Опытно-экспериментальная деятельность по формированию интеллектуальной готовности к школе старших дошкольников посредством использования дидактических игр

 

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Рассматривая интеллектуальную готовность к школе, Л.И. Божович считает, что ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное, отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе, а именно через формирование познавательного потенциала мыслительных процессов, выработки мотивации различных видов деятельности и общения. И самое главное – у ребенка должно быть хорошее интеллектуальное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.

Основным новообразованием дошкольного детства, считается игра - ролевая, сюжетная, творческая, и что самое важное для школы - дидактическая игра или как мы ее иногда называем - игра с правилами. Но в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и не организованно, и эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства дидактической игрой эта эффективность может быть повышена, так как использование педагогических условий, в процессе обучения ведёт к интенсивному развитию интеллектуальных способностей дошкольников; построение образовательного процесса на основе игрового материала, позволяет развивать его интеллект.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью формирования интеллектуальной готовности к школе старших дошкольников и недостаточным изучением педагогических условий использования дидактических игр с данной целью в дошкольной образовательной организации.

Выявленное противоречие, требующее своего разрешения, позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования интеллектуальной готовности к школе старших дошкольников.

Объект исследования: формирование интеллектуальной готовности старших дошкольников к школе.

Предмет исследования: педагогические условия интеллектуальной готовности к школе старших дошкольников посредством использования дидактических игр.

Решение данной проблемы составляет цель педагогического исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий формирования интеллектуальной готовности к школе старших дошкольников посредством использования дидактических игр.

К достижению поставленной цели мы шли посредством решения ряда задач. В их числе:

1.  Охарактеризовать сущность понятия «интеллектуальной готовности к школе» и особенности ее развития в старшем дошкольном возрасте.

2. Рассмотреть дидактическую игру как средство формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников.

3.  Выявить педагогические условия формирования интеллектуальной готовности к школе старших дошкольников посредством использования дидактических игр.

4. Проанализировать опыт работы МБДОУ «Детский сад №23» Гусь-Хрустальный по использованию дидактических игр с целью формирования интеллектуальной готовности к школе детей подготовительной группы.

5. Доказать эффективность использования дидактических игр в формировании интеллектуальной готовности старших дошкольников.

Мы предполагаем, что использование дидактических игр в образовательной работе повышает уровень интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, если соблюдены следующие педагогические условия:

1. Организация «центра» дидактических игр, направленных на формирование интеллектуальной готовности дошкольников.

2. Наличие различных дидактических игр, предметов, различающихся по видам и сложности действий с ними.

3. Подбор дидактических игр проблемного характера, соответствующих основным направлениям развития детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми подготовительной к школе группе детского сада. Дети были распределены на две подгруппы. Одна из которых стала экспериментальной группой, вторая - контрольной.

В первом этапе нашего исследования мною были рассмотрены теоретические основы интеллектуальной готовности к школе старших дошкольников посредством использования дидактических игр.

Было установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно усваивать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В момент дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Но чтобы запас знаний и умений у ребенка был более объемным и четким, он должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Следует отметить, что дидактическая игра - это универсальное средство интеллектуального развития детей. При помощи данных игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе дошкольного обучения и имеет большое значение для последующего успешного обучения в школе. Дидактическая игра главное и незаменимое средство для подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

Анализ концептуальных подходов к проблеме созданий педагогических условий для интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению даёт нам основание для следующего вывода: уровень интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр повышается, если соблюдены необходимые педагогические условия.

Апробация педагогических условий проходила в ходе опытно-экспериментальной работы, организованной на базе детский с сентября 2015 года по март 2016 года.

В сентябре 2015 года с детьми 6-7 лет подготовительной группы детского сада, проводился констатирующий этап эксперимента, одна группа стала экспериментальной, вторая - контрольной.

Для выявления уровня развития интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста мы воспользовались психодиагностическими методиками, представленными в виде трех тестов:

1. Тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека».

2. «Вербальное мышление» - по методике «Скрининговый тест школьной зрелости» авторов Чиркова В.И и Разумовской О. Л.

