Технология продуктивного чтения – слушания

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения:

рассматривание обложки книги, иллюстраций, сообщение названия произведения и имени автора, ответы на вопросы детей, прогнозирование – о ком и о чём будем читать, цель которой – вызвать у ребёнка желание прочитать (прослушать) книгу.

2. Работа с текстом во время чтения:

предполагает остановки во время первичного чтения для комментария прочитанного, для того чтобы усилить эмоциональное восприятие текста, включить воображение, привлечь внимание к чему-то и пр.

3. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Ведущие приемы:

  1. Диалог с автором (это естественная беседа с автором через текст).
  1. Комментированное чтение (обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора).

Структура занятий по чтению включает в себя четыре обязательных этапа:

1. Рассмотрите книгу с детьми. Обсудите с ними название текста, иллюстрации к нему. Спросите, какие вопросы у них возникли, на что они обратили внимание. Главное – чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.

2. Прочитайте текст медленно, выразительно. Особенность методики чтения состоит в том, что мы предлагаем взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов ребят его начало надо перечитать повторно.

3. Обсудите прочитанное. Делать это можно по-разному:

1) Предложите детям в двух словах рассказать, о чём текст. Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы.

2) Можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.

4. Воспроизведите с ребятами прочитанное: можно выполнить задание в тетради. Как правило, оно включает в себя иллюстрирование, конструирование прочитанного.

Конспект занятия по чтению художественной литературы

Тема: Чтение рассказа «Памятник неизвестному солдату» Льва Кассиля.

Цель: создание условий для развития интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с рассказом Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату»;

- рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к подвигам наших солдат, гордость за нашу родину.

Развивающие: - развивать речь, навыки анализа;

Ход занятия:

Тип занятия: дистанционное.

Время: 30 мин.

Этапы: Деятельность педагога (взрослого):
Работа с текстом до чтения - Ребята, очень скоро мы будем отмечать праздник Великой Победы.
Кто знает, кого мы победили? Сколько лет шла война?
В каком году она закончилась? Где закончилась война?
- В нашем городе есть мемориал «Вечная слава»: мемориальный комплекс в честь воинов-сыктывкарцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, расположен в центре Сыктывкара. Находится на территории сквера «Аллея героев» на улице Карла Маркса.
- Что за надписи есть на мемориале? (Надпись «памяти павших — родная земля»)
- Вы все были на ней. Что вы видели? (На стилобате установлена чаша с «вечным огнем» и памятник - 3-х фигурная композиция скульптур, олицетворяющих, скорбящих женщин — жену, дочь и мать, подносящих кедровую ветвь, увитую лентами «вечному огню» памяти. )
- Кому поставили этот памятник?
- Как вы думаете, зачем люди соорудили памятник?
- Как нужно вести себя возле этого памятника?
- Что здесь делают люди? (Давным - давно отгремели бои. Но до сих пор люди идут к памятникам, обелискам, чтобы поклониться, помолчать, вспомнить тех, кто погиб за наше мирное небо над головой.)
- Во всех городах есть такие памятники. Есть он и в Берлине, городе, откуда пришла к нам война.
- Кого изобразил скульптор на этом памятнике?
- Как вы думаете, почему советский солдат изображен на памятнике с тяжелым мечом и девочкой?
- Как вы думаете, кто эта девочка?
- Ребята, хотите послушать историю, которая произошла с этим солдатом во время войны?
Физкультминутка — Ребята, а давайте поучимся маршировать как солдаты:
Мы пока что дошколята
Но шагаем как солдаты
Раз, два – дружно в ногу,
Три, четыре – твёрже шаг!
На парад идут солдаты
Они смелые ребята.
Работа с текстом во время чтения
Чтение рассказа «Памятник Советскому солдату» с остановками
— Понравился вам рассказ? Чем?
Дети: да
- В каком немецком городе «начался последний бой войны?»
Дети: в Берлине
— Кто главные герои в рассказе?
Дети: солдат и девочка.
- Какие они?
Дети: немецкая девочка, русский солдат
- Как автор описывает последний бой?
Дети: Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт
(Полыхает - горит, выкидывая языки пламени, производя огненные вспышки;
Пришибет – повредит ударом;)

— Что случилось с солдатом на улице Берлина?
Дети: увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.
- Почему автор называет солдата «добрая душа»?
Дети: потому что солдату стало жалко девочку, он испугался за неё.
- Что он подумал о ней?
Дети: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную.»
- Какой поступок совершил солдат?
Дети: подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку .
- Почему солдату поставили памятник?
Дети: потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг
- Расскажите, как он выглядит?
Дети: Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата.
- Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, слушайте внимательно.
Повторное чтение рассказа.
Работа с текстом после чтения - Можно ли солдата назвать героем? Почему?
- Как отблагодарили наших солдат немецкий народ?
- Ребята, какое название вы бы дали этому рассказу?
- «Памятник Советскому солдату»
- Этот рассказ написал писатель Лев Кассиль.
Во время ВОВ он написал множество рассказов. За каждым из них стоят реальная история – о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
Подведение итогов - О каком подвиге вы сегодня узнали?
- Как мы должны относится к памяти павших в этой тяжёлой войне?
- Какими качествами характера, достоинствами должен обладать современный солдат?
- Нужно ли читать произведения о Великой Отечественной войне?


Новые публикации

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться...

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы Цели и задачи. Познакомить с новым способом проведения детского досуга. Закреплять представления детей о природе и...

Читайте также

Дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности детей «Уникуб»

Дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности детей «Уникуб» Актуальность дидактического пособия Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия...

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...

Математические пазлы для детей старшего возраста на тему: «Профессии»

Математические пазлы для детей старшего возраста на тему: «Профессии» Возраст: Старшие дошкольники (5-6, 6-7 лет). Описание: Игра состоит из 10 предметных картинок (их можно...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

УЧИТЕЛЬНИЦА

  Прозвенел в школе звонок, Бегут дети на урок. Их учительница ждёт, И журнал в руки берёт. "Кто же будет отвечать? Кто у нас получит "пять"?" Все притихли. Только Света Руку тянет для ответа. Света дома занималась, Всё учила, так...