Конспект интегрированной образовательной деятельности
Тема: «Земля заповедная»

Программные задачи:

- познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»;

- закрепить знания о гербе Липецкой области;

- продолжать учить пользоваться географической картой;

- закрепить знания о Красной книге Липецкой области;

- закрепить умения образовывать слова – названия детенышей животных суффиксальным способом;

- расширить представления детей о лесе как многоэтажном доме,

- показать взаимозависимость всего живого на Земле;

- развивать умение доказывать свою мысль в форме монологической и диалогической речи;

- развивать нестандартность мышления, используя методы ТРИЗ;

- продолжать вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки;

- воспитывать любовь к родному краю и природе.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие

Методические приемы: ИКТ, игровые действия по размещению животных по «этажам леса», д/и «Хорошо – плохо», «Ремонт слов», чтение стихотворений, использование музыки П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года», вопросы, творческое задание «О чем говорят звери…», практическая творческая работа детей.

 

Ход ОД:

Дети, на мою электронную почту с пометкой: Для детей группы «Полянка», пришла важная информация. Хотите узнать, что там? (На экране ноутбука появляется герб Липецкой области.)

Дети, вы знаете, что это? (Ответы.)

Липецкая область – это край родной наш,

Малая частица одной большой страны.

Города и села, реки и озера,

Звери, птицы, рыбы и, конечно, мы.

(Показываю на карте наш Липецкий край, Липецкую область.)

Дети, как называется главный город Липецкой области? (Ответ.)

Давайте найдем его на карте.

Как называется река, которая протекает в нашем городе? (Река Воронеж.)

А какие реки есть еще в Липецкой области? (Река Дон.)

Это самая крупная река области. (Показываю на карте.)

Ребята, мы живем на Липецкой земле. А что еще можно назвать словом «земля»? (Почва, суша, планета.) Наша Земля, наша Родина, наш Дом – это огромный прекрасный заповедник.

А вы знаете, что означает слово «заповедник»? (Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы)

Ребята, а может кто-нибудь из вас знает, есть ли в нашем Липецком крае заповедник? (Ответы)

Да, в самом центре Липецкой области, на правом берегу Дона, находится заповедник «Галичья гора». Интересно, почему он так называется? (Предположения детей.)

Галки жили на горе,

Галдели и летали,

И поэтому ту гору

Галичьей назвали.

Презентация «Заповедник «Галичья гора»

Дети, как вы думаете, нужно ли охранять заповедник? (Ответы.)

Да, вы правильно сказали. Территория заповедника охраняется для того, чтобы сохранить уникальных животных и растения, которые в других местах нашего края не встречаются. Только в заповеднике «Галичья гора» можно найти растения, которые произрастали много – много лет назад. Такие растения называют реликтовые. Давайте повторим новое для вас слово – реликтовые. По догадке ученых, при сходе ледника 50 тысяч лет назад, т. е. очень – очень давно сюда и попали необычные растения. Например, василек русский, касатик боровой, нежные, словно фарфоровые, колокольчики оносмы простейшей. (Показ слайдов.)

Дети, как вы думаете, каких животных можно встретить в заповеднике? (Оленей, кабанов, косуль, барсуков, белок, куниц, лис, хомяков…) (Показываю слайды.)

А какие эти животные? (Дикие.)

Многие виды животных, обитающих в заповеднике, занесены в «Красную книгу» Росси.

Дети, я хочу пригласить вас в путешествие по заповедному лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года».)

Мы вошли в лес. Закройте глаза. Какие звуки леса вы слышите? (Шелест листвы, треск сучьев, крики птиц…)

Хорошо в лесу или плохо? (Ответы.) А что там хорошего? (Чистый воздух, тихо, красиво…) А что в лесу плохого? (Можно заблудиться, дикие звери могут напасть, ночью страшно…)

В заповеднике мы обычно видим взрослых зверей, а где же детеныши? Они живут в домиках с частичками «онок», «енок». Давайте их поселим, каждого в свой домик. (Лось –лосенок, лиса – лисенок…)

Дети, мы с вами в заповедном лесу, где животные и растения живут в мире и согласии. Послушаем, о чем они просят нас.

Творческое задание «О чем говорят звери…»

Дети берут игрушки: белку, медвежонка, зайца и говорят от их лица.

Зайчонок: «Не шуми, когда проходишь мимо. Мы можем испугаться, убежать и заблудиться в лесу».

Медвежонок: «Не мешай нам, не пугай нас. Подумай о том, хорошо ли тебе будет, если чужие люди беспокоят тебя в твоем доме?»

Бельчонок: «Если вы рвете цветы, грибы, ягоды, то забирайте их домой, чтобы польза была. В заповедном лесу рвать что-либо запрещено»

Верно бельчонок сказал, ведь некоторые лесные травы прежде, чем порадовать человека своими изящными цветками и ароматным запахом, растут три, пять и более лет. Например, на восьмом году своей жизни распускается лесная фиалка.

Как приятно дружить со всеми на свете и природой.

Физкультминутка

Мы пришли в заповедный лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в золоте стоит,

Слева- елка на нас глядит.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Листочки в воздухе кружатся,

На землю тихо ложатся.

В заповедном лесу красота и покой,

А нам пора возвращаться домой.

А теперь давайте посмотрим на лес. Увидеть все, что есть там, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднесите к глазам, пальцы сложить вместе, округлить.)

Выставляю модель: Лес – многоэтажный дом

Посмотрите, какое высокое дерево. Вы узнали его?

Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели.)

Сосны и ели это хвойные или лиственные деревья? Почему?

Много в лесу деревьев и не очень высоких. Например, осина, ольха…Помогайте…береза…

А это какие деревья? (Лиственные.)

Между деревьями растет кустарник. Какие лесные кустарники вы знаете? (Шиповник, малина…)

Что растет под кустарником? Чем кустарник отличается от дерева?

Вот как много растений леса вы назвали. Все растения составляют этажи леса. Давайте посчитаем, сколько этажей в лесу?

Самый высокий этаж – пятый это верхушки сосен, елей, дубов. Четвертый этаж – кроны деревьев пониже:

берез, осин… Третий – кусты и молодые деревья. Этот этаж носит название: подлесок. Повторите: подлесок.

А два нижних этажа – второй и первый, это… (Травы, цветы, грибы, мхи.)

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире –свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (Крот.)

Какие животные живут на нижнем этаже леса? (Волк, лиса, заяц, кабан, олень…) Выкладываем изображения.

Как вы думаете, почему они живут именно там? (Не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

Кто из животных занимает третий этаж? (Куницы, совы, филины.) Эти животные селятся в дуплах деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

Четвертый этаж занимает белка. Почему она так высоко селится? (Она маленькая, легкая, умеет ловко прыгать по веткам.)

А на пятом этаже вьют свои гнезда орлы.

Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли? (Насекомых, они прячутся под корой деревьев.)

Заповедные леса Липецкого края это наше богатство, которое надо беречь и охранять.

Ребенок читает:

Деревья, травы и цветы

С тобой по- дружески на «ты»

Но даже с кустиком травы

Ты будь, пожалуйста, на «Вы»!

Давайте лес любить, оберегать

И взрослым в этом деле помогать.

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все на веки.

Обращаю внимание детей на карту Липецкой области.

Дети, хотите наш Липецкий край раскрасить осенними красками? (Ответы.)

Вы можете вырезать разноцветные листочки, а потом ими мы вместе обозначим на карте районные центры и областной центр – Липецк.

Как красива и дорога нам наша Липецкая земля!

Дети, у вас появилось желание посетить с родителями заповедник «Галичья гора»?

Что интересного о нем вы расскажите, чтобы убедить взрослых поехать туда? (Ответы.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий беседы «Пожарная безопасность»

Сценарий беседы «Пожарная безопасность» Цель: Знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Задачи: учить отвечать на...

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе Цель: Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о пассажирском и...

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца» Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние...