Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны - это система звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

Развитие восприятия ощущения и - это необходимый элемент формирования мыслительных процессов у ребенка. Формирование сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника.

Успех речевого, умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей.

Многие исследователи отмечают, что сенсорное развитие детей с нарушениями речи разного уровня имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении свойств, а главное - в обозначении этих свойств одним словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур (плоских и объемных), испытывают затруднения в ориентировке в пространстве и во времени.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:

  • их форме,
  • цвете,
  • величине,
  • положении в пространстве,
  • запахе,
  • вкусе и т. п.

Именно ранний дошкольный возраст является благоприятным временем для совершенствования деятельности органов чувств и накопления знаний об окружающем мире.

Так, для познания окружающего мира выделяют пять сенсорных систем: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорный опыт способствует спонтанному формированию речи, не заучивая ее механически.

В работе с детьми с общим недоразвитием речи стимулируется несколько видов восприятия. Используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание. При отсутствии возможности работы с реальными предметами и вещами рекомендуется использовать картинки и игрушки, их замещающие либо приближённые к реальности.

Игры направлены на разностороннее развитие личности дошкольника.

Развитие концентрации слухового внимания

“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, «Где позвонили?», “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т.п.

Развитие ритмики

Это хлопки в ладоши, отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:

- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на данной карточке;

- Сосчитать, сколько раз хлопнул воспитатель и поднять карточку с соответствующей цифрой (или показать карточку с нужным количеством точек). Ритм задается от простого к сложному;

- Воспроизведение определенного ритма по образцу учителя-логопеда или воспитателя;

- Выполнение упражнений на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются” (в различной интерпретации).

Развитие тактильного восприятия:

“Чудесный мешочек”

“Поймай киску”

“Угадай на ощупь», « Из чего сделан этот предмет?”

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Любые игры с разнообразными предметами:

Сенсорные дорожки.

Губки шершавые.

Шишки сосновые и ольховые.

Мячи.

Щетки с длинным жестким ворсом.

Прищепки (обычные, с цифрами, с буквами, с различными изображениями).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза.

Игрушки пальчикового театра.

Набор “Веселые бусинки”.

Пуговицы (разных размеров, цветов, форм, с разным количеством дырочек).

Разноцветные декоративные камни.

Камешки Марбл.

Развитие зрительного восприятия

  • «Чего не хватает?», «Что изменилось?».
  • «Четвертый – лишний», «Что не так?»
  • «Найди отличия на картинке».
  • «Нелепица».
  • «Посмотри и запомни».
  • «Узнай по следам», «Чья здесь тень?».
  • «Разрезные картинки».
  • «Узнай целое по его части».

Вся игровая деятельность и упражнения по сенсорному воспитанию соответствует задачам ФГОС и ведется в интеграции познавательных областей.

В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, улучшается мелкая моторика, активизируются все виды памяти, развиваются внимание и наблюдательность. Происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя, учителя-логопеда и родителей.

Литература:

  1. Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...

Читайте также

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя»

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя» Проект реализуется в рамках свободной деятельности детей средней группы. Актуальность: в период глобализации особенно актуально...

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...