Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»: цель, формы работы, интеграция с другими областями

Введение

Современные научные исследования свидетельствуют о том. Что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие - формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Музыка».

Данное положение определило тему моей творческой разработки: «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»: цель, формы работы, интеграция с другими областями».

Цель: изучить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.

Задачи: выявить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка», разработать формы работы по освоению детьми образовательной области «Музыка».

 

Глава 1. Организация психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка»
1.1. Психологическое сопровождение освоения детьми содержания образовательной области «Музыка»

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на введение ребенка в мир музыки, эмоционального отклика на нее, развитию интереса к музыке, развитие музыкальных и творческих способностей, созданию предпосылки для развития музыкально - эстетического сознания.

Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, эстетических, творческих способностей.
Все чаще музыка привлекает к себе интерес психологов в силу того, что она оказывает опосредующее влияние на развитие и полноценное функционирование механизмов обучения; развитие памяти, восприятия, эмоций, интеллекта и других важнейших составляющих психического развития ребенка; воспитание у него положительных личностных качеств, формирование социально желательного поведения.
Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее психологическое и психофизиологическое воздействие. Оно может вызвать у человека как положительные, так и отрицательные эмоции. Музыка активизирует сферу восприятия и образного представления, пробуждает творческую фантазию и воображение. Музыка имеет познавательное значение: в ней находят свое отражение многие жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми образными представлениями.
Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром; помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение. При подборе релаксирующего музыкального сопровождения особенно важна роль психолога, так как неграмотное использование тех или иных звуков природы может вызвать у ребенка непредсказуемую реакцию. Очень важно учитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативную психическую реакцию.

1.2. Цели и задачи освоения образовательной области

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи музыкального исполнительства – импровизации – творчества.
Младший дошкольный возраст.

  1. Развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности – музыкально- ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах.
  2. Развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.
  3. Формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому.
  4. Стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Средний дошкольный возраст.

  1. Развитие координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих способностей.
  2. Освоение детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
  4. Стимулирование желания детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Старший дошкольный возраст.

  1. Развитие умений чистого интонирования в пении а cappella и на два голоса.
  2. Освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования.
  3. Стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.
  4. Развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального восприятия – слушания - интерпретации.
Младший дошкольный возраст.

  1. Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Организация детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
  3. Активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.

Средний дошкольный возраст.

  1. Воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
  2. Развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
  3. Развитие музыкального слуха – интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение детьми элементарной музыкальной грамоты.

Старший дошкольный возраст.

  1. Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
  2. Накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
  3. Обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

1.3. Программно-методическое обеспечение образовательной области «Музыка»

Комплексная образовательная программа «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, Логиновой, Гурович г.Санкт-Петербург)

Парциальная программа «Программа музыкального образования дошкольников «Камертон» (Э.П.Костина).
Методическая литература по музыкальному развитию детей

  1. Костина Э.П. Я люблю музыку. Часть II, выпуск 1. Слушание музыки. Н.Новгород, 2005г.
  2. Костина Э.П. Я люблю музыку. Часть II, выпуск 2. Игра на детских музыкальных инструментах. Н. Новгород, 2005г.
  3. Костина Э.П. Я люблю музыку. Часть II, выпуск 3. Певческая деятельность сборник №1-8. Н. Новгород, 2005г.
  4. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М., 1990.
  5. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение; Владос, 1994.
  6. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1985.- 160 с., нот.
  7. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание». М., «Просвещение 2, 1976.
  8. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  9. Коренева, Т. Ф., «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
  10. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5- 6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада /Сост.Т.М. Орлова, и др.- М.: Просвещение, 1990
  11. Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.
  12. Петрова, В. А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
  13. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
  14. Хрестоматия по методике музыкального воспитания /Сост. О.О.Апраксина .- М.: Просвещение, 1987 .
  15. Планета детства/ Сост. Н.Н. Озерова .- С-Пб.: С- Пб. Изд-во., 1994

 

Глава 2. Формы организации образовательной области «Музыка»

  • Основная форма работы - обучение детей на занятиях,
  • Фронтальная форма, по подгруппам,
  • Игровая форма,
  • Индивидуально - творческая деятельность,
  • Интегрированная форма обучения.

Формы работы с детьми 2- 3лет отразим в таблице 1.

Таблица 1.

Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей Примерный объем (в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание
Обогащение, освоение, развитие:
- слушательского опыта;
- слуховой сосредоточенности;
- умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы.
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
Экспериментирование со звуками
Музыкальные дидактические игры
Подгрупповая
Индивидуальная
10 мин.
Исполнение
Обогащение, освоение, развитие:
- звукового сенсорного опыта;
- опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения;
- умения сравнивать разные по звучанию предметы;
- музыкально-ритмических движений и умений игры на шумовых музыкальных инструментах;
- элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому.
Экспериментирование со звуками
Музыкальные дидактические игры
Шумовой оркестр
Разучивание музыкальных игр и танцев
Совместное подпевание взрослому и звукоподражание.
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
10 мин.
Творчество
Обогащение, освоение, развитие:
- умений воспроизводить несложные певческие интонации с разным настроением , звукоподражания с различной динамикой, в разных регистрах.
Импровизации Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
10 мин.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов Групповая 15 мин.
Исполнение Музыкальные подвижные игры (на прогулке) Подгрупповая 10 мин.
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности) Создание соответствующей предметно-развивающей среды Подгрупповая
Индивидуальная
 

 

2.1. Методы и приемы организации образовательной области «Музыка»

Музыкальное развитие детей 2-3 лет.

Слушание музыки

В этом возрасте у детей уже есть небольшой опыт слушания музыки, что дает возможность поставить задачи формирования ее восприятия. В первой младшей группе - приучать внимательно, слушать музыку, не разговаривать во время исполнения. Во второй младшей группе - уметь внимательно слушать небольшое музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь, сопереживая настроению музыки. При формировании музыкальных представлений детей и для запоминания, и для узнавания прослушанной музыки, педагог включает музыкально - дидактические игры с определенным содержанием и правилами. В основе их лежат задания, направленные на освоение различных свойств музыкального звука - высоты, длительности, динамики и тембра. Педагог, подбирая детские инструменты и игрушки, предлагает детям первой младшей группы поиграть с ними, угадать, на чем он играет, сравнить тихое и громкое звучание. Во второй младшей группе музыкально - дидактические игры усложняются. Ставится задача не только различать контрастные звучания, но и воспроизводить их - мяукает кошка, котенок.

Основой методики слушания музыки является выразительное исполнение произведения, теплота и задушевность педагога, передающего свое отношение к художественному образу. Вместе с тем в работе с трехлетними детьми необходимы наглядные приемы, в частности показ игрушки, что доставляет радость слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песне, ее запоминанию. С этой целью полезно применять персонажи кукольного театра, с помощью которого инсценируется содержание того или иного произведения. Можно применять короткие пояснения. Например, при знакомстве с песней о елке можно сказать детям о том, что скоро наступит праздник. Детский сад будет украшен и т.д. Такой эмоциональный фон настраивает малышей внимательно, с интересом слушать песню, узнавать знакомые слова.

Во второй младшей группе более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому способствует качественное исполнение произведения. В этом возрасте сохраняет свое значение использование игрушки, как средства, вызывающего интерес к исполняемому произведению. Усвоению музыки способствуют краткие пояснения педагога, где он обращает внимание детей на характер музыки, выделяя наиболее яркие художественные средства. Разученные на занятии дидактические игры должны закрепляться воспитателем в часы досуга.

Пение

На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться - дыхание короткое, певческого звучания еще нет. Дети охотно подпевают окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки. Ставится задача развивать и укреплять первоначальные певческие интонации. На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. Репертуар должен быть удобен для дыхания и с небольшим диапазоном. Основным приемом является выразительное исполнение песни педагогом. В первом исполнение нужно использовать игрушки, картинки, которые помогают понять содержание песни. Кроме того используются игровые приемы. Например, при разучивании песни Кошка , педагог показывает игрушку и говорит, что кошка просит молока. Как кошка просит молоко мяу - напевает он. Это побуждает детей петь вместе с ним последнюю фразу песни.

Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Дети слушают песню с сопровождением, затем без него, затем поют вместе с педагогом. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети повторяют за ним. Хорошо поющим детям предлагают спеть для всех группой. С отстающими нужно заниматься отдельно.

Музыкально - ритмические движения

На третьем году жизни - движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными, нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмечать ритмическую пульсацию ходьбы и бега. Обучая детей согласованным движениям под музыку, педагог учит двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыкального произведения. Привлекает внимание детей к тому ,что под одну музыку можно ходить, под другую плясать, давая им возможность самостоятельно это различать. При этом. Исполняя марш или пляску, дети сами меняют характер движений. Детей приучают отмечать изменением движений двухчастную форму пьесы, силу звучания- громко , тихо, продолжают развивать ритмичность в ходьбе и беге под музыку. В игры и пляски включают умения двигаться по кругу, взявшись за руки, парами. Танцевальные движения отражают одновременное хлопанье в ладоши и топанье ногами, покачивание с ноги на ногу, полуприседания.

Методика основана на показе педагога и коротких указаниях. Очень важно четко и правильно показывать движение, где эмоциональный тон педагога вызывает у детей желание двигаться под музыку. Также важно использование игрушек и атрибутов. Разучивая игру, следует сразу рассказать содержание и предложить детям действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера, надо проиграть ее детям, сказать, для кого она предназначена, а затем предложить поиграть. При затруднении выполнения движения, построения, необходимо поупражняться отдельно.

