Эссе на тему «Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников»

 

Данная тема «Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников» является актуальной в связи с тем, что у чувашского народа много традиций и обрядов, которые многое из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.

Ознакомление дошкольников с национальными традициями меня интересует давно. С детства я познавала культуру чувашского народа от своей бабушки: слушала песни, потешки, заклички, рассказы о моих предках. Бабушка научила меня любить старину. Перед собой поставила цели и задачи, которые помогают вводить детей культуру родного края, изучить богатства и многообразия материальной и духовной культуры родного народа, приобщить воспитанников к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.

В настоящее время уделяется особое внимание формированию у детей начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса национальной культуре и традициям. Кроме того, праздник - это синтез всех видов искусства. Музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения предметами народного быта, яркие национальные костюмы способствуют развитию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, а также истории родного края и национальной культуре. Все чувашские календарные праздники я провожу в дошкольных группах для того, чтобы приобщить подрастающее поколение к национальной культуре, чтобы на обычаях и традициях родного края, ребенок осознал, что такое уважение, прилежание.

 

приобщения детей к истокам чувашской народной культуры

 

Для приобщения детей к истокам чувашской народной культуры я выбрала следующие направления:

1. Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Только приобщаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа. Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах. С их помощью ребята в течение дня интересуются историей, символикой Чувашской Республики (портрет Президента Чувашии, герб, флаг, гимн, национальными костюмами, игрушками, предметами чувашской одежды, элементами чувашского орнамента (карточки с рисунками узоров и их смысловым значением, предметами быта чувашского народа, произведениями народного декоративного творчества). Так же есть книжные уголки, где дети могут знакомиться с произведениями чувашских писателей, рассматривать картинки.

В наших дошкольных группах для проведения народных традиционных праздников имеются национальные костюмы, также для девочек и для мальчиков: вышитые платья, рубашки, фартуки, головные уборы-масмак и вышитые для девочек пояса, избушка из пило –материала. В дошкольных группах функционирует мини музей народного творчества, в котором есть многое, что могут дать детям представление о том, как жили люди в деревенских избах, что в нем находилось, какая мебель какая обстановка. Ребята проявляют интерес ко всему, что есть в музее, задают много вопросов. Первые посещения музея начинаются со средней группы. Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты можно использовать для непосредственно образовательной деятельности, развлечений. Часто для сюрпризного момента, игровой мотивации «приглашаем» куклу Нарспи в чувашском народном костюме. Дети всегда с радостью её встречают.

 

посещения музея

 

2. Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни, поможет национальный фольклор: чувашские сказки, пословицы, поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки и игровые речитативы, песни и танцы. Фольклор использую как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике с детьми можно обратиться к устному народному творчеству, выполняя упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся. В играх применять считалки на чувашском языке.

3. Так же особое значение в воспитании ребенка через чувашские традиции имеют народные игры. Игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве.

Я как музыкальный руководитель и воспитатель по совместительству все эти направления использую в образовательной деятельности. Я веду кружок «Ахах перчисем» (чувашские звездочки). Кружок проводится 1 раза в неделю 30-35 минут во второй половине дня. Детям очень нравится этот необычный кружок. Они с удовольствием его посещают. С детьми разучиваем разные народные потешки, считалки, заклички, народные песни, танцы, играем в народные игры. В кружок посещают 20 детей: 5 детей из средней группы, 8 детей из старшей группы и 7 детей из подготовительной группы. Имеется рабочая программа кружка, где включены все образовательные задачи по возрастам. Каждый месяц мы проводим календарные праздники (Ниме, посиделки, Сурхури, Масленница, Манкун, Акатуй, Уяв, Симек). К чувашским календарным праздникам привлекаются дети 4-6 лет. Дети, исполняя ритуальные приговорки, заклички, песни входят в атмосферу народного обряда. Имеются все сценарии праздников и развлечений. Когда готовимся к празднику, стараемся придерживаться традициям проведения этого праздника.

Таким образом, становление личности ребенка посредством национальной культуры - это единый целостный процесс, в ходе которого у дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу. А узнав его историю, познакомившись с жизнью предков, ребенок сможет познать себя и наш мир сегодня.

 

сценарии праздников и развлечений

 

Автор фотографий: Петрова Мария Андреевна.

 

Использованная литература:

1. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой - Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова, 2006. – 204 с.

2. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2003.

3. pedsovet.su> Статьи>



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...

Читайте также

Учебное игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой»…

Учебное игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой» Учебное, игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой» направлено на закрепление...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Путешествие в сказку» Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения...

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...