Обучение умственно отсталых детей компьютерной грамотности
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать современными умениями, планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, эффективно использовать новые технологии.
Информационные технологии завоевывают новые сферы человеческой деятельности, владение информационными технологиями становится необходимостью и потребностью каждого человека. За компьютерными технологиями будущее. Уже сегодня компьютер нашел применение практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением является не только использование компьютеров в обучении детей, но и овладение самими учащимися навыками информационных пользователей, что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.
В настоящее время отчётливо проявляется тенденция введения в образовательный процесс для обучения детей с умственной отсталостью наглядных средств обучения. Богатейшие возможности для этого предоставляют персональные компьютеры. В последние годы специальные коррекционные учреждения активно оборудуются компьютерной техникой. Общество требует определенной информационной подготовки выпускников коррекционных школ. Таким образом, возникает потребность практического решения проблем обучения детей с умственной отсталостью элементам компьютерной грамотности.
Что же такое компьютерная грамотность?
“Компьютерная грамотность” — это совокупность теоретических и практических знаний и навыков в области работы с компьютерными системами, позволяющий достигать поставленных целей с помощью различных программных инструментов в конкретной компьютерной системе.
Что же может дать компьютер и компьютерные технологии детям с интеллектуальными нарушениями? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить некоторые вопросы психологии умственно отсталых детей.
Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. У данных детей выражены недостатки внимания, малая устойчивость, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость, страдает восприятие, память, словесно-логическое мышление, характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушено физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений.
Формирования умственных действий осуществляется благодаря специально организованному обучению и воспитанию, а также коррекционной работе. Чем раньше к развитию ребенка будут привлечены специалисты, тем лучше будет его развитие.
Введение курса «Компьютерная грамотность» открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребенка. В целом можно сказать, что обучение детей на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.
Дети с умственной отсталостью должны обладать минимальной совокупностью информационных знаний и умений, которые необходимо и возможно сформировать у лиц с нарушением интеллекта. Акцент следует делать на формирование элементарных компьютерных знаний и умений, необходимых в жизни.
Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении позволяет решать следующие задачи:
- максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;
- формирование у детей интереса к компьютеру, усвоение правил и поведения при общении с компьютером;
- развитие знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач;
- развитие у детей сенсорных способностей, графомоторных навыков и ориентировки в пространстве, мелкой моторики пальцев при использовании простейших тренажеров в работе на клавиатуре;
- развитие критичности у детей, повышение самооценки, интереса к обучению, усвоения новых знаний.
За основу можно взять три направления обучения компьютерной грамотности.
1. Практика работы на компьютере (пользовательское).
2. Информация в окружающем мире.
3. Обучение умению работы с информацией.
1. Практика работы на компьютере (пользовательское).
К данному направлению можно отнести знакомство учащихся с основными внешними устройствами компьютера, знание их назначения и соответствующую терминологию (например, монитор, процессор, клавиатура, дисковод, и др.). Для более быстрого усвоения материала детьми с умственной отсталостью педагоги могут использовать различные стихотворения и загадки. Например:
1. По полям «клавиатуры»
Пальцы бегают как куры,
Можно завести в компьютер
Хоть шедевр литературы.
2. Эта штука – «монитор»,
Разукрашенный ковер
На экране - тексты, фильмы,
И картинок всякий вздор.
3. Вот «компьютер» ваш, ребятки,
Вам расскажем без утайки
Из каких частей составлен,
Из каких он собран гаек.
4. В цвете, разными форматами,
“Принтер” всё нам распечатает
Чтобы красочный привет
Лёг открыткою в конверт.
5. Вот «компьютерная мышка»
Серенькая коротышка
Все ее передвижения
Для компьютера - мыслишки.
Так же дети должны уметь выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (соблюдая при этом требования техники безопасности):
- помещение бумаги в лоток принтера и распечатка документа, помещение иллюстрации в сканер и сканирование;
- загрузка дискеты, диска;
- набора текста на клавиатуре;
- работы с мышью;
- действий с файлами (сохранить, удалить, скопировать).
2. Информация в окружающем мире.
Ребенок с умственной отсталостью должен знать, что человек постоянно имеет дело с информацией: наблюдает и анализирует происходящее вокруг, общается с окружающими людьми, участвует в обсуждении актуальных и каждодневных тем. Поэтому одним из необходимых компонентов компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью должны являться знания об информации.
3. Обучение умению работы с информацией.
Учащиеся должны знать, что любую нужную информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и, каким способом ее искать. А для этого необходимо уметь правильно сформулировать свою потребность в информации, правильно определять направление поиска, отличать нужную информацию от ненужной.
Знания, умения, навыки, получаемые в процессе обучения элементов компьютерной грамотности, – являются средствами, обеспечивающими полноценное развитие личности.
