Сайт для воспитателей детских садов






Использование воспитателем актерских умений в педагогическом процессе

В рамках ФГОС, в условиях развития образования, социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных его качеств.

Современный педагог-профессионал интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, а также владеет и активно применяет на практике приёмы педагогического артистизма, который сильно воздействует на личность ребёнка Владеющий актёрским мастерством педагог способен передать свои умения воспитанникам. А.С.Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убеждён что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».

В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребёнка. Именно поэтому нужно быть готовым к участию в игре и уметь ее организовать.

Безусловно, артистизм – неотъемлемая часть моей профессии. Это и есть профессионализм. Достигается он благодаря накопленному опыту, знаниям и самое главное желанию привнести что-то новое и интересное, создать такие условия для своей работы, чтобы она приносила радость и удовлетворение.

На протяжении своей педагогической деятельности, я наблюдала за своими старшими коллегами- наставниками, училась у них многому: как интересней преподнести сложный и порой скучный материал детям, как их увлечь, заинтересовать?

Порой сами дети подсказывали и направляли на какие –то интересные творческие идеи, ведь они живут в мире образов, они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов. В зависимости от того, какой в данный момент нужен результат, можно вместе с «помощником»-персонажем, совершать различные «превращения».

Так, например, если нужно создать в группе тишину, мы превращаемся в рыбок, бабочек, цветы, камни, приближая эти образы к теме занятия.

Также вместе с детьми придумываем разные специальные слова – заклинания: «Раз, два, три – все игрушки собери! Четыре, пять – готовы мы идти гулять!»

Чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьёзного занятия, часто приходят на помощь «превращения» в умных мальчиков и девочек, художников, артистов, либо учёных

Всегда под рукой среди учебных средств и материалов имеется звонкий колокольчик, будильник, дудочка, «волшебная палочка» и другие предметы для создания нужной атмосферы и настроения.

Часто в своей работе использую игровой приём «погружения в ситуацию». То мы с детьми в «открытом космосе», на «другой планете», то на

«корабле» или «воздушном шаре», «в лесу», «джунглях» и т.д. Такие

проигрывания помогают лучше усвоить какие-то знания.

С младшей группы я уделяла большое внимание театрально-игровому творчеству.

Четыре года назад, работая с детьми младшей группы, я столкнулась с такой ситуацией.

С одной стороны были дети, с проблемами речевого развития: задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, практическое отсутствие общения как со взрослыми так и со сверстниками, а также скудность эмоциональной сферы.

С другой стороны были и такие дети, у которых ярко выраженная эмоциональная сфера, развиты общение и речь в соответствии с возрастом. Мне, как педагогу, захотелось у тех и у других детей развить творческие способности посредством театрализованной деятельности.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
  • обогащать и активизировать словарь;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • воспитывать гуманные чувства у детей.

В работе над этой проблемой я опиралась на авторскую программу Светланы Машевской для дошкольных образовательных учреждений «Риторика + театр», разработанную как пропедевтический курс к программе обучения риторике в школе, созданной под руководством проф. Т.А. Ладыженской.

Очень полюбилась детям игра «Я в образе», то есть, дети примеряют на себя образ. Я говорю им тему, например «Герои сказок», «Море», «Лес» и они придумывают себе героя, и пять минут находятся в этом образе. Затем мы пытаемся выяснить, кто кем был. Дети пользуются уголком ряжений и «Сундучком сокровищ». Это сложная игра, поначалу не все справляются с её правилами, но в дальнейшем ко всем приходит понимание и интерес.

Наблюдая за тем как я играю, дети сами выражают готовность сыграть роль того или другого героя. После чтения литературных произведений, мы обычно беседуем и выясняем, в каких эмоциональных состояниях находятся герои произведения в различных ситуациях. И повторяем их эмоции. Дети с удовольствием включаются в рассуждения, а что было бы если. Обсуждаем их поступки, и пытаемся понять, для чего они их совершают в тех или иных ситуациях.. Важно, что бы к детям пришло понимание того, что, играя ту или иную роль, они не отождествляли себя с героем. Особенно если эта характерная роль. Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что он только играет роль! Он актёр!

Нравится детям приём "Письмо в сказку". Дети диктуют текст, педагог записывает. Это коллективные или индивидуальные письма. Сроднившись с героями сказок, дети обращаются к ним в письмах не формально, а очень искренне. Дают советы волку («Лисичка-сестричка и серый волк»), придумывают охранные устройства для петуха («Лиса, заяц и петух») и др.

