Управление работой по здоровьесбережению как условие повышения эффективной деятельности дошкольной образовательной организации

На сегодняшний день тема здоровьесбережения дошкольников в образовательном процессе является особенно актуальной. За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых пяти-семи лет жизни. По статистическим данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10% от общего числа. Среди контингента детей, поступающих в первый класс, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей имеют хронические заболевания. Самые распространенные детские хронические заболевания в дошкольном возрасте (4 - 7 лет) - болезни костно-мышечной системы; увеличение количества детей низкого роста и несоответствие уровня физического развития биологическому возрасту. В связи с этим растёт число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Если рассматривать причины резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, то среди них специалисты выделяют: низкий уровень жизни, неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояние здоровья матерей; недостаточная двигательная активность детей; недостаточная квалификация педагогов и воспитателей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста; безграмотность и незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; неполноценное питание.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 года в качестве основных принципов государственной политики в области образования устанавливает: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями. Для лиц с отклонениями в развитии предусматривает создание специальных условий коррекции нарушений развития к социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Исходя из целей обеспечения здоровьесбережения участников процесса образования, выделяются установленные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 года основные требования к организации образовательного процесса: обеспечение социальной защиты, охраны здоровья воспитанников, запрещение применения методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам; для детей с отклонениями в развитии предусматривается разработка образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Управление работой по здоровьесбережению должно строиться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; приоритетным направлением детского сада по физическому развитию; подбором современных здоровьесберегающих технологий и методик; координацией деятельности педагогов и специалистов детского сада; укреплением партнёрских отношений с родителями и социумом.

Особенность управления работой по здоровьесбережению в дошкольной образовательной организации состоит в том, что бы скоординировать работу всех участников образовательного процесса - педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни. Работая в этом направлении, необходимо оптимизировать систему физкультурно - оздоровительной работы в ДОО за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях.

Также управление работой по здоровьесбережению предполагает разработку и создание модели методического процесса, которая включает в себя: разработку рабочих программ, методических рекомендаций; повышение квалификации педагогов; разработку и внедрение методической системы ДОО; разработку и создание банка различных форм работы по здоровьесбережению, учебно-методических разработок и картотек.

Необходимым условием в управлении работой по здоровьесбережению в ДОО для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является построение методической работы по повышению компетентности педагогов. Для реализации задачи повышения компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения необходимы условия.

Важным фактором совершенствования методической работы в детском саду является материальная обеспеченность, материальная база. Профессиональное совершенствование педагогов невозможно без хорошо оборудованного методического кабинета. Упорядоченность и систематизация материалов методического кабинета или помещения своей группы позволяют педагогу готовиться к занятиям, продумывать индивидуальные подходы к воспитанникам, используя для этого раздаточный материал и все то, чего может не быть в домашних условиях. Хорошими помощниками педагогов в самообразовании являются библиотечный фонд, постоянно действующие выставки, методические разработки, брошюры, статьи, книги известных педагогов и методистов, списки литературы для коллективного чтения, рекомендации.

Условием эффективной работы по оптимизации оздоровительной деятельности ДОО является разработка и введение системы мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей.

Мониторинг – специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений. Мониторинг необходим для улучшения процесса принятия решения, осуществления проектов, программ.

Без организации системного мониторинга здоровья и физического развития детей невозможно построить работу по организации здоровьесбережения в ДОО. Мониторинг дает возможность выработать модель оздоровительной работы ДОО, разработать модель эффективности данной деятельности, исходя из имеющихся средства детского сада.

Системный мониторинг даёт возможность выявить отклонения физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы, и на основе полученного результата составить план реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий для каждой возрастной группы воспитанников.

Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. 

Спроектировав и внедрив в работу по управлению здоровьесбережением в ДОО модель сотрудничества детского сада и семьи, повышается уровень осознанного, бережного отношения к здоровью детей.

Таким образом, особенности управления здоровьесбережением в МБДОУ включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания воспитанников; определение оптимальной учебной нагрузки, режима организованной образовательной деятельности; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятий физической культурой и спортом; прохождение воспитанниками периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством РФ; обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду; построение методической работы по повышению компетентности педагогов; укрепление материальной базы ДОО.

Список литературы

1. Алямовская В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 4-5/Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 44с.
2. Гайнанова Е. А. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ / Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 688-689.

3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.

4. Заславская О.В. Некоторые аспекты моделирования учебного процесса в связи с созданием воспитательной системы / О.В. Заславская. - М.: Изд-во РОУ, 2011 - С. 87-93.

5. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Изд. “Учитель”. 2009 год.

6. Королева Е. В., Абдульманова Л. В. Управление процессами здоровьесбережения как условие повышения эффективности оздоровительной работы. Инновации в науке: сб. ст. по материалам XLII международной научно-практической конференции № 2(39). – Новосибирск: СибАК, 2015.

7. Никишина И. В. Мастер – класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: «Планета», 2013;

8. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю. / Монография «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни», «Флинта», 2016 – 44 с.;

9. Степанов, Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика /Е.Н. Степанов.–Псков: ПОИПКРО, 2010. – 263 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия…

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия тактильных ощущений Цели и задачи: Развитие кинестетических ощущений (мышечные чувства). Развитие концентрации внимания...

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема:…

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема: «Затерянный мир динозавров» Цель: Формирование умения изображать листопад ватными палочками. Образовательные: продолжать...

Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей…

Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей группе Цель: формирование у детей бережного отношения к природе. Программные задачи: - сформировать у детей...

Читайте также

Варианты оформления аттестационного материала воспитателя по социальному партнёрству в ДОУ

Варианты оформления аттестационного материала воспитателя по социальному партнёрству в ДОУ Год Мероприятия 2017-18 уч. год Экскурсия в музей пожарной части №2 Театрализованное представление «Хочу всё...

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья…

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья солнышко искали» Цель:  Создавать атмосферу радости, формировать положительное, эмоциональное состояние детей. Задачи: - закрепить, обобщить...

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Постановка проблемы. Проблема нравственного воспитания детей является одной из наиболее значимых...