Технология продуктивного чтения – слушания

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения:

рассматривание обложки книги, иллюстраций, сообщение названия произведения и имени автора, ответы на вопросы детей, прогнозирование – о ком и о чём будем читать, цель которой – вызвать у ребёнка желание прочитать (прослушать) книгу.

2. Работа с текстом во время чтения:

предполагает остановки во время первичного чтения для комментария прочитанного, для того чтобы усилить эмоциональное восприятие текста, включить воображение, привлечь внимание к чему-то и пр.

3. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Ведущие приемы:

  1. Диалог с автором (это естественная беседа с автором через текст).
  1. Комментированное чтение (обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора).

Структура занятий по чтению включает в себя четыре обязательных этапа:

1. Рассмотрите книгу с детьми. Обсудите с ними название текста, иллюстрации к нему. Спросите, какие вопросы у них возникли, на что они обратили внимание. Главное – чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.

2. Прочитайте текст медленно, выразительно. Особенность методики чтения состоит в том, что мы предлагаем взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов ребят его начало надо перечитать повторно.

3. Обсудите прочитанное. Делать это можно по-разному:

1) Предложите детям в двух словах рассказать, о чём текст. Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы.

2) Можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.

4. Воспроизведите с ребятами прочитанное: можно выполнить задание в тетради. Как правило, оно включает в себя иллюстрирование, конструирование прочитанного.

Конспект занятия по чтению художественной литературы

Тема: Чтение рассказа «Памятник неизвестному солдату» Льва Кассиля.

Цель: создание условий для развития интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с рассказом Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату»;

- рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к подвигам наших солдат, гордость за нашу родину.

Развивающие: - развивать речь, навыки анализа;

Ход занятия:

Тип занятия: дистанционное.

Время: 30 мин.

Этапы: Деятельность педагога (взрослого):
Работа с текстом до чтения - Ребята, очень скоро мы будем отмечать праздник Великой Победы.
Кто знает, кого мы победили? Сколько лет шла война?
В каком году она закончилась? Где закончилась война?
- В нашем городе есть мемориал «Вечная слава»: мемориальный комплекс в честь воинов-сыктывкарцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, расположен в центре Сыктывкара. Находится на территории сквера «Аллея героев» на улице Карла Маркса.
- Что за надписи есть на мемориале? (Надпись «памяти павших — родная земля»)
- Вы все были на ней. Что вы видели? (На стилобате установлена чаша с «вечным огнем» и памятник - 3-х фигурная композиция скульптур, олицетворяющих, скорбящих женщин — жену, дочь и мать, подносящих кедровую ветвь, увитую лентами «вечному огню» памяти. )
- Кому поставили этот памятник?
- Как вы думаете, зачем люди соорудили памятник?
- Как нужно вести себя возле этого памятника?
- Что здесь делают люди? (Давным - давно отгремели бои. Но до сих пор люди идут к памятникам, обелискам, чтобы поклониться, помолчать, вспомнить тех, кто погиб за наше мирное небо над головой.)
- Во всех городах есть такие памятники. Есть он и в Берлине, городе, откуда пришла к нам война.
- Кого изобразил скульптор на этом памятнике?
- Как вы думаете, почему советский солдат изображен на памятнике с тяжелым мечом и девочкой?
- Как вы думаете, кто эта девочка?
- Ребята, хотите послушать историю, которая произошла с этим солдатом во время войны?
Физкультминутка — Ребята, а давайте поучимся маршировать как солдаты:
Мы пока что дошколята
Но шагаем как солдаты
Раз, два – дружно в ногу,
Три, четыре – твёрже шаг!
На парад идут солдаты
Они смелые ребята.
Работа с текстом во время чтения
Чтение рассказа «Памятник Советскому солдату» с остановками
— Понравился вам рассказ? Чем?
Дети: да
- В каком немецком городе «начался последний бой войны?»
Дети: в Берлине
— Кто главные герои в рассказе?
Дети: солдат и девочка.
- Какие они?
Дети: немецкая девочка, русский солдат
- Как автор описывает последний бой?
Дети: Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт
(Полыхает - горит, выкидывая языки пламени, производя огненные вспышки;
Пришибет – повредит ударом;)

— Что случилось с солдатом на улице Берлина?
Дети: увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.
- Почему автор называет солдата «добрая душа»?
Дети: потому что солдату стало жалко девочку, он испугался за неё.
- Что он подумал о ней?
Дети: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную.»
- Какой поступок совершил солдат?
Дети: подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку .
- Почему солдату поставили памятник?
Дети: потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг
- Расскажите, как он выглядит?
Дети: Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата.
- Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, слушайте внимательно.
Повторное чтение рассказа.
Работа с текстом после чтения - Можно ли солдата назвать героем? Почему?
- Как отблагодарили наших солдат немецкий народ?
- Ребята, какое название вы бы дали этому рассказу?
- «Памятник Советскому солдату»
- Этот рассказ написал писатель Лев Кассиль.
Во время ВОВ он написал множество рассказов. За каждым из них стоят реальная история – о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
Подведение итогов - О каком подвиге вы сегодня узнали?
- Как мы должны относится к памяти павших в этой тяжёлой войне?
- Какими качествами характера, достоинствами должен обладать современный солдат?
- Нужно ли читать произведения о Великой Отечественной войне?


Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств...

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Информационно-познавательная газета для родителей в семейном клубе «Лапушка»

Информационно-познавательная газета для родителей в семейном клубе «Лапушка»

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Стихотворение про лето

Стих для детей "Что такое лето?" Что такое лето?  Это много света, Это поле, это лес,  Это тысячи чудес, Это в небе облака,Это быстрая река, Это яркие цветы,Это синь высоты. Это в мире сто дорогДля ребячьих ног. Н. Балашов Стишок...

Спортивная форма в детском саду.

Памятка для родителей. Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! а в одежде повседневной заниматься даже вредно! Физическое развитие дошкольников требует соблюдения техники безопасности в спортивном зале и дисциплины. Спортивная форма – одно из обязательных условий. Ребенок получает полное физическое...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 3–4 лет убирать за собой игрушки»

Как приучить ребенка  убирать за собой игрушки ? Рано или поздно все  родители  начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и  игрушек...

Консультация для родителей младшей группы «Возрастные особенности детей младшего возраста»

Младший возраст  - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем  возрасте  ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно...