Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: гендерный подход, дети дошкольного возраста, физическое воспитание дошкольников, индивидуально-дифференцированный подход.

Annotation. In article discusses the relevance of applying a gender approach in the physical education of preschoolers (5-6 years) in a preschool educational institution.

Keywords: gender approach, preschool children, physical education of preschoolers, individually-differentiated approach.

К физическому воспитанию дошкольников, как к одному из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей, отечественная система образования всегда относилась ответственно и уникально. Безусловно, преимущества такой системы физического воспитания в его классическом характере неоспоримы и актуальны. Во всех детских образовательных учреждениях физическая культура с учетом принципов организации педагогического процесса формирует правильный подход к здоровому образу жизни, обеспечивает нормальный рост и физическое развитие [3].

Впервые на гендерный подход в физическом воспитании детей начали обращать внимание в 1930-е годы, но так и не признали его актуальным в частности для физического воспитания дошкольников [4]. Занятия физической культурой были и остаются основной формой обучения детей физическим упражнениям [3]. Однако ряд специалистов начал задаваться вопросом об актуальности гендерного подхода к физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях с целью изучения индивидуально-дифференцированного подхода в обучении физической культуре мальчиков и девочек. Проведенный анализ показал, как именно разделение учащихся на мальчиков и девочек в их физическом воспитании эффективно отражается на психоэмоциональном состоянии, так как в основе такого подхода лежит игровая деятельность, где создаются все условия для двигательной активности детей с учетом гендерных различий. По мнению авторов, основы гендерного поведения дошкольников закладываются с помощью их физического воспитания [2, 1, 5, 6].

В исследовании для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) было проведено сравнение показателей нескольких тестовых заданий таких, как челночный бег, прыжки в длину с места, бросание набивного мяча двумя руками из-за головы, «уголок» - мышцы брюшного пресса, наклон вперед стоя на полу. Причем сравнение происходило именно в соответствии с гендерным различием. Чтобы исключить разницу в двигательной активности детей за пределами дошкольного учреждения, были подобраны мальчики и девочки, не занимающиеся дополнительно в секциях и кружках. Результаты исследования занесены в таблицу 1. Были зафиксированы значения для каждого из мальчиков (М1,…, М6) и девочек (Д1,…, Д6) в каждом тестовом задании и вычислены средние значения отдельно для каждого пола и задания. Чтобы наглядно увидеть разницу в значениях на рисунке 1 изображена диаграмма средних значений тестовых заданий по физической культуре детей старшего дошкольного возраста в соответствии с гендерным подходом. По диаграмме можно сделать выводы, что в челночном беге, прыжкам в длину с места и бросании набивного мяча двумя руками из-за головы результаты явно лучше у мальчиков, нежели чем у девочек, а в «уголке» и наклонах вперед соответственно проявили себя лучше девочки.

Таблица 1. Сравнение показателей тестовых заданий

1

2

Рис. 1. Диаграмма средних значений тестовых заданий

Далее рассчитано процентное различие в соответствии с гендерным подходом и различными тестовыми заданиями. Результаты указаны в таблице 2. Процентное различие рассчитывается по формуле (А−В)А(В)×100%, где А – наибольшее среднее значение в одном тестовом задании, В – наименьшее среднее значение в одном тестовом задании, А(В) – среднее значение худшего из двух результатов - мальчиков или девочек. Таким образом, в челночном беге мальчики быстрее девочек на 3,86%; в прыжках в длину с места, мальчики лучше девочек на 26,6%; при бросании набивного мяча двумя руками из-за головы мальчики показали результат, который выше, чем у девочек на 31,75%. Девочки показали себя лучше, чем мальчики в «уголке» на 5,81% и в наклоне вперед стоя на полу на 11,11%.

Таблица 2. Разница результатов в процентах

3

Следует отметить, что при выполнении заданий, мальчики и девочки проявляли себя совершенно по-разному. Различие не только в результатах, но и восприятии детей к тем или иным упражнениям. Например, девочки с удовольствием выполняли упражнения наклона вперед и «уголок», что соответственно им удавалось лучше мальчиков и наоборот, мальчики бегали и прыгали уверенней, и чувствовали себя сильнее, нежели девочки. Неслучайно, двигательная активность и моторика всегда выражается ярче у мальчиков, а девочки славятся своей изящностью и пластичностью в исполнении упражнений. Для сохранения баланса, приходилось доносить информацию в игровой форме, используя индивидуально-дифференцированный подход, чтобы не травмировать психоэмоциональное состояние детей, и они не чувствовали разницы.

Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с их гендерными различиями существенно влияет на повышение работоспособности, положительное отношение дошкольников к занятиям и быстрому усвоению материала. Основы гендерного поведения дошкольников закладываются с помощью их правильного физического воспитания. В России и за рубежом в результате анализа психолого-педагогических исследований выяснили, что у детей дошкольного возраста, имеющих разный менталитет, уже в этот период времени происходит принятие гендерной роли [7].

Список литературы:

  1. Пышненко М.В. Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста / М.В. Пышненко [Электронный ресурс]. – URL.:http://nsportal.ru/ С. 2–9.
  2. Быков В.С. Учет гендерной принадлежности в физическом развитии детей дошкольного возраста / В.С. Быков, А.А. Коузов // Современные проблемы науки и образования [Электронный научный журнал]. – 2014. – № 5. – С. 1–4. – URL: http://www.science-education.ru/.
  3. Пономарев Г.Н. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / Г.Н. Пономарев; под ред. С.О. Филипповой. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 219 с.
  4. Бойко В.В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников: канд. пед. наук / Бойко Валерий Вячеславович. – Ярославль, 2008. – 23 с.
  5. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5–7 лет (с учетом уровня двигательной активности): пособие / М.А. Рунова. –М.: Просвещение, 2007. – 141 с.
  6. Тимошкина О.В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре /О.В. Тимошкина // Инструктор по физической культуре. – 2013. – № 1. – С. 28–32.
  7. Баранова Н.В. Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста /Н.В. Баранова [Электронный ресурс]. – URL: http://sociosphera.com/ С. 1–5.


Новые публикации

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Читайте также

Кружок дополнительного образования «Умелые ручки»

Кружок дополнительного образования «Умелые ручки» (Подготовка руки к письму)

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев»

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев» Образовательная область: физическое развитие. Цели: - формирование устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке...

Читайте также

Дидактическая игра «Волшебный цветочек» в группе младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Волшебный цветочек» в группе младшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Волшебный цветочек» предназначена для детей 2-3 лет и направлена на...

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

«Магазинчик»

«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...





В блогах

Конспект ООД по образовательной области «Познавательно развитие» в старшей группе «Это загадочный космос».

Цель: Формировать представления детей о космосе. Задачи: 1. Познавательное развитие: - закрепить уже существующие знания о космосе -расширить представления детей об окружающем мире -познакомить детей с новыми понятиями6 «планета», «звездопад», «скафандр» -сформировать начальное представление о Солнечной системе 2. Художественно-эстетичекое развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок» Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель: Познакомить детей с русской -народной сказкой. Задачи: Образовательные:  Закреплять знание последовательности событий...

Частушки к Масленице (авторские)

Мы блиночки замесили, И гостей мы пригласили. Блины наши объеденье, Со сметанкой и с вареньем. Блины ели, блины ели Ели целую неделю. Как они в нас поместились? Сами очень удивились. Когда Масленица с нами- Объедаемся блинами. Обойди весь белый свет...

НОД "Желтая кисточка"

«Желтая кисточка» Вид деятельности детей: коммуникативная деятельность: беседа, общение по теме занятия, ответы на вопросы воспитателя, разгадывание загадки; голосовые упражнения; описание дидактической курочки; игры. игровая деятельность: игровые ситуации; дыхательная гимнастика; дидактические игры. двигательная деятельность: двигательная активность детей в течении всего...