Отчет по самообразованию на тему: «Формирование речи детей в игровой деятельности» на 2019 – 2020 учебный год
Тема моего самообразования – «Формирование речи детей в игровой деятельности», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Что касается игры? Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.
Игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе игры.
Целью своей работы я поставила: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста.
Реализуя поставленную цель, мною были поставлены следующие задачи:
1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников.
2. Создание условий для успешного развития речи детей через игровую деятельность.
3. Разработка занятий и игр по речевому развитию.
4. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
5. Воспитывать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
6. Проведение консультативной помощи педагогам, родителям на тему «Формирование речи детей в игровой деятельности.»
Работу я начала по следующим направлениям:
- изучение литературы;
- работа над созданием развивающей среды;
- нод с детьми;
- взаимодействие с родителями.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
4. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2011 г.
6. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
7. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.
Интернет –ресурсы.
htt:|\\detsad-kitty.ru, htt: \\ www.i-deti.ru
http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
https://nsportal.ru/
https://infourok.ru/user/infourok
razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
Периодические издания:
1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
2. О. С.Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г.
В течение года мною были подготовлены и проведены: Беседы с детьми по лексическим темам, игры и упражнения на развитие речи, картотеки дидактических игр направленных на развитие речи, картотеки игровых ситуаций, подборка сюжетных картин, изготовлены – мнемотаблицы - схемы.
Организация сюжетно-ролевых игр («Поликлиника», «Семья», «Театр», «Магазин», «Салон красоты», «Детский сад» и мн. др.).
Было организовано чтение художественной литературы по лексическим темам.
А также, несомненно, благодаря реализации проекта «В гостях у сказки» дети приобрели огромный опыт общения друг с другом, самостоятельного распределения ролей, проявления в инициативы, что, в целом, поспособствовало их речевому развитию. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга на конец 2019-2020 учебного года по образовательной области «Речевое развитие», где высокий уровень развития составил 28%, средний 60%, а низкий – 12%.
В течение года была проделана огромная работа с родителями воспитанников:
Консультации («Формируем умение ребенка общаться», «Роль игры в жизни дошкольника», «Мяч и речь»). Все обуч. по развитию речи. Родителям было предложено поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль), представлены речевые игры и упражнения, используемые в детском саду для формирования речи дошкольников.
Тест-опрос для родителей «Можно ли назвать вашего ребенка общительным?».
Состоялось родительское собрание на тему «Развитие речи детей 4-5 лет в условиях семьи и детского сада», где я провела игровой практикум «Путешествие в страну развитие речи».
А также в течение всего года родители активно принимали участие в изготовлении различных атрибутов для сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, лэпбуков.
В течение года первостепенное значение имело: благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка; создание в группе доброжелательного отношения ко всем воспитанникам; максимальное использование разнообразных видов игровой деятельности, и их интеграция; творческая креативность воспитательно – образовательного процесса; единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
В целом, дети проявляют любознательность, стремление к познанию окружающего мира, умение общаться со сверстниками. Благодаря использованию художественного слова, дети свободно разыгрывают стишки, небольшие сказки в свободное время. У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении к окружающим людям. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка и его коммуникабельность.
Все проводимые мероприятия, несомненно, являются важнейшим фактором в процессе развития всех сторон речи детей, а это является главной задачей всестороннего развития ребёнка.
Читайте также |
---|
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...