Технология продуктивного чтения – слушания

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения:

рассматривание обложки книги, иллюстраций, сообщение названия произведения и имени автора, ответы на вопросы детей, прогнозирование – о ком и о чём будем читать, цель которой – вызвать у ребёнка желание прочитать (прослушать) книгу.

2. Работа с текстом во время чтения:

предполагает остановки во время первичного чтения для комментария прочитанного, для того чтобы усилить эмоциональное восприятие текста, включить воображение, привлечь внимание к чему-то и пр.

3. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Ведущие приемы:

  1. Диалог с автором (это естественная беседа с автором через текст).
  1. Комментированное чтение (обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора).

Структура занятий по чтению включает в себя четыре обязательных этапа:

1. Рассмотрите книгу с детьми. Обсудите с ними название текста, иллюстрации к нему. Спросите, какие вопросы у них возникли, на что они обратили внимание. Главное – чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.

2. Прочитайте текст медленно, выразительно. Особенность методики чтения состоит в том, что мы предлагаем взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов ребят его начало надо перечитать повторно.

3. Обсудите прочитанное. Делать это можно по-разному:

1) Предложите детям в двух словах рассказать, о чём текст. Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы.

2) Можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.

4. Воспроизведите с ребятами прочитанное: можно выполнить задание в тетради. Как правило, оно включает в себя иллюстрирование, конструирование прочитанного.

Конспект занятия по чтению художественной литературы

Тема: Чтение рассказа «Памятник неизвестному солдату» Льва Кассиля.

Цель: создание условий для развития интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с рассказом Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату»;

- рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к подвигам наших солдат, гордость за нашу родину.

Развивающие: - развивать речь, навыки анализа;

Ход занятия:

Тип занятия: дистанционное.

Время: 30 мин.

Этапы: Деятельность педагога (взрослого):
Работа с текстом до чтения - Ребята, очень скоро мы будем отмечать праздник Великой Победы.
Кто знает, кого мы победили? Сколько лет шла война?
В каком году она закончилась? Где закончилась война?
- В нашем городе есть мемориал «Вечная слава»: мемориальный комплекс в честь воинов-сыктывкарцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, расположен в центре Сыктывкара. Находится на территории сквера «Аллея героев» на улице Карла Маркса.
- Что за надписи есть на мемориале? (Надпись «памяти павших — родная земля»)
- Вы все были на ней. Что вы видели? (На стилобате установлена чаша с «вечным огнем» и памятник - 3-х фигурная композиция скульптур, олицетворяющих, скорбящих женщин — жену, дочь и мать, подносящих кедровую ветвь, увитую лентами «вечному огню» памяти. )
- Кому поставили этот памятник?
- Как вы думаете, зачем люди соорудили памятник?
- Как нужно вести себя возле этого памятника?
- Что здесь делают люди? (Давным - давно отгремели бои. Но до сих пор люди идут к памятникам, обелискам, чтобы поклониться, помолчать, вспомнить тех, кто погиб за наше мирное небо над головой.)
- Во всех городах есть такие памятники. Есть он и в Берлине, городе, откуда пришла к нам война.
- Кого изобразил скульптор на этом памятнике?
- Как вы думаете, почему советский солдат изображен на памятнике с тяжелым мечом и девочкой?
- Как вы думаете, кто эта девочка?
- Ребята, хотите послушать историю, которая произошла с этим солдатом во время войны?
Физкультминутка — Ребята, а давайте поучимся маршировать как солдаты:
Мы пока что дошколята
Но шагаем как солдаты
Раз, два – дружно в ногу,
Три, четыре – твёрже шаг!
На парад идут солдаты
Они смелые ребята.
Работа с текстом во время чтения
Чтение рассказа «Памятник Советскому солдату» с остановками
— Понравился вам рассказ? Чем?
Дети: да
- В каком немецком городе «начался последний бой войны?»
Дети: в Берлине
— Кто главные герои в рассказе?
Дети: солдат и девочка.
- Какие они?
Дети: немецкая девочка, русский солдат
- Как автор описывает последний бой?
Дети: Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт
(Полыхает - горит, выкидывая языки пламени, производя огненные вспышки;
Пришибет – повредит ударом;)

— Что случилось с солдатом на улице Берлина?
Дети: увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.
- Почему автор называет солдата «добрая душа»?
Дети: потому что солдату стало жалко девочку, он испугался за неё.
- Что он подумал о ней?
Дети: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную.»
- Какой поступок совершил солдат?
Дети: подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку .
- Почему солдату поставили памятник?
Дети: потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг
- Расскажите, как он выглядит?
Дети: Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата.
- Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, слушайте внимательно.
Повторное чтение рассказа.
Работа с текстом после чтения - Можно ли солдата назвать героем? Почему?
- Как отблагодарили наших солдат немецкий народ?
- Ребята, какое название вы бы дали этому рассказу?
- «Памятник Советскому солдату»
- Этот рассказ написал писатель Лев Кассиль.
Во время ВОВ он написал множество рассказов. За каждым из них стоят реальная история – о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
Подведение итогов - О каком подвиге вы сегодня узнали?
- Как мы должны относится к памяти павших в этой тяжёлой войне?
- Какими качествами характера, достоинствами должен обладать современный солдат?
- Нужно ли читать произведения о Великой Отечественной войне?




Новые публикации

Методическая разработка «Веселый бисер»

Методическая разработка «Веселый бисер» (Старший дошкольный возраст) Пояснительная записка. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Н. Кант. «Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской...

Режим дня дошкольника

Режим дня дошкольника О необходимости соблюдать режим дня говорится постоянно. Ложиться и вставать в одно и то же время, принимать пищу...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей средней…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей средней группы «Посылка от Мишутки» Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: Закреплять знания детей...

Читайте также

Занятие в подготовительной группе по теме: «День защитника Отечества»

Занятие в подготовительной группе по теме: «День защитника Отечества» Задачи: 1. Закреплять знания о родах войск в Российской Армии. 2. Развивать интерес к...

Конспект занятия по туризму «Маленькие туристы» с детьми старшей группы…

Конспект занятия по туризму «Маленькие туристы» с детьми старшей группы Задачи:  Укрепить у детей стремление участвовать в настоящих походах; развить интерес к туризму. Поддержать...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Звук [и] и буква И Цель: Звук [и], учить выделять звук...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя Абдрахмановой Гулии Ришатовны на 2016-2021 учебные…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстана Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя Абдрахмановой Гулии Ришатовны на 2016-2021 учебные года Методическая тема: «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс «Черное море. Его обитатели. Водный мир»

Актуальность: Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Общение с природой положительно влияет на человека: делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. Вокруг нас много ещё неизведанного и прекрасного. Особый интерес у детей вызывает...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Цветик- семицветик»

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. Задачи: 1.Развивающие задачи: развивать речевую активность детей; учить отвечать на вопрос полным предложением. развивать мелкую моторику. развитие двигательной активности, координации движений в сочетании с речью. 2. Обучающие задачи:...

Сценарий на 8 марта.

МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района РТ»             Сценарий праздника 8 Марта для средней группы «Весенний сюрприз от весны».         Выполнила: муз. руководитель Калимуллина Р.Р.   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство