Развитие пространственных представлений у детей с нарушением речи на занятиях по физическому воспитанию
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно этот возрастной период характеризуется интенсивным развитием пространственных представлений.
Пространственные представления у детей развиваются в различных видах деятельности, но особо важная роль в процессе их формирования и совершенствования принадлежит двигательной активности. Так К.Д. Ушинский говорил, что благодаря движению человек овладевает пространством, умением ориентироваться в нем.
Для большинства детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой), наблюдается непонимание пространственных отношений между предметами, отмечается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа. Таким детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости их выполнения. Дети испытывают затруднения в упражнениях с мячом (при его передаче, отбивании мяча на месте и в движении), в прыжках на правой и левой ноге, ритмических движениях под музыку.
Поэтому на физкультурных занятиях с детьми логопедической группы целесообразно более широко использовать игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве, развитие общей моторики и координации, применять схемы-карточки с нарисованными двигательными действиями, уделять большое внимание отработке и закреплению схемы тела в упражнениях гимнастики, построениях и перестроениях.
Обучение детей пространственным ориентировкам на физкультурных занятиях происходит поэтапно и подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так на первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица в том числе и симметричные, понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу).
Умение ориентироваться «на себе» служит основой для перехода к следующим программным задачам - обучению ориентироваться «от себя» и «от других объектов». На этих этапах необходимо:
- учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, четко дифференцировать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа- направо, слева - налево);
- развивать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения;
- способствовать освоению и обогащению пространственного словаря детей, а именно использовать в речи предлоги, наречия, обозначающие направления движений (вверх-вниз, вперед-назад, налево, направо, рядом, напротив. между, за, перед и др.) Этому помогают соответствующие команды и распоряжения (повернитесь направо, разомкнитесь влево, встаньте за линию, присядьте на скамейку, положите мяч в обруч и т.д.).
Основным же условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем, поэтому особая роль в развитии и закреплении навыков ориентировки отводится повижным играм.
В подвижных играх дети упражняются в умении самостоятельно и правильно выбирать направление движения. Передвигаясь в пространстве они познают отношения между предметами, учатся определять свое собственное положение по отношению к окружающим их предметам. А неожиданные изменения игровой ситуации, непредвиденные действия водящего, сигналы требуют от ребенка мгновенной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, проявлять быструю зрительно-моторную реакцию, находить наиболее рациональные способы выполнения правил игры.
Таким образом, подвижная игра создает благоприятные условия для овладения ориентировкой в пространстве, способствует совершенствованию восприятия и представления о нем.
Литература.
- Белякова О.Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М.: МГППУ, 2006. - 320с.
- Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7лет СПб «Детство-пресс» 2005 г.
- Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Издательство: Детство- Пресс, 2009 г.
Читайте также |
---|
Проект «Хлеб - всему голова!»
Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал…
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал в беду» Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят...
Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли…
Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли на полянку игр пришли» Цель: • Доставить радость детям. • Развивать двигательно-активные виды...