На занятиях по компьютерной грамотности рекомендуется использовать следующие методы обучения как: рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения,
а так же специальные методики коррекционной педагогики:
- замедленность темпа обучения;
- неоднократное повторение и закрепление изученного материала;
- чередование заданий различной сложности;
- смена видов деятельности в течение урока (не менее 4-7 видов учебной деятельности: устный опрос, диктанты, тесты с выбором ответа, с кратким или развёрнутым ответом, задания на поиск ошибок, на определение соответствия;
- опора на практические задания;
- оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии;
- индивидуальный подход к обучающимся.
Структура занятия включает в себя:
- Организационный момент. Объявление темы и целей занятия — 2 минуты.
- Повторение пройденного материала - 3 минуты.
- Основная тема (безмашинная часть урока) — 10 минут.
- Физкультминутка - 5 минуты.
- Работа за компьютером - 10-15 минут.
- Гимнастика для глаз - 2 минуты.
- Упражнения, игры на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи - 5 минут.
- Подведение итогов, выводы - 3 минуты.
При обучении элементам компьютерной грамотности, используется множество игр и упражнений, тренажеров. Следуя правилам игры, достигая поставленной задачи, учащиеся тренируют не только те или иные навыки работы за компьютером, но и развивают психические функции. Развиваются такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость, что позволит ребенку быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности компьютерные игры способствуют развитию познавательного интереса сообразительность, находчивость, умение рассуждать, побуждающие к активному пополнению знаний об окружающем мире. Кроме того, при работе за компьютером, многократном повторении игр и упражнений задействуются все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая.
В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.
Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность детей. Подчас помогают провести трудную для детей работу на подсознательном уровне. Многие дети имеют проблемы с чтением, не любят читать. С экрана ребята охотно читают, полагая при этом, что они играют. Развитие с помощью компьютерных программ зрительно-моторной координации и умения распределять внимание является одним из факторов, повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной работе. При регулярном использовании манипулятора "мышь" отмечено улучшение техники письма, снижение мышечного напряжения, отлично тренируют моторику. Набирая на клавиатуре различные буквы, ребенок учится визуально их отличать, складывать в слоги, слова, и впоследствии – в предложения. Умение печатать пусть и не с большой скоростью, но используя все пальцы, дает хорошую ориентацию в пространстве клавиатуры.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• технику безопасности при работе за компьютером;
• правила поведения в компьютерном классе;
• назначение и основные устройства компьютера.
Обучающиеся должны уметь
• включать и выключать компьютер;
• пользоваться клавиатурой и мышью компьютера для ввода информации, работы с паками, файлами и программами;
• совершать элементарные действия с файлами и папками;
• уметь применять текстовый редактор для набора простейших текстов;
• уметь использовать простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
• уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор
• записывать компакт-диск;
• просматривать и редактировать фотографии (изображения) в диспетчере рисунков;
• создавать и демонстрировать презентации;
• создавать архив и извлекать из архива файлы, папки;
• прослушивать музыку и просматривать видео;
• находить необходимую информацию в глобальной сети интернет.
Так как все занятия включают практическую работу за компьютером, поэтому особое внимание должно уделяться техники безопасности и здоровьесбережению детей.
Таким образом педагог должен предусматривать на занятиях специальные комплексы упражнений при общем утомлении и для глаз. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Памятки.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
В компьютерном классе для учащихся.
Общее положения:
- К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.
- Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии ответственного за кабинет или преподавателя.
- Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения ответственного за кабинет или преподавателя.
- Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.
- Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
Перед началом работы необходимо:
- Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте.
- Разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере.
- Принять правильною рабочую позу.
- Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.
При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
- Находиться в классе в верхней одежде;
- Класть одежду и сумки на столы;
- Находиться в классе с напитками и едой;
- Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;
- Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
- Передвигать компьютеры и мониторы;
- Открывать системный блок;
- Включать и выключать компьютеры самостоятельно.
- Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
- Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
- Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
- Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;
- Удалять и перемещать чужие файлы;
- Приносить и запускать компьютерные игры.
Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:
- Соблюдать тишину и порядок;
- Выполнять требования преподавателя и ответственного за кабинет;
- Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;
- При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
- После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
- Оставить рабочее место чистым.
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:
- Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);
- Вертикально прямая спина;
- Плечи опущены и расслаблены;
- Ноги на полу и не скрещены;
- Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
- Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
- При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к ответственному за кабинет или преподавателю.
- При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить ответственному за кабинет или преподавателю.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод: применение компьютера и обучение компьютерной грамотности умственно отсталых детей необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, сделает знания детей более прочными и глубокими, повысит их способности к самообучению.
Читайте также |
---|
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...
Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»
Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...