Использование воспитателем актерских умений в педагогическом процессе

В рамках ФГОС, в условиях развития образования, социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных его качеств.

Современный педагог-профессионал интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, а также владеет и активно применяет на практике приёмы педагогического артистизма, который сильно воздействует на личность ребёнка Владеющий актёрским мастерством педагог способен передать свои умения воспитанникам. А.С.Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убеждён что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».

В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребёнка. Именно поэтому нужно быть готовым к участию в игре и уметь ее организовать.

Безусловно, артистизм – неотъемлемая часть моей профессии. Это и есть профессионализм. Достигается он благодаря накопленному опыту, знаниям и самое главное желанию привнести что-то новое и интересное, создать такие условия для своей работы, чтобы она приносила радость и удовлетворение.

На протяжении своей педагогической деятельности, я наблюдала за своими старшими коллегами- наставниками, училась у них многому: как интересней преподнести сложный и порой скучный материал детям, как их увлечь, заинтересовать?

Порой сами дети подсказывали и направляли на какие –то интересные творческие идеи, ведь они живут в мире образов, они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов. В зависимости от того, какой в данный момент нужен результат, можно вместе с «помощником»-персонажем, совершать различные «превращения».

Так, например, если нужно создать в группе тишину, мы превращаемся в рыбок, бабочек, цветы, камни, приближая эти образы к теме занятия.

Также вместе с детьми придумываем разные специальные слова – заклинания: «Раз, два, три – все игрушки собери! Четыре, пять – готовы мы идти гулять!»

Чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьёзного занятия, часто приходят на помощь «превращения» в умных мальчиков и девочек, художников, артистов, либо учёных

Всегда под рукой среди учебных средств и материалов имеется звонкий колокольчик, будильник, дудочка, «волшебная палочка» и другие предметы для создания нужной атмосферы и настроения.

Часто в своей работе использую игровой приём «погружения в ситуацию». То мы с детьми в «открытом космосе», на «другой планете», то на

«корабле» или «воздушном шаре», «в лесу», «джунглях» и т.д. Такие

проигрывания помогают лучше усвоить какие-то знания.

С младшей группы я уделяла большое внимание театрально-игровому творчеству.

Четыре года назад, работая с детьми младшей группы, я столкнулась с такой ситуацией.

С одной стороны были дети, с проблемами речевого развития: задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, практическое отсутствие общения как со взрослыми так и со сверстниками, а также скудность эмоциональной сферы.

С другой стороны были и такие дети, у которых ярко выраженная эмоциональная сфера, развиты общение и речь в соответствии с возрастом. Мне, как педагогу, захотелось у тех и у других детей развить творческие способности посредством театрализованной деятельности.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
  • обогащать и активизировать словарь;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • воспитывать гуманные чувства у детей.

В работе над этой проблемой я опиралась на авторскую программу Светланы Машевской для дошкольных образовательных учреждений «Риторика + театр», разработанную как пропедевтический курс к программе обучения риторике в школе, созданной под руководством проф. Т.А. Ладыженской.

Очень полюбилась детям игра «Я в образе», то есть, дети примеряют на себя образ. Я говорю им тему, например «Герои сказок», «Море», «Лес» и они придумывают себе героя, и пять минут находятся в этом образе. Затем мы пытаемся выяснить, кто кем был. Дети пользуются уголком ряжений и «Сундучком сокровищ». Это сложная игра, поначалу не все справляются с её правилами, но в дальнейшем ко всем приходит понимание и интерес.

Наблюдая за тем как я играю, дети сами выражают готовность сыграть роль того или другого героя. После чтения литературных произведений, мы обычно беседуем и выясняем, в каких эмоциональных состояниях находятся герои произведения в различных ситуациях. И повторяем их эмоции. Дети с удовольствием включаются в рассуждения, а что было бы если. Обсуждаем их поступки, и пытаемся понять, для чего они их совершают в тех или иных ситуациях.. Важно, что бы к детям пришло понимание того, что, играя ту или иную роль, они не отождествляли себя с героем. Особенно если эта характерная роль. Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что он только играет роль! Он актёр!

Нравится детям приём "Письмо в сказку". Дети диктуют текст, педагог записывает. Это коллективные или индивидуальные письма. Сроднившись с героями сказок, дети обращаются к ним в письмах не формально, а очень искренне. Дают советы волку («Лисичка-сестричка и серый волк»), придумывают охранные устройства для петуха («Лиса, заяц и петух») и др.

Часто, в дальнейшем, игра-драматизация, организованная мною, становится сюжетно-ролевой игрой в свободной деятельности детей. Ведь детям хочется «оживлять» любой текст. Это может быть текст, который они учатся пересказывать.

Велика роль песенок, используемых в играх-драматизациях. Многие песенки дети придумывали сами. Например в финале игры по сказке «Репка», а также песенка, с которой строят дом животные в сказке «Зимовье зверей», песенка Лисички со скалочкой и др.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в этот процесс, я использую разнообразные приёмы творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой изображён персонаж); проигрывание ролей в парах.

Работу по театрально-игровой деятельности веду в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.

Для успешной работы была создана предметно-пространственная среда: в группе оборудованы театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, имеются наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций.

На занятиях знакомила детей с театром: дети узнали, что такое "одежда сцены", кулисы, костюмерная. Как правильно вести себя на сцене актёрам и зрителям в зале, даже как нужно правильно аплодировать. Очень плодотворно проходит сотрудничество нашего детского сада с театральной студией "Аншлаг"

Регулярно ходим с детьми в театр и постигаем основы актёрского мастерства. Наши дети наблюдали за актёрской игрой своих сверстников и многому у них учились, ведь им свойственно подражать кому-то.

И наоборот, дети из студии приходят к нам в гости на наши мероприятия, например был проведен совместный праздник, посвящённый 9 Мая, а также представлен спектакль по сказке "Репка".

Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; тематические выставки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.

Результатом работы стало участие детей в театрализованных постановках: «Как котята маму искали», «Заколдованная ёлочка, «В гости к медвежонку Умке» «Лучший подарок для мамы» и «Три мамы». Кроме того, ребята выступают в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях. Элементы театрализации использовались в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в самостоятельной деятельности детей.

Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах: большинство детей стали лучше владеть импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; многие дети стали увереннее выступать перед зрителями, с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного общительней, внимательней друг к другу.

Сегодня я объясняю своим детям простые, но удивительные вещи, рассказываю, как важно быть добрым и честным, любить себя и своих близких. Ещё очень важно для меня лишний раз похвалить ребёнка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.

Используемая литература:

1. "Погружение - методика будущего" / отв. Ред. И состав. А.Н. Тубельский М.: Парсифаль, 1999г.

2. Л.А. Моисеева Технология "Игра -погружение в сказку в литературно-творческом развитии дошкольников" // материалы научно-практической конференции, отв. Редактор Е.Б.Плаксина, Екатеринбург, 2016г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Читайте также

Никто не забыт, ничто не забыто

Никто не забыт, ничто не забыто В настоящее время необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, любовь к...

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!»

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!» Вход детей под музыку Вед 1: Осень нас к себе на бал Нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. 1...

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка»

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка» Конспект Месяц декабрь Возраст 6-7 лет Тема: И. Рослова «Обувашка» Культурная практика Чтение художественной литературы Источник/автор Завейборода Ж.М. Форма представления/ Тип исследования Тексты для непродолжительного чтения Культурно-смысловой...