Технология продуктивного чтения – слушания
Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.
1. Работа с текстом до чтения:
рассматривание обложки книги, иллюстраций, сообщение названия произведения и имени автора, ответы на вопросы детей, прогнозирование – о ком и о чём будем читать, цель которой – вызвать у ребёнка желание прочитать (прослушать) книгу.
2. Работа с текстом во время чтения:
предполагает остановки во время первичного чтения для комментария прочитанного, для того чтобы усилить эмоциональное восприятие текста, включить воображение, привлечь внимание к чему-то и пр.
3. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ведущие приемы:
- Диалог с автором (это естественная беседа с автором через текст).
- Комментированное чтение (обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора).
Структура занятий по чтению включает в себя четыре обязательных этапа:
1. Рассмотрите книгу с детьми. Обсудите с ними название текста, иллюстрации к нему. Спросите, какие вопросы у них возникли, на что они обратили внимание. Главное – чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.
2. Прочитайте текст медленно, выразительно. Особенность методики чтения состоит в том, что мы предлагаем взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов ребят его начало надо перечитать повторно.
3. Обсудите прочитанное. Делать это можно по-разному:
1) Предложите детям в двух словах рассказать, о чём текст. Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы.
2) Можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.
4. Воспроизведите с ребятами прочитанное: можно выполнить задание в тетради. Как правило, оно включает в себя иллюстрирование, конструирование прочитанного.
Конспект занятия по чтению художественной литературы
Тема: Чтение рассказа «Памятник неизвестному солдату» Льва Кассиля.
Цель: создание условий для развития интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с рассказом Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату»;
- рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы.
Воспитательные: - воспитывать уважение к подвигам наших солдат, гордость за нашу родину.
Развивающие: - развивать речь, навыки анализа;
Ход занятия:
Тип занятия: дистанционное.
Время: 30 мин.
Этапы: | Деятельность педагога (взрослого): |
Работа с текстом до чтения | - Ребята, очень скоро мы будем отмечать праздник Великой Победы. Кто знает, кого мы победили? Сколько лет шла война? В каком году она закончилась? Где закончилась война? - В нашем городе есть мемориал «Вечная слава»: мемориальный комплекс в честь воинов-сыктывкарцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, расположен в центре Сыктывкара. Находится на территории сквера «Аллея героев» на улице Карла Маркса. - Что за надписи есть на мемориале? (Надпись «памяти павших — родная земля») - Вы все были на ней. Что вы видели? (На стилобате установлена чаша с «вечным огнем» и памятник - 3-х фигурная композиция скульптур, олицетворяющих, скорбящих женщин — жену, дочь и мать, подносящих кедровую ветвь, увитую лентами «вечному огню» памяти. ) - Кому поставили этот памятник? - Как вы думаете, зачем люди соорудили памятник? - Как нужно вести себя возле этого памятника? - Что здесь делают люди? (Давным - давно отгремели бои. Но до сих пор люди идут к памятникам, обелискам, чтобы поклониться, помолчать, вспомнить тех, кто погиб за наше мирное небо над головой.) - Во всех городах есть такие памятники. Есть он и в Берлине, городе, откуда пришла к нам война. - Кого изобразил скульптор на этом памятнике? - Как вы думаете, почему советский солдат изображен на памятнике с тяжелым мечом и девочкой? - Как вы думаете, кто эта девочка? - Ребята, хотите послушать историю, которая произошла с этим солдатом во время войны? |
Физкультминутка | — Ребята, а давайте поучимся маршировать как солдаты: Мы пока что дошколята Но шагаем как солдаты Раз, два – дружно в ногу, Три, четыре – твёрже шаг! На парад идут солдаты Они смелые ребята. |
Работа с текстом во время чтения |
Чтение рассказа «Памятник Советскому солдату» с остановками
— Понравился вам рассказ? Чем? Дети: да - В каком немецком городе «начался последний бой войны?» Дети: в Берлине — Кто главные герои в рассказе? Дети: солдат и девочка. - Какие они? Дети: немецкая девочка, русский солдат - Как автор описывает последний бой? Дети: Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт (Полыхает - горит, выкидывая языки пламени, производя огненные вспышки; Пришибет – повредит ударом;) — Что случилось с солдатом на улице Берлина? Дети: увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. - Почему автор называет солдата «добрая душа»? Дети: потому что солдату стало жалко девочку, он испугался за неё. - Что он подумал о ней? Дети: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную.» - Какой поступок совершил солдат? Дети: подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку . - Почему солдату поставили памятник? Дети: потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг - Расскажите, как он выглядит? Дети: Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. - Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, слушайте внимательно. Повторное чтение рассказа.
|
Работа с текстом после чтения | - Можно ли солдата назвать героем? Почему? - Как отблагодарили наших солдат немецкий народ? - Ребята, какое название вы бы дали этому рассказу? - «Памятник Советскому солдату» - Этот рассказ написал писатель Лев Кассиль. Во время ВОВ он написал множество рассказов. За каждым из них стоят реальная история – о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу. |
Подведение итогов | - О каком подвиге вы сегодня узнали? - Как мы должны относится к памяти павших в этой тяжёлой войне? - Какими качествами характера, достоинствами должен обладать современный солдат? - Нужно ли читать произведения о Великой Отечественной войне? |
Читайте также |
---|
Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши»
Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши» (Старший дошкольный возраст) Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: -...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Путешествие в сказку» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения...
Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по…
Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по Финансовой азбуке» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний, активизировать...