Например, в игре солнышко и дождик нужно сначала проверить, насколько непринужденно дети могут ходить по кругу, а затем присоединить вторую часть игры - пляску. Усвоению содержания игр и необходимых навыков способствуют многократные, последовательные повторения. Чтобы обучение происходило ненавязчиво, можно использовать различные игровые моменты- показ упражнения персонажем, пригласить игрушку - мишку или зайку посмотреть, как пляшут дети или поплясать вместе с ними. Педагог отмечает детей , которые двигаются лучше, танцует с ними повторно, остальные дети смотрят. На следующих занятиях эти дети танцуют самостоятельно, а педагог танцует с детьми, которым требуется помощь.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Дети знакомятся с музыкальными инструментами, учатся различать звуки по высоте, знать и различать звучание бубна и погремушки. В работе с малышами используются музыкальные игрушки - дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать детей, побуждают их к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводятся постепенно, усложняя задания от занятия к занятию, используются игровые моменты. Например, петушок приносит в корзинке погремушки. Дети рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться с ними, извлекают звук. По показу петушка, выполняют движения - под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую - поднимают ее вверх и слегка встряхивают. На занятиях часто приходят куклы. Воспитатель водит куклу, а музыкальный руководитель передает шаги куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое звучание. Затем кукла приглашает всех походить и побегать. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм и реагировать на смену музыки. Коллективные исполнения нужно сочетать с индивидуальными, при этом немаловажную роль играет принцип повторности.

Творческая деятельность. Педагог способствует развитию первоначальных творческих проявлений в исполнительской деятельности. Поддерживать и закреплять желание детей использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках, воспроизводить голосом звукоподражания. Например, спеть колыбельную кукле Кате на баю- баю, плясовую на ля- ля. Использовать игровые моменты - котенок не умеет говорить, но он очень красиво поет. Как поет котенок - мяу, мяу.

2.2. Интеграция области «Музыка»

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями (ФГТ), принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Цель – Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями позволяютсоздавать интегрированные циклы - занятия, составные элементы которых взаимодополняют и обогащают друг друга, и, как следствие, многократно усиливают познавательный эффект.
По личному опыту могу сказать, что на практике наиболее эффективно активизируют музыкальное мышление и общую интеллектуальную деятельность дошкольников дидактические игры и самостоятельная музыкальная импровизационная деятельность дошкольников. Именно, действуя практически и самостоятельно, ребенок получает уникальную возможность самому принять решение, придумать и воплотить свой творческий замысел в конкретной музыкальной форме.

Не менее действенный метод активизации интеллектуального (развивающего) компонента - музыкальная импровизация. Наиболее любима детьми танцевальная импровизация и игра в оркестре. Для того, чтобы включиться в импровизационный процесс, ребенок должен проанализировать характер предлагаемой музыки, подобрать соответствующее танцевальное движение либо подходящий музыкальный инструмент и, действуя сообразно накопленному музыкальному опыту, создать собственный музыкальный вариант. На первый взгляд кажущаяся сложность импровизационного процесса детьми решается достаточно легко при условии наличия необходимого набора навыков и умений. Подобный подход в работе по формированию развивающего компонента посредством максимальной интеграции музыки в другие образовательные области считаю наиболее оптимальным.

Интеграцию образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями отразим в таблице 2.

Таблица 2.

«Физическая культура» развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности;
«Здоровье» сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
«Коммуникация» развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. 
«Познание» расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества, формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности;
«Социализация» формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Художественное творчество» развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
«Чтение художественной литературы» использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
«Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

 

Заключение

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.

Современные педагоги – психологи в своих исследованиях также единодушны: эффект положительного воздействия музыки и других видов искусства на формирование интеллекта человека несомненен, в особенности, если это искусство классическое (учеными абсолютно доказано существование всемирно известного уникального «эффекта Моцарта», многократно повышающего работоспособность головного мозга).

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.

Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии, так и на развлечениях и праздниках. На занятиях мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д. в разделе «Музыкально- ритмические движения», очень интересно, ярко проходят праздники с использованием мультимедиа.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.

 

Список литературы

  1. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение; Владос, 1994.
  2. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1985.- 160 с., нот.
  3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание». М., «Просвещение 2, 1976.
  4. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008.
  5. Радынова О.П. «Настроения, чувства в музыке» (с детьми 3-5 лет), Москва, 2000г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...

Читайте также

Учебное игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой»…

Учебное игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой» Учебное, игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой» направлено на закрепление...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Путешествие в сказку» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения...

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...