Формирование элементарных математических представлений у дошкольников при ознакомлении их с мерами стоимости

 

Математика – это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней, как отмечает А.В. Белошистая, «прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом, её роль в развитии личности растущего человека чрезвычайна важна» [3:10]. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности её поведения в современном обществе, от её подготовленности к существованию в социуме.

Математика сегодня – это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определённого минимума математических знаний и представлений.

Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, a интерес к математике проявляется довольно рано. У него начинают складываться представления o предметах, их назначении и свойствах, oвеличине и численности, форме и составе, o действиях, которые можно производить c ними: уменьшить, увеличить, разделить ,пересчитать, измерить. Кругозор ребёнка сначала определяется тем, что привлекло его внимание, что удалось наблюдать. Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Малыш движется от незнания к знанию.

C учётом Федерального образовательного стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы, она подразумевает развитие y детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, воображения, a также способности к умственной деятельности, умения элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений y дошкольников – интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Всё вышесказанное и обусловило актуальность выбора темы нашего исследования. Исследованиями в области формирования математических представлений детей дошкольного возраста занимались А.А. Вендина, В.В. Данилова, К.А. Киричек, И.А. Помораева, Д.С. Чеснаускенеи др.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. 

Методика формирования математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.

Изучив научно-методическую литературу по теме нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.

  1. Содержание «стоимости» включает в себя такие понятия как: цена, ценность, деньги, монеты. Формирование элементарных математических представлений, связанных c мерами стоимости у дошкольников, происходит в виде ознакомления детей c монетами.
  2. Ознакомление c мерами стоимости позволит не только развить y детей навыки счета, a также углубить элементарные математические представления o числе, его количественном составе, сравнении чисел и множеств; понять функциональную зависимость между величинами ценa, количество, стоимость; решать задачи, логически мыслить, рассуждать. Все это будет направлено на применение математических знаний в повседневной жизни, способствовать установлению преемственности в обучении математике между детским садом и школой, подготовке к обучению в школе.
  3. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников рекомендуется:

- при объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся y дошкольников знания и представления;

- поддерживать интерес детей в течение всего занятия;

- использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал;

- активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам;

- учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.

Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

В ходе нашего исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыли понятие и содержание стоимости в математических представлений;

- рассмотрели ознакомления c мерами стоимости в методике формирования элементарных математических представлений y детей дошкольного возраста в ФГОС ДО и программах воспитания в детском саду;

- охарактеризовали элементарные математические представления, связанных c мерами стоимости;

- изучили педагогический опыт по ознакомлению c мерами стоимости детей дошкольного возраста;

- разработали методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений, связанных c мерами стоимости y дошкольников.

 

Список использованных источников:

  1. Белошистая, A.B. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий /A.B. Белошистая //Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 31 – 34.
  2. Белошистая, А. В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. –2016. – № 1. – С. 49 – 53.
  3. Белошистая, A.B. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики /A.B. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 400 с.
  4. Большакова, М. Д. Подготовка детей 5-7 лет к школе: окружающий мир и математика / М. Д. Большакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева // Начальное образование. – 2014. –№ 1. – С. 38 – 44.
  5. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2010. – 816 с.

Бурматова, О. Ю. Играем и считаем вместе с Лего / О. Ю. Бурматова // Детский сад от А до Я. – 2014. –№ 5. – С. 78 – 96.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков»

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков» Цель: знакомство детей с созданием поделки из носков, развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей...

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...

Читайте также

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...