Часто, в дальнейшем, игра-драматизация, организованная мною, становится сюжетно-ролевой игрой в свободной деятельности детей. Ведь детям хочется «оживлять» любой текст. Это может быть текст, который они учатся пересказывать.

Велика роль песенок, используемых в играх-драматизациях. Многие песенки дети придумывали сами. Например в финале игры по сказке «Репка», а также песенка, с которой строят дом животные в сказке «Зимовье зверей», песенка Лисички со скалочкой и др.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в этот процесс, я использую разнообразные приёмы творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой изображён персонаж); проигрывание ролей в парах.

Работу по театрально-игровой деятельности веду в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.

Для успешной работы была создана предметно-пространственная среда: в группе оборудованы театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, имеются наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций.

На занятиях знакомила детей с театром: дети узнали, что такое "одежда сцены", кулисы, костюмерная. Как правильно вести себя на сцене актёрам и зрителям в зале, даже как нужно правильно аплодировать. Очень плодотворно проходит сотрудничество нашего детского сада с театральной студией "Аншлаг"

Регулярно ходим с детьми в театр и постигаем основы актёрского мастерства. Наши дети наблюдали за актёрской игрой своих сверстников и многому у них учились, ведь им свойственно подражать кому-то.

И наоборот, дети из студии приходят к нам в гости на наши мероприятия, например был проведен совместный праздник, посвящённый 9 Мая, а также представлен спектакль по сказке "Репка".

Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; тематические выставки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.

Результатом работы стало участие детей в театрализованных постановках: «Как котята маму искали», «Заколдованная ёлочка, «В гости к медвежонку Умке» «Лучший подарок для мамы» и «Три мамы». Кроме того, ребята выступают в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях. Элементы театрализации использовались в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в самостоятельной деятельности детей.

Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах: большинство детей стали лучше владеть импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; многие дети стали увереннее выступать перед зрителями, с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного общительней, внимательней друг к другу.

Сегодня я объясняю своим детям простые, но удивительные вещи, рассказываю, как важно быть добрым и честным, любить себя и своих близких. Ещё очень важно для меня лишний раз похвалить ребёнка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.

Используемая литература:

1. "Погружение - методика будущего" / отв. Ред. И состав. А.Н. Тубельский М.: Парсифаль, 1999г.

2. Л.А. Моисеева Технология "Игра -погружение в сказку в литературно-творческом развитии дошкольников" // материалы научно-практической конференции, отв. Редактор Е.Б.Плаксина, Екатеринбург, 2016г.

0 Плохо0


Добавить комментарий

Оставляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть...

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква С»

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и...

Читайте также

Досуг: «Вкусное путешествие: Я – кулинар!» (старшая группа для детей с ТНР)

Досуг: «Вкусное путешествие: Я – кулинар!»(старшая группа для детей с ТНР) Цель. Развивать коммуникативную сторону речи детей с ТНР, повышать уровень...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей …

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «В зоопарке»   Цели: Упражнять детей в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Закрепить состав числа...

Сюжетно-ролевая игра «Кафе-мороженое – «Расти большой!» (для детей 5-7 лет)

Сюжетно-ролевая игра «Кафе-мороженое – «Расти большой!» (для детей 5-7 лет) Цель:   - формировать представление дошкольников о том, что такое кафе и для...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Пальчиковая гимнастика в стихах

18-01-2019 %HITS Разное %AUTHOR

Дом Я хочу построить дом,(Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе...

НОД по ФЭМП с элементами театрализованно…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Конспект НОД по ФЭМП с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе«Колобок на новый лад»Задачи:1. Образовательные закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам продолжать учить детей составлять и решать...

Спортивная форма на занятиях  по физичес…

18-01-2019 %HITS Консультации %AUTHOR

Физкультурные занятия обязательно требуют соблюдения техники безопасности в зале. Спортивная форма на занятиях – это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие: учится бегать, прыгать, лазать, ползать и т.д. Чтобы вашему ребенку было...

«Оптимизация условий для развития речево…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

ГБОУ Школа 1373 Чиж Л.А. 2019 Истоки способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. В.А. Сухомлинский Тестопластика относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство