Обучение умственно отсталых детей компьютерной грамотности

 

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать современными умениями, планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, эффективно использовать новые технологии.

Информационные технологии завоевывают новые сферы человеческой деятельности, владение информационными технологиями становится необходимостью и потребностью каждого человека. За компьютерными технологиями будущее. Уже сегодня компьютер нашел применение практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением является не только использование компьютеров в обучении детей, но и овладение самими учащимися навыками информационных пользователей, что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.

В настоящее время отчётливо проявляется тенденция введения в образовательный процесс для обучения детей с умственной отсталостью наглядных средств обучения. Богатейшие возможности для этого предоставляют персональные компьютеры. В последние годы специальные коррекционные учреждения активно оборудуются компьютерной техникой. Общество требует определенной информационной подготовки выпускников коррекционных школ. Таким образом, возникает потребность практического решения проблем обучения детей с умственной отсталостью элементам компьютерной грамотности.

Что же такое компьютерная грамотность?

“Компьютерная грамотность”  это совокупность теоретических и практических знаний и навыков в области работы с компьютерными системами, позволяющий достигать поставленных целей с помощью различных программных инструментов в конкретной компьютерной системе.

Что же может дать компьютер и компьютерные технологии детям с интеллектуальными нарушениями? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить некоторые вопросы психологии умственно отсталых детей.

Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. У данных детей выражены недостатки внимания, малая устойчивость, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость, страдает восприятие, память, словесно-логическое мышление, характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушено физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений.

Формирования умственных действий осуществляется благодаря специально организованному обучению и воспитанию, а также коррекционной работе. Чем раньше к развитию ребенка будут привлечены специалисты, тем лучше будет его развитие.

Введение курса «Компьютерная грамотность» открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребенка. В целом можно сказать, что обучение детей на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

Дети с умственной отсталостью должны обладать минимальной совокупностью информационных знаний и умений, которые необходимо и возможно сформировать у лиц с нарушением интеллекта. Акцент следует делать на формирование элементарных компьютерных знаний и умений, необходимых в жизни.

Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении позволяет решать следующие задачи:

  • максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;
  • формирование у детей интереса к компьютеру, усвоение правил и поведения при общении с компьютером;
  • развитие знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач;
  • развитие у детей сенсорных способностей, графомоторных навыков и ориентировки в пространстве, мелкой моторики пальцев при использовании простейших тренажеров в работе на клавиатуре;
  • развитие критичности у детей, повышение самооценки, интереса к обучению, усвоения новых знаний.

За основу можно взять три направления обучения компьютерной грамотности.

1. Практика работы на компьютере (пользовательское).

2. Информация в окружающем мире.

3. Обучение умению работы с информацией.

1. Практика работы на компьютере (пользовательское).

К данному направлению можно отнести знакомство учащихся с основными внешними устройствами компьютера, знание их назначения и соответствующую терминологию (например, монитор, процессор, клавиатура, дисковод, и др.). Для более быстрого усвоения материала детьми с умственной отсталостью педагоги могут использовать различные стихотворения и загадки. Например:

1. По полям «клавиатуры»

Пальцы бегают как куры,

Можно завести в компьютер

Хоть шедевр литературы.

2. Эта штука – «монитор»,

Разукрашенный ковер

На экране - тексты, фильмы,

И картинок всякий вздор.

3. Вот «компьютер» ваш, ребятки,

Вам расскажем без утайки

Из каких частей составлен,

Из каких он собран гаек.

4. В цвете, разными форматами,

“Принтер” всё нам распечатает

Чтобы красочный привет

Лёг открыткою в конверт.

5. Вот «компьютерная мышка»

Серенькая коротышка

Все ее передвижения

Для компьютера - мыслишки.

Так же дети должны уметь выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (соблюдая при этом требования техники безопасности):

  • помещение бумаги в лоток принтера и распечатка документа, помещение иллюстрации в сканер и сканирование;
  • загрузка дискеты, диска;
  • набора текста на клавиатуре;
  • работы с мышью;
  • действий с файлами (сохранить, удалить, скопировать).

2. Информация в окружающем мире.

Ребенок с умственной отсталостью должен знать, что человек постоянно имеет дело с информацией: наблюдает и анализирует происходящее вокруг, общается с окружающими людьми, участвует в обсуждении актуальных и каждодневных тем. Поэтому одним из необходимых компонентов компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью должны являться знания об информации.

3. Обучение умению работы с информацией.

Учащиеся должны знать, что любую нужную информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и, каким способом ее искать. А для этого необходимо уметь правильно сформулировать свою потребность в информации, правильно определять направление поиска, отличать нужную информацию от ненужной.

Знания, умения, навыки, получаемые в процессе обучения элементов компьютерной грамотности, – являются средствами, обеспечивающими полноценное развитие личности.

На занятиях по компьютерной грамотности рекомендуется использовать следующие методы обучения как: рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения,

а так же специальные методики коррекционной педагогики:

  • замедленность темпа обучения;
  • неоднократное повторение и закрепление изученного материала;
  • чередование заданий различной сложности;
  • смена видов деятельности в течение урока (не менее 4-7 видов учебной деятельности: устный опрос, диктанты, тесты с выбором ответа, с кратким или развёрнутым ответом, задания на поиск ошибок, на определение соответствия;
  • опора на практические задания;
  • оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии;
  • индивидуальный подход к обучающимся.

Структура занятия включает в себя:

  1. Организационный момент. Объявление темы и целей занятия — 2 минуты.
  2. Повторение пройденного материала - 3 минуты.
  3. Основная тема (безмашинная часть урока) — 10 минут.
  4. Физкультминутка - 5 минуты.
  5. Работа за компьютером - 10-15 минут.
  6. Гимнастика для глаз - 2 минуты.
  7. Упражнения, игры на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи - 5 минут.
  1. Подведение итогов, выводы - 3 минуты.

При обучении элементам компьютерной грамотности, используется множество игр и упражнений, тренажеров. Следуя правилам игры, достигая поставленной задачи, учащиеся тренируют не только те или иные навыки работы за компьютером, но и развивают психические функции. Развиваются такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость, что позволит ребенку быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности компьютерные игры способствуют развитию познавательного интереса сообразительность, находчивость, умение рассуждать, побуждающие к активному пополнению знаний об окружающем мире. Кроме того, при работе за компьютером, многократном повторении игр и упражнений задействуются все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая.

В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность детей. Подчас помогают провести трудную для детей работу на подсознательном уровне. Многие дети имеют проблемы с чтением, не любят читать. С экрана ребята охотно читают, полагая при этом, что они играют. Развитие с помощью компьютерных программ зрительно-моторной координации и умения распределять внимание является одним из факторов, повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной работе. При регулярном использовании манипулятора "мышь" отмечено улучшение техники письма, снижение мышечного напряжения, отлично тренируют моторику. Набирая на клавиатуре различные буквы, ребенок учится визуально их отличать, складывать в слоги, слова, и впоследствии – в предложения. Умение печатать пусть и не с большой скоростью, но используя все пальцы, дает хорошую ориентацию в пространстве клавиатуры.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

• технику безопасности при работе за компьютером;

• правила поведения в компьютерном классе;

• назначение и основные устройства компьютера.

Обучающиеся должны уметь

• включать и выключать компьютер;

• пользоваться клавиатурой и мышью компьютера для ввода информации, работы с паками, файлами и программами;

• совершать элементарные действия с файлами и папками;

• уметь применять текстовый редактор для набора простейших текстов;

• уметь использовать простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

• уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор

• записывать компакт-диск;

• просматривать и редактировать фотографии (изображения) в диспетчере рисунков;

• создавать и демонстрировать презентации;

• создавать архив и извлекать из архива файлы, папки;

• прослушивать музыку и просматривать видео;

• находить необходимую информацию в глобальной сети интернет.

Так как все занятия включают практическую работу за компьютером, поэтому особое внимание должно уделяться техники безопасности и здоровьесбережению детей.

Таким образом педагог должен предусматривать на занятиях специальные комплексы упражнений при общем утомлении и для глаз. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение. 

Памятки.

Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

В компьютерном классе для учащихся.
Общее положения:

  • К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.
  • Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии ответственного за кабинет или преподавателя.
  • Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения ответственного за кабинет или преподавателя.
  • Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.
  • Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Перед началом работы необходимо:

  • Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте.
  • Разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере.
  • Принять правильною рабочую позу.
  • Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.

При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

  • Находиться в классе в верхней одежде;
  • Класть одежду и сумки на столы;
  • Находиться в классе с напитками и едой;
  • Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;
  • Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
  • Передвигать компьютеры и мониторы;
  • Открывать системный блок;
  • Включать и выключать компьютеры самостоятельно. 
  • Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
  • Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
  • Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
  • Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;
  • Удалять и перемещать чужие файлы;
  • Приносить и запускать компьютерные игры.

Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:

  • Соблюдать тишину и порядок;
  • Выполнять требования преподавателя и ответственного за кабинет;
  • Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;
  • При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
  • После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
  • Оставить рабочее место чистым.

Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

  • Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);
  • Вертикально прямая спина;
  • Плечи опущены и расслаблены;
  • Ноги на полу и не скрещены;
  • Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
  • Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

  • При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к ответственному за кабинет или преподавателю.
  • При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить ответственному за кабинет или преподавателю.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод: применение компьютера и обучение компьютерной грамотности умственно отсталых детей необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, сделает знания детей более прочными и глубокими, повысит их способности к самообучению. 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок…

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок грамматики и математики в лесной школе» Цель: закрепить знания детей, полученные...

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...