3. Тест оценки уровня развития общего и невербального интеллекта - стандартизированная методика «Прогрессивные цветные матрицы» Дж. Равенна.

Методики проводились в три этапа, каждый из которых по длительности состоял в среднем 20-40 минут. Для обеспечения объективности использовались специальные методические средства. Они представляют собой диагностические бланки заполнения результатов проведения теста, протоколы проведения теста, таблицы оценки уровня интеллекта детей, диагностический материал.

Полученные данные свидетельствуют, что уровень развития интеллекта в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаков. Тестовые задания выполнены в экспериментальной группе - 80%, в контрольной группе - 77%, что соответствует норме.

В ходе констатирующего этапа эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для проведения формирующего этапа эксперимента.

1. Организация «центра» дидактических игр стала, в некотором роде, толчком для активизации познавательной и практической деятельности детей с игровым материалом. Красочность, эстетичность оформления центра, самих дидактических игр, его комплектация, отвечающая программным требованиям и запросам детей, сыграли немаловажную роль в желании дошкольников действовать с игровым материалом, тем самым, повышая свое интеллектуальное развитие.

2. В ходе образовательного процесса использовались различные дидактические игры, предметы, различающихся по видам и сложности действий с ними. Это такие игры, как «Сложи картинку», «Поймай рыбку», «Чудесный мешочек», «Посмотри и запомни»

3. Также нами были подобраны дидактические игры проблемного характера, соответствующих основным направлениям развития детей старшего дошкольного возраста «Поступи правильно», «Составь сказку»

Учитывались: гуманизация педпроцесса, индивидуальные особенности каждого ребенка, систематичность работы.

Использовалось: вариативность различных методов и приемов. Таких как чтение художественной литературы, специально подобранные упражнения перед игрой, стимулирование на дальнейшую деятельность, использовались игры соревновательного характера и изготовление самих дидактичеких игр.

Обеспечивалось: единство поставленных задач решаемых на занятиях, а также в самостоятельной и совместной деятельности.

Наблюдалось: целенаправленность и целесообразность поисковых действий детьми, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, находчивость и самостоятельность.

Для проверки эффективности педагогических условий мы провели контрольный этап эксперимента с использованием тех же самых методик. Были получены следующие результаты:

Результаты проведения теста Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека» - в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем интеллекта повысилось на 15%, в то время как в контрольной группе этот показатель не изменился.

Результаты прохождения теста «Вербальное мышление» - в экспериментальной группе процент детей с высоким показателем повысился на 20%, а низкий - равен нулю. В контрольной группе остались дети с низким показателем уровня интеллекта, а высокий показатель повысился лишь на 10%.

Результаты проведения теста «Прогрессивные цветные матрицы» также свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе процент детей с высоким показателем повысился на 20%, а с низким - равен нулю. Причем, в контрольной группе средний показатель уровня интеллекта повысился на 4%, хотя остались дети с низким показателем уровня интеллекта (9%), и высокий показатель повысился только на 1%.

динамику развития интеллектуальности детей старшего дошкольного возраста, можно сказать следующее: в экспериментальной группе за период с сентября 2015 года по март 2016года процент детей с высоким уровнем интеллектуального развития повысился на 15%, средний – на 5%, в то время как низкий показатель – равен нулю.

Это свидетельствует об эффективности апробированных нами педагогических условий для формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников к школе посредством использования дидактических игр, т.е. цель нашего исследования была достигнута.

Материалы, представленные в работе, несомненно, имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, а также родителями с целью развития интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Удочка»

Дидактическая игра «Удочка» Уважаемые коллеги, предлагаем вам вариант самодельной игры "Удочка" которую мы сделали самостоятельно, вложив в её изготовление тепло своих рук...

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к…

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к школе группы на основе сказки О. Уайльда «Мальчик - звезда» Цель: развитие эмоциональной...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Тема: «Земля заповедная»

Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Земля заповедная» Программные задачи: - познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»; - закрепить знания о гербе...

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой Образная, богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление...

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу…

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу себя я сам» Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Образовательные...