Музыка – помогает сберечь здоровье ребёнка

 

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полёту воображения».

Платон.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребёнка.

Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

Поданным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

На музыкальных занятиях, и в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни – распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или с пальчиковой игрой. Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Здоровье детей, как зеркало, отражает социально – экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результаты диагностики, состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребёнка.

Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.

Цель: организовать музыкальную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Музыкально – оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальных и физкультурных залах, групповых комнатах и на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Музыкальный зал: утренняя гимнастика, музыкальные занятия, индивидуальные занятия, театральный кружок, праздники, досуги, развлечения.

Групповая комната: самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках, индивидуальная работа с детьми.

Территория детского сада: праздники, развлечения, музыкально – физкультурные праздники, спортивные праздники и развлечения.

На музыкальных занятиях возможно использовать несложные упражнения А. Стрельниковой – она опытный педагог и оперная певица. Принцип гимнастики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Все эти упражнения несложно выполнять и дома.

Например: «Ладошки»

Ладушки – ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

(Движения по тексту.)

«Насос» (накачиваем шины.)

По шоссе летят машины – все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины, дышим много раз подряд.

«Кошка» (приседание с поворотом на слог мяу)

«Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки)

Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю, носиком вдыхаю. И многие другие.

В нашем детском саду уделяется внимание музыкально – рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Это идёт в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъём!» Для этого используется тихая, нежная, лёгкая музыка. Кроме того под эту музыку можно провести несколько упражнений, не поднимая с кровати детей.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием новых технологий поможет малышу научиться беречь своё здоровье и заботиться о нём с детства, жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.

Предлагаемые небольшие по объёму и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.

Помещения ДОУ оснащаются соответствующим оборудованием для проведения музыкально – оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Главную роль в музыкальном воспитании детей в детском саду играют музыкальные занятия. На занятиях осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Я провела опрос с родителями, как проходит в семье музыкальное воспитание и проходит ли вообще. И предложила свои формы: совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее музицирование, разучивание и пение детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки, подготовка музыкальных номеров к утреннику в детском саду, изготовление детских музыкальных шумовых инструментов из подручного материала. Огромную роль играет благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих проявлениях.

С первых дней жизни родители должны заботиться о своём ребёнке, любить и оберегать его от бед и несчастий. Вырастить его здоровым и полезным обществу, помочь найти цель в жизни.

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.



Комментарии  

#1 Кудрина Светлана Юрь 03.11.2019 20:40
Большое спасибо за содержательный материал!
Цитировать


Новые публикации

Дидактическое пособие «Пройди по линиям»

Дидактическое пособие «Пройди по линиям» Аннотация Дидактическая пособие: «Пройди по линиям» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста 5-7...

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во...

Интерактивная игра «Веселые приключения» для детей младшего и среднего дошкольного…

Интерактивная игра «Веселые приключения» для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Читайте также

Проект «Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в…

Проект«Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с их разнообразным художественным материалом» План проекта Актуальность исследования видна в...

Конспект открытого занятия «Волшебные краски»

Конспект открытого занятия «Волшебные краски»   Задачи по образовательным областям: Художественно – эстетическое развитие (Рисование). 1. Закрепить нетрадиционные техники рисования – монотипия, кляксография, фотокопия. 2. Развивать...

Проект «Моя семья и ее традиции»

Проект «Моя семья и ее традиции» Актуальность. Нравственные ценности личности закладываются в семье. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по окружающему миру "Мое имя"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 50»             Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром   « Моя семья»   старшая группа       Воспитатель: Лапицкая А.М.       г...

Проект

Педагогический проект ко Дню Матери «Всех важней на свете - мама» Актуальность: Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут...

Сценарий ко Дню матери «Мама – солнышко моё»

Цель: формирование нравственно – патриотических ценностей, через воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери. (Под музыку «Моя мама лучшая на свете» дети входят в зал, строятся в полукруг.) Ведущий:  В этом слове первый...

Беседа «Как вести себя в транспорте»

Цель: Закреплять знания детей о правилах поведения в  транспорте . Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Ход беседы: - Ребята, скажите, пожалуйста, на чем люди ездят на работу, в магазин или в другой город? - На машине. На автобусе. -...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство