Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: гендерный подход, дети дошкольного возраста, физическое воспитание дошкольников, индивидуально-дифференцированный подход.

Annotation. In article discusses the relevance of applying a gender approach in the physical education of preschoolers (5-6 years) in a preschool educational institution.

Keywords: gender approach, preschool children, physical education of preschoolers, individually-differentiated approach.

К физическому воспитанию дошкольников, как к одному из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей, отечественная система образования всегда относилась ответственно и уникально. Безусловно, преимущества такой системы физического воспитания в его классическом характере неоспоримы и актуальны. Во всех детских образовательных учреждениях физическая культура с учетом принципов организации педагогического процесса формирует правильный подход к здоровому образу жизни, обеспечивает нормальный рост и физическое развитие [3].

Впервые на гендерный подход в физическом воспитании детей начали обращать внимание в 1930-е годы, но так и не признали его актуальным в частности для физического воспитания дошкольников [4]. Занятия физической культурой были и остаются основной формой обучения детей физическим упражнениям [3]. Однако ряд специалистов начал задаваться вопросом об актуальности гендерного подхода к физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях с целью изучения индивидуально-дифференцированного подхода в обучении физической культуре мальчиков и девочек. Проведенный анализ показал, как именно разделение учащихся на мальчиков и девочек в их физическом воспитании эффективно отражается на психоэмоциональном состоянии, так как в основе такого подхода лежит игровая деятельность, где создаются все условия для двигательной активности детей с учетом гендерных различий. По мнению авторов, основы гендерного поведения дошкольников закладываются с помощью их физического воспитания [2, 1, 5, 6].

В исследовании для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) было проведено сравнение показателей нескольких тестовых заданий таких, как челночный бег, прыжки в длину с места, бросание набивного мяча двумя руками из-за головы, «уголок» - мышцы брюшного пресса, наклон вперед стоя на полу. Причем сравнение происходило именно в соответствии с гендерным различием. Чтобы исключить разницу в двигательной активности детей за пределами дошкольного учреждения, были подобраны мальчики и девочки, не занимающиеся дополнительно в секциях и кружках. Результаты исследования занесены в таблицу 1. Были зафиксированы значения для каждого из мальчиков (М1,…, М6) и девочек (Д1,…, Д6) в каждом тестовом задании и вычислены средние значения отдельно для каждого пола и задания. Чтобы наглядно увидеть разницу в значениях на рисунке 1 изображена диаграмма средних значений тестовых заданий по физической культуре детей старшего дошкольного возраста в соответствии с гендерным подходом. По диаграмме можно сделать выводы, что в челночном беге, прыжкам в длину с места и бросании набивного мяча двумя руками из-за головы результаты явно лучше у мальчиков, нежели чем у девочек, а в «уголке» и наклонах вперед соответственно проявили себя лучше девочки.

Таблица 1. Сравнение показателей тестовых заданий

1

2

Рис. 1. Диаграмма средних значений тестовых заданий

Далее рассчитано процентное различие в соответствии с гендерным подходом и различными тестовыми заданиями. Результаты указаны в таблице 2. Процентное различие рассчитывается по формуле (А−В)А(В)×100%, где А – наибольшее среднее значение в одном тестовом задании, В – наименьшее среднее значение в одном тестовом задании, А(В) – среднее значение худшего из двух результатов - мальчиков или девочек. Таким образом, в челночном беге мальчики быстрее девочек на 3,86%; в прыжках в длину с места, мальчики лучше девочек на 26,6%; при бросании набивного мяча двумя руками из-за головы мальчики показали результат, который выше, чем у девочек на 31,75%. Девочки показали себя лучше, чем мальчики в «уголке» на 5,81% и в наклоне вперед стоя на полу на 11,11%.

Таблица 2. Разница результатов в процентах

3

Следует отметить, что при выполнении заданий, мальчики и девочки проявляли себя совершенно по-разному. Различие не только в результатах, но и восприятии детей к тем или иным упражнениям. Например, девочки с удовольствием выполняли упражнения наклона вперед и «уголок», что соответственно им удавалось лучше мальчиков и наоборот, мальчики бегали и прыгали уверенней, и чувствовали себя сильнее, нежели девочки. Неслучайно, двигательная активность и моторика всегда выражается ярче у мальчиков, а девочки славятся своей изящностью и пластичностью в исполнении упражнений. Для сохранения баланса, приходилось доносить информацию в игровой форме, используя индивидуально-дифференцированный подход, чтобы не травмировать психоэмоциональное состояние детей, и они не чувствовали разницы.

Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с их гендерными различиями существенно влияет на повышение работоспособности, положительное отношение дошкольников к занятиям и быстрому усвоению материала. Основы гендерного поведения дошкольников закладываются с помощью их правильного физического воспитания. В России и за рубежом в результате анализа психолого-педагогических исследований выяснили, что у детей дошкольного возраста, имеющих разный менталитет, уже в этот период времени происходит принятие гендерной роли [7].

Список литературы:

  1. Пышненко М.В. Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста / М.В. Пышненко [Электронный ресурс]. – URL.:http://nsportal.ru/ С. 2–9.
  2. Быков В.С. Учет гендерной принадлежности в физическом развитии детей дошкольного возраста / В.С. Быков, А.А. Коузов // Современные проблемы науки и образования [Электронный научный журнал]. – 2014. – № 5. – С. 1–4. – URL: http://www.science-education.ru/.
  3. Пономарев Г.Н. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / Г.Н. Пономарев; под ред. С.О. Филипповой. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 219 с.
  4. Бойко В.В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников: канд. пед. наук / Бойко Валерий Вячеславович. – Ярославль, 2008. – 23 с.
  5. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5–7 лет (с учетом уровня двигательной активности): пособие / М.А. Рунова. –М.: Просвещение, 2007. – 141 с.
  6. Тимошкина О.В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре /О.В. Тимошкина // Инструктор по физической культуре. – 2013. – № 1. – С. 28–32.
  7. Баранова Н.В. Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста /Н.В. Баранова [Электронный ресурс]. – URL: http://sociosphera.com/ С. 1–5.


Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Конспект ООД в средней группе «В гостях у бабушки»

Конспект ООД в средней группе «В гостях у бабушки» Программное содержание: Образовательные задачи: - расширять у воспитанников представление об основных нравственных ценностях и...

Дидактическая игра «Математическое мороженое»

Дидактическая игра «Математическое мороженое» Аннотация Дидактическая игра «Математическое мороженое» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Игра поможет детям закреплять...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Зима» Цель: развитие связной речи. Задачи: - Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. -...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

План работы по самообразованию воспитателя по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через…

План работы по самообразованию воспитателя Нургалиевой Лианы Николаевны на 2022-2023 учебный год по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования» Введение Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования...

Консультация для родителей

Консультация для родителей   «Развитие графомоторных навыков у детей» К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Художественно - эстетическое развитие» (лепка). Средняя группа. Тема: «Витамины в…

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности. Задачи: - развивать фантазию и творческие способности детей; - способствовать развитию диалогической речи; - совершенствовать умение лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки. Ход - Дорогие ребята! Я очень...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (познавательное развитие). Тема: «Витамины для здоровья». Средняя группа.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - формировать у детей представление о том, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека; рассказать о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; -...