Рассказ о коренных жителях юга Кузбасса - шорцах

Цель: познакомить дошкольников с бытом и культурой шорцев, знаменитыми людьми шорской национальности, воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Материалы к занятию: фотографии и иллюстрации о жизни и быте шорцев, диск с записью шорских песен.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям: «Сегодня я расскажу вам о коренном населении нашего края – шорском народе.

Давным – давно на месте нашего города была дикая природа: непроходимая тайга, болота, горы. Местное население – шорцы, селились по берегам рек и многочисленных речушек».

Воспитатель показывает фотографию и поясняет: «Шорцы – невысокие, коренастые люди, лицо у них смуглое, широкоскулое, волосы чёрные, глаза узкие, черные или карие. Посмотрите на нашу Машу – она шорочка, её предки жили здесь задолго до появления нашего города.

Мужчины занимались охотой – она давала им и мясо, и пушнину из которой они шили себе теплую одежду. Помимо охоты, мужчины ловили рыбу, шишковали (добывали кедровые орехи). Женщины в тайге собирали грибы, ягоду, черемшу (дикий чеснок).

Воспитатель показывает иллюстрации и продолжает рассказ.

Жили шорцы в посёлках, которые назывались улусами. Посёлки были небольшие 5-6 домов. Шорские названия этих селений сохранились до сих пор: Чульжан, Косой порог, Карай, Улус. Самый крупный поселок Сыркаш насчитывал 35 домов.

Жизнь шорцев была трудной. Местные богачи (баи) и приезжие русские купцы обманывали их. Пушистые красивые шкурки куниц и соболей, которые ценились на вес золота, шорцы, не зная их истинной стоимости, отдавали за бесценок, а также меняли на соль, спички, порох, охотничьи ружья.

Шорцы не имели письменности. Горе и радость они выражали в своих песнях, легендах, сказках. (Воспитатель предлагает послушать одну из песен).

В шорских сказках. Как и в русских народных, добро всегда побеждало зло. Главными героями были простые охотники, рыбаки и духи – «хозяева» лесов, гор, рек, которых шорцы боялись и которыми поклонялись. Лесные звери: бурундуки, белки, медведи – тоже были героями сказок. Больше всех шорцы почитали медведя и называли его повелителями тайги.

У шорцев был свой язык, очень красивый и своеобразный. Он отразился в местных шорских названиях. Почему, например одна из наших рек называется Уса?

Ус по – шорски мастер, и надо было реке обладать, действительно, большим мастерством, чтобы пробить себе путь в горах.

Чебол – су означает плохая вода, так как по этой реке на лодке невозможно было подняться. Один из притоков – Балык – Су – рыбная река, а Югус пошорстки – большой медведь. Как вы думаете, почему шорцы их так назвали?

Шорцы не знали грамоты, не умели писать и читать, у них не было школ и больниц. Вместо врачей шорцев лечили шаманы – местные колдуны (показ иллюстрации). Лечили они травами, различными настоями. Часто это помогало, но от серьёзных болезней люди умирали.

В 20 – 30 годы XX века жизнь шорцев изменилась: они обрели свою письменность, среди них появились врачи, учителя.

Один из них Яков Тельгереков, стал автором первого шорского букваря. И сейчас наш город по праву гордится своими шорскими сыновьями: писателем Фёдором Чиспияковым, учёным Андреем Чудояковым и многими другими».



Новые публикации

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Спортивный праздник «Зимушка-зима»

Спортивный праздник «Зимушка-зима» (Средняя группа) Ход мероприятия: 1-й ребёнок С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. 2-й ребёнок Нужно глубоко вздохнуть, Чтобы на снежинку нам...

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Читайте также

Консультация для педагогов «Изонить, как средство развития мелкой моторики рук»

Консультация для педагогов «Изонить, как средство развития мелкой моторики рук» Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила снижение уровня развития...

Авторская программа дополнительного образования по плаванию «Веселые осьминожки»

Авторская программа дополнительного образования по плаванию «Веселые осьминожки» Направление: физкультурно-оздоровительное. Вид деятельности: обучение плаванию. Возраст: от 5 - 7 лет. Срок реализации: 2 года. Одно...

Проект «Домашние животные»

Проект «Домашние животные» Вторая младшая группа Паспорт проекта «Домашние животные» (II младшая группа). Сроки реализации: краткосрочный (одна неделя). Тип проекта: информационно - творческий. Участники проекта:...

Читайте также

Мастер–класс для родителей в подготовительной к школе группе на тему:…

Мастер–класс для родителей в подготовительной к школе группе на тему: «Урок воспитания и вежливости» Цели: Активизация родительского участия в воспитании детей. Развивать умения родителей анализировать собственную...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

План-конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие на…

План-конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие на планету математики»





В блогах

День защитника Отечества

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Сценарий праздника для детей средней группы Звучит музыка. В зал входят дети и становятся полукругом у центральной стены. Ведущий: Сегодня все мамы и девочки знают, Что пап и мальчишек они поздравляют – Ведь праздник февральский всегда для...

ООД Познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Что у нас под ногами»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - знакомства детей с некоторыми свойствами камней; - обучения видеть необычное в обычном; - развития речевой и познавательной активности, умения делать выводы, умозаключения. Ход Воспитатель: Мне передали письмо...

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» младшая группа

  СИСТЕМЕ РАБОТЫ   Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»  младшая группа Воспитатель Лисогурская Марина Владимировна 2021 – 2022 учебного года Информационная справка. Ф.И.О. : Лисогурская Марина Владимировна Занимаемая должность : воспитатель...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Особенности развития и формирования памяти у детей. Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими...