных нарушений
  • Синдромы речевых нарушений
  • Сенсорные нарушения
  • Синдромы нарушений высших корковых функций
  • Формы ДЦП
  • Гемиплегическая форма

Симптомы: Непроизвольные движения (гиперкинезы), снижение мышечного тонуса, снижение силы мышц, гиперкинетические нарушения речи и задержка развития интеллекта.

Формы ДЦП

Спастическая диплегия

Симптомы: Слабость мышц на обеих сторонах больше в ногах, повышение тонуса на обеих сторонах неравномерно, задержка речевого развития, задержка интеллектуального развития.

Атаксическая форма

Симптомы: Низкий тонус мышц, нарушение коордигации движений, тремор, мозжечковые нарушения речи и задержка развития интеллекта.

При обучении детей страдающих ДЦП необходимо особое внимание уделить нарушениям эмоционально – волевой сферы, как непосредственно отвечающей за мотивацию учащихся к обучению, а так же нарушениям интеллектуально – мнестических функций, обусловленных двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами. Большое значение имеет адаптация детей в социуме, их непосредственный контакт со сверстниками, понимание и поддержка со стороны педагога и другого обучающего персонала. Чтобы помочь ребенку чувствовать себя максимально полноценным важна координированная работа родители-педагоги-социум.





Новые публикации

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор в костюме «Петушка» встречает детей...

Читайте также

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие…

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие в многообразие окружающего мира» (Старшая группа)   Цель: совершенствование знаний детей об окружающем их мире...

Занятие по ФЭМП для второй младшей группы «Высоко - низко…

Занятие по ФЭМП для второй младшей группы «Высоко - низко, один - много»   Образовательная область: «Познание». Раздел: ФЭМП. Тема: «Высоко – низко; один – много». Цель: Познакомить с понятием высоко-низко, закреплять...

Непосредственно-образовательная деятельность по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи…

Непосредственно-образовательная деятельность по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи детей ясельной группы «Зайка беленький сидит» Цель: 1. Закрепить названия животных, сформировать представления о...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста "По следам сказок"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «По следам сказок»   Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели: развитие воображения, используя при этом разнообразные средства выразительности; развитие логического мышления и речи; формировать умение аргументировать свои...

Проект по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на тему: "Здоровый малыш"

Актуальность. Охрана жизни и укрепление физического и психического  здоровья  детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в  младшем возрасте , когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных...

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей»

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей» Программное содержание: Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов (миски) Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями Учить сплющивать и оттягивать края мисочки...

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров»

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения. 2. Объяснить детям, как витамины влияют на организм...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство