Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка. Это период, когда умственное развитие особо зависимо от физического состояния и настроения малыша.

ФГОС ДО подчеркивает самоценность периода детства и признает его базисной основой для дальнейшего развития ребенка. В последние годы мы наблюдаем, как совершенствуется дошкольное образование: разрабатываются новые программы, формируются методики, появляются инновационные технологии. Остановимся на последних.

Инновационные технологии представляют собой систему методов, способов, приёмов обучения, преследующих своей целью достижение положительного результата посредством активизации динамичных изменений в развитии личности дошкольников.

Рассмотрим группу личностно – ориентированных технологий, суть которых заключается в признании значимости личности ребенка, ее самобытности и самоценности. Своей целью они преследуют максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, базирующихся на использовании полученного ранее жизненного опыта.

Одним из направлений личностно-ориентированной технологии является «хеппенинг» - нетрадиционный метод рисования.

Хеппенинг — это одна из форм современного искусства, являющая собой действия, события или ситуации, которые происходят при участии художников, но при этом полностью ими не контролируются. Как правило, хэппенинг – это импровизация, создание изображений в этой технике не имеют четкого сценария. Никто заведомо не знает, каким будет результат. В условиях ДОО это особенно актуально, поскольку все изображения априори успешны по результату. А это позволяет усилить интерес детей к изобразительной деятельности.

Своей главной целью хеппенинг преследует развитие творческих способностей детей. Почему это так важно?

Творчество оказывает положительный эффект на полноценное, гармоничное и всестороннее развитие личности дошкольника. Этот процесс сопряжен с массой положительных эмоций: радостью и восторгом от познания и реализации себя. Отметим, что в развитии творчества воспитанников раннего возраста определяющую силу имеет сам процесс, а не результат деятельности.

Рассмотрим некоторые виды хэппенинга, доступные детям 1-3 лет.

Рисование пальчиками.

Это способ получения изображения путем отпечатывания пальцев руки на бумаге: можно ставить точки кончиками пальцев, проводить ими линии, использовать отпечаток пальца по всей длине или собирая их пучком. Так можно изобразить снежинки, травинки, солнечные лучики, дорожки и др.

Рисование кулачком.

Сложив пальчики в кулачок разными способами, можно получить изображения

цветов, улиток, ракушек.

Полураскрытый кулачок позволяет без труда нарисовать радугу или, к примеру, банан.

Рисование ладошкой.

Ладошка вызывает дикий восторг, если ей просто размазывать краску в разных направлениях, получая цветные абстракции и незамысловатые сюжеты. Подойдя к вопросу более разумно, мы получаем красивых бабочек, осьминогов, кленовые листочки, а если отвести в сторону большой пальчик - любых четвероногих животных в принципе. Можно использовать ребро ладони для добавления недостающих деталей и воплощать в жизнь самые смелые задумки.

Рисование на подносе.

Для этого достаточно насыпать на поднос небольшой слой манки и разровнять. Творить на таком холсте можно бесконечно. Здесь можно использовать все вышеописанные способы, за одним исключением – без краски.

Оттиск или штампирование.

Это способ получения изображения при помощи любых предметов. Использовать можно винные пробки, скомканную бумагу, пластилин, кубики ЛЕГО, надутые целлофановые пакетики и многое другое, что можно без труда окунуть в краску и сделать отпечаток.

Рисование стопами.

Данный вид получения изображения активизирует нервные окончания, находящиеся на стопах, что имеет еще и оздоровительный эффект. Можно просто походить по раскатанному рулону обоев, оставляя цветные следы, а можно целенаправленно изобразить, к примеру, краба, если скомбинировать технику с рисованием ладошкой.

В заключение отметим, что рисование нетрадиционными способом дает возможность детям поверить в свои силы, доставляет им радость как от самого процесса, так и от полученного результата, развивает фантазию и творческое воображение. Но самое главное – при создании изображения, ребенок развивается: получает новые знания, уточняет и углубляет имеющиеся представления о предметах и их свойствах, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Задача педагога при этом – грамотно руководить этим процессом, пробуждая в малышах инициативу и самостоятельность, тягу к творческому познанию и самореализации.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста на основе имеющегося у него жизненного опыта.



Новые публикации

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Сценарий проведения выпускного в кадетской подготовительной группе «Кадетский бал»

Сценарий проведения выпускного в кадетской подготовительной группе «Кадетский бал» Ход праздника: Голос за кадром: Помните, как все начиналось? Вы впервые вели своих детишек в...

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...

Читайте также

Сценарий праздника «День Защиты детей»

Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...

Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе «Путешествие по «Грамоте»…

Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе «Путешествие по «Грамоте» с пчелкой Майей» Цели: - Развивать умение детей делить слова на слоги.-...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы войны, назад в прошлое» Цель: Формирование у детей патриотических чувств. Ознакомление...

Читайте также

Чтение художественной литературы с применением ИКТ «Гуси-лебеди»

Чтение художественной литературы с применением ИКТ «Гуси-лебеди» Возраст 3-4 года Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура. Цель:...

Сценарий семейного клуба на тему: «Самое лучшее общение – это…

Сценарий семейного клуба на тему: «Самое лучшее общение – это общение в своей семье» Цель: формирование навыков общения в семье; привлечь внимание...

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...





В блогах

Консультация «Ребёнок и природа»

Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование у детей ответственного отношения к  природе  — сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты  природы . Ребенок должен...

Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»

 Провела воспитатель Сизенко С.Н. МБДОУ № 74 г. Шахты Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников  (праздники народного календаря)  – Святки. Задачи: 1. Знакомство воспитанников с истоками русской народной культуры 2. Активизировать...

"Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.  Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.  Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач: Развитие речевых процессов, их коррекция; Создание мотивации к речевой деятельности;...

«День рождения лета»

Sample Image

1 июня 2023 воспитанники группы «Бусинки» отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребенка весело отметили день рождения лета. «День рождения лета» игровая музыкальная программа для детей раннего возраста Цель: создать атмосферу праздника. Закрепить знания детей о лете. Поднять детям...