Самостоятельная изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста
В основе самостоятельной изобразительной деятельности детей шести-семи лет лежит их художественный опыт, полученный главным образом на занятиях. Усвоенные знания, умения, навыки они применяют в новых условиях. У дошкольников формируется устойчивый интерес к некоторым видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Многие дошкольники переносят тематику занятий в самостоятельную изобразительную деятельность. Если учесть, что обогащение самостоятельной изобразительной деятельности детей происходит в основном за счет приобретённого на занятиях, то особую важность имеет устойчивость получаемых ими навыков и умений. На занятиях я давала такой объём знаний, навыков, умений по изобразительной деятельности, чтобы дети могли прочно усвоить их и перенести в самостоятельную деятельность. В результате этого процесса их рисунки, лепка, аппликация обогащаются новым содержанием, совершенствуются качество изображения.
В самостоятельной изобразительной деятельности программа действий, цель, содержание исходят от детей. Поэтому насыщенность деятельности зависит от активности, инициативности дошкольников, от их умения самостоятельно использовать приобретенный опыт.
Планируя изобразительную деятельность, я предусмотрела серию занятий, в процессе которых главное внимание обращалось на предоставление детям возможность действовать самостоятельно. В такой ситуации они должны были уметь не только наметить замысел рисунка, лепки, аппликации, но и найти способы их воплощения различными художественными материалами. Здесь дети соприкасались с синтезом различных видов изобразительной деятельности. При такой организации самостоятельной деятельности детей, сформировался устойчивый интерес к определенным видам художественной деятельности. У детей появилась любимая тематика. Кто-то отдавал предпочтение сюжетному рисованию или предметному, декоративному рисованию (лепки, аппликации).
Наблюдая за самостоятельной изобразительной деятельностью, отметила, что дети небрежно выполняют рисунки, отчего снижается качество штриховки, закрашивания. Поэтому предлагала ребенку вместе с ним рассмотреть его работы, указывая на недостатки. Сравнивая эти рисунки с выполненными работами на занятиях, подводила к тому, что рисовать нужно аккуратно не только на занятиях. Такие наглядные беседы повышали самоконтроль детей, вызывала у них желание рисовать лучше.
Социальная среда, в том числе предметный мир, несомненно, влияет на художественное развитие детей. Я имею в виду пространство, на котором происходит самостоятельная художественная деятельность, и материалы, пособия, материалы: керамическую плитку, пластилин, глину, глазурь, пастельные мелки, темперные краски, витражные краски, краски по керамике.
Мои наблюдения показали, что внесение новых видов материалов и оборудования повысило самостоятельную творческую активность детей.
Обеспечивая дошкольников необходимым материалом, готовила бумагу разных цветов и размеров, кисти, палитру красок. Дети самостоятельно в соответствии с замыслом рисунка выбирали нужный размер листа и материал для рисования. Такая форма организации самостоятельной художественной деятельности способствовало совершенствованию изобразительных навыков у ребят и свободным владением изобразительными материалами.
Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста, как фактор активного освоения и преобразования окружающей их среды, развивается тем успешнее, чем лучше организована предметно-развивающая среда.
Читайте также |
---|
Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО
Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...
Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню…
Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Матери Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год). Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная...