Рассказ о коренных жителях юга Кузбасса - шорцах

Цель: познакомить дошкольников с бытом и культурой шорцев, знаменитыми людьми шорской национальности, воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Материалы к занятию: фотографии и иллюстрации о жизни и быте шорцев, диск с записью шорских песен.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям: «Сегодня я расскажу вам о коренном населении нашего края – шорском народе.

Давным – давно на месте нашего города была дикая природа: непроходимая тайга, болота, горы. Местное население – шорцы, селились по берегам рек и многочисленных речушек».

Воспитатель показывает фотографию и поясняет: «Шорцы – невысокие, коренастые люди, лицо у них смуглое, широкоскулое, волосы чёрные, глаза узкие, черные или карие. Посмотрите на нашу Машу – она шорочка, её предки жили здесь задолго до появления нашего города.

Мужчины занимались охотой – она давала им и мясо, и пушнину из которой они шили себе теплую одежду. Помимо охоты, мужчины ловили рыбу, шишковали (добывали кедровые орехи). Женщины в тайге собирали грибы, ягоду, черемшу (дикий чеснок).

Воспитатель показывает иллюстрации и продолжает рассказ.

Жили шорцы в посёлках, которые назывались улусами. Посёлки были небольшие 5-6 домов. Шорские названия этих селений сохранились до сих пор: Чульжан, Косой порог, Карай, Улус. Самый крупный поселок Сыркаш насчитывал 35 домов.

Жизнь шорцев была трудной. Местные богачи (баи) и приезжие русские купцы обманывали их. Пушистые красивые шкурки куниц и соболей, которые ценились на вес золота, шорцы, не зная их истинной стоимости, отдавали за бесценок, а также меняли на соль, спички, порох, охотничьи ружья.

Шорцы не имели письменности. Горе и радость они выражали в своих песнях, легендах, сказках. (Воспитатель предлагает послушать одну из песен).

В шорских сказках. Как и в русских народных, добро всегда побеждало зло. Главными героями были простые охотники, рыбаки и духи – «хозяева» лесов, гор, рек, которых шорцы боялись и которыми поклонялись. Лесные звери: бурундуки, белки, медведи – тоже были героями сказок. Больше всех шорцы почитали медведя и называли его повелителями тайги.

У шорцев был свой язык, очень красивый и своеобразный. Он отразился в местных шорских названиях. Почему, например одна из наших рек называется Уса?

Ус по – шорски мастер, и надо было реке обладать, действительно, большим мастерством, чтобы пробить себе путь в горах.

Чебол – су означает плохая вода, так как по этой реке на лодке невозможно было подняться. Один из притоков – Балык – Су – рыбная река, а Югус пошорстки – большой медведь. Как вы думаете, почему шорцы их так назвали?

Шорцы не знали грамоты, не умели писать и читать, у них не было школ и больниц. Вместо врачей шорцев лечили шаманы – местные колдуны (показ иллюстрации). Лечили они травами, различными настоями. Часто это помогало, но от серьёзных болезней люди умирали.

В 20 – 30 годы XX века жизнь шорцев изменилась: они обрели свою письменность, среди них появились врачи, учителя.

Один из них Яков Тельгереков, стал автором первого шорского букваря. И сейчас наш город по праву гордится своими шорскими сыновьями: писателем Фёдором Чиспияковым, учёным Андреем Чудояковым и многими другими».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа) Цель: создание условий для изготовления бумаги из макулатуры своими руками. Задачи: Образовательные: формировать представления о...

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные...

Читайте также

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены» 1.1. Тематическое направление Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее...

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования Начну свой ответ на данный вопрос со следующего в основу инклюзивного образования положены приведенные...