Отчёт на тему «Духовно - нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой»

 

«Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя».

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры: представления о семейном укладе и родном крае, уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание ответственности, понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, требующий использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из таких форм работы, делающей общий результат наиболее эффективным, является ознакомление дошкольников с художественной литературой и народным творчеством. Поэтому именно так мы сформулировали вторую годовую задачу нашего ДОУ: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой и народным творчеством». Посредством чтения художественной литературы дети узнают о добре и справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Таким образом произведения художественной литературы, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. А настоящего патриота невозможно вырастить без знания истории. Поэтому мной был разработан проект на тему «Я – часть России». Проект долгосрочный, срок реализации – 6 месяцев. Целью данного проекта является воспитание духовно – нравственных и нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России, воспитание чувства гордости за свою страну, расширение представлений о национальной культуре русского народа, в том числе и через знакомство с русской народной сказкой и народно-прикладным искусством; расширение знаний о малой Родине, развитие познавательного интереса к истории своего города.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей, знаний и представлений о родном крае и городе, его истории, достопримечательностей;

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, города и страны.

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (непосредственно образовательная деятельность; тематические беседы; презентация; календарные праздники; пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

Самое первое, что было проведено - анкетирование родителей, которое дало нам ответы на некоторые вопросы: каково желание самих родителей вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином страны, в которой мы живем, что лично они делают для воспитания у своего ребенка любви к родному городу, стране, какие качества стараются воспитать в своём ребёнке.

Чтобы выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, города и страны, с ребятами были проведены предварительные беседы.

Работу я решила начать с формирования у детей знаний о своём ближайшем окружении: интерес к своей семье, сохранение семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи, поэтому были проведены беседы: «Я люблю свою семью», «Семья и родной дом», «Моя родня», «Кто я?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Я - гражданин», «Правила, по которым мы живём», «Мои родители», «Почему нужно уметь уступать», «За что бы я сегодня похвалил себя», «Кто я такой», анализ ситуаций «Знаешь ли ты свой адрес?». Целью этих бесед и разговоров с детьми стало формирование представлений о семье, гендерной, семейной, гражданской принадлежности, воспитание желания заботиться о близких. Также была проведена дидактическая игра «Почтальон», целью которой стало закрепление знаний и умений называть Ф.И., свой адрес. Большую роль на этом этапе сыграло чтение и обсуждение русских народных сказок: «Волк и лиса», «Мальчик с пальчик», «Семь Симеонов – семь работников», «Белая уточка», которые учат проявлению заботы и внимания к своим близким, а пример сказки «Гуси – лебеди» подводит детей к мысли о том, что всегда и во всём надо слушаться родителей, т.к. они старше, умнее и мудрее. Русские сказки учат детей культуре поведения во всём, особенно, если это касается отношений между старшими и младшими, а также ответственности перед другим человеком. В основу утренника, посвящённого Дню Матери, также легла сказка «О глупом мышонке», участвуя в инсценировке которой дети сделали для себя определённые выводы: необходимо поддерживать дружеские взаимоотношения, уметь вовремя прийти на помощь, слушать советы взрослых родных людей.

Следующей ступенькой реализации проекта стало ознакомление с родным городом Ейском, для чего были проведены следующие мероприятия: беседы «История моего города», «Малая Родина», рассказ воспитателя «Символика города», рассматривание открыток на тему «Мой город», рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе, тематическая беседа «Освобождение города Ейска от немецко-фашистских захватчиков». Ребятам были прочитаны серия стихотворений Ейской писательницы Анастасии Фишевой «Любимый город»: «Любимый город», «Берегите мать», «Родина», «Родное село», «Летние каникулы», «Наказ внукам»; стихи, песни, загадки детям Ейской писательницы Нины Цвирёвой.

Далее - ознакомление детей с историей Кубани, возникновения края, быта и традиций казаков, ознакомление с кубанскими народными подвижными играми: беседы из личного опыта «Рождество на Кубани» с целью закрепить знание народных традиций: вождение козы, колядка, щедрование; рассказ воспитателя «Народные праздники на Руси. Рождество», развлечение «Колядки», спортивное развлечение «Казак без службы не казак», в результате проведения которого сформировано представление о жилище казаков, его особенностях, о традиционном казачьем костюме, семейном укладе казаков, связанным с воспитанием детей в казачьей семье; разучивание пословиц и поговорок о традициях казаков; беседа «Краснодар в историческом прошлом и в наши дни» с целью познакомить с историей возникновения Краснодара (Екатеринодара), закреплять знания о настоящем столицы Краснодарского края; познавательный рассказ воспитателя «Ремесло на Кубани», целью которого стало знакомство детей с кубанскими народными ремёслами: ковань, лозоплетение; проведение кубанских подвижных игр: «Поймай шапку», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Достань платок», «Кубанка – шапка казака», «Брыль», «Малечена-Калечена», «Плетень». В решении этих задач помогло чтение и рассматривание книги «Родная Кубань. Страницы истории» под редакцией В.Н.Ратушняка.

Также детям было рассказано о родной стране, о том, что Земля — наш общий дом, о государственных праздниках: рассказ воспитателя «Государственный герб России», рассматривание российской символики, слушание гимна РФ. В настоящее время дети продолжают получать элементарные сведения об истории России, поощряется интерес детей к событиям, происходящим в стране, тем самым воспитывается чувство гордости за ее достижения.

Поставленные задачи достигаются, используя разнообразные формы работы с детьми, среди которых немаловажную роль играет ознакомление с художественной литературой. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Для детей художественная литература - это человекознание и одновременно - самопознание. Познание себя через героев книг. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужны рассказы и сказки, в которой говорится, как нужно поступать. Всем этим качествам учат произведения, которые мы прочитали и обсудили с детьми: Т. А. Шорыгина «Вежливые бельчата», «Как попугай Таню вежливости научил», «Вредная ворона», «Голубка», «Старший брат», «Если бабушка болеет», С.Михалков «А что у вас», «Песенка друзей», С.Маршак «Мальчики и девочки», русские народные сказки «Волк и лиса», «Мальчик с пальчик», «Семь Симеонов – семь работников», «Добрая Ивушка», И. Мазнин «Давайте дружить», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», а также былины: «Илья Муромец и Соловей - разбойник» (отрывок), «Садко» (отрывок), И. Б. Кочанская «Панкрат, который умел складывать вещи», «Волшебные слова», Е. Карганова «Хорошо, что я родился», М.Пляцковский «Настоящий друг», Н Найдёнова «Хотим под мирным небом жить!». Духовно – нравственное воспитание детей осуществляет и старая добрая сказка по произведению В. Катаева «Цветик - семицветик», которая учит быть сдержанными и доброжелательными, учит доброте и справедливости, которую инсценировали дети в основе утренника, посвященного 8 Марта.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, которую дети систематически слушают вместе с музыкальным руководителем: «В пещере горного короля» Грига, «У камелька» Чайковского, «Флейта и контрабас» Фрида, «Бабочки» Чайковского, «Марш Черномора» Глинки. В течение года велась активная работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Пасха.

Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Развитие творческих способностей у детей, сплочение детского коллектива, укрепление детско-родительских отношений были достигнуты в процессе оформления приёмной группы к праздникам, а также активное участие родителей в утренниках и развлечениях. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Надеюсь, что в нашем детском саду дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» Паспорт проекта Наименование проекта Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника Вид проекта Практико – ориентированный Основные...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к лесным зверям» Задачи: - связная речь: учить составлять короткий рассказ вместе с...

Читайте также

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика)…

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика) для детей 6-7 лет I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Лепка - одно из полезнейших...

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф»

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Жираф» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень…

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень золотая» Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции, закрепить представления о временах...