Музыка – помогает сберечь здоровье ребёнка

 

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полёту воображения».

Платон.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребёнка.

Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

Поданным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

На музыкальных занятиях, и в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни – распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или с пальчиковой игрой. Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Здоровье детей, как зеркало, отражает социально – экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результаты диагностики, состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребёнка.

Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.

Цель: организовать музыкальную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Музыкально – оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальных и физкультурных залах, групповых комнатах и на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Музыкальный зал: утренняя гимнастика, музыкальные занятия, индивидуальные занятия, театральный кружок, праздники, досуги, развлечения.

Групповая комната: самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках, индивидуальная работа с детьми.

Территория детского сада: праздники, развлечения, музыкально – физкультурные праздники, спортивные праздники и развлечения.

На музыкальных занятиях возможно использовать несложные упражнения А. Стрельниковой – она опытный педагог и оперная певица. Принцип гимнастики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Все эти упражнения несложно выполнять и дома.

Например: «Ладошки»

Ладушки – ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

(Движения по тексту.)

«Насос» (накачиваем шины.)

По шоссе летят машины – все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины, дышим много раз подряд.

«Кошка» (приседание с поворотом на слог мяу)

«Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки)

Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю, носиком вдыхаю. И многие другие.

В нашем детском саду уделяется внимание музыкально – рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Это идёт в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъём!» Для этого используется тихая, нежная, лёгкая музыка. Кроме того под эту музыку можно провести несколько упражнений, не поднимая с кровати детей.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием новых технологий поможет малышу научиться беречь своё здоровье и заботиться о нём с детства, жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.

Предлагаемые небольшие по объёму и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.

Помещения ДОУ оснащаются соответствующим оборудованием для проведения музыкально – оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Главную роль в музыкальном воспитании детей в детском саду играют музыкальные занятия. На занятиях осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Я провела опрос с родителями, как проходит в семье музыкальное воспитание и проходит ли вообще. И предложила свои формы: совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее музицирование, разучивание и пение детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки, подготовка музыкальных номеров к утреннику в детском саду, изготовление детских музыкальных шумовых инструментов из подручного материала. Огромную роль играет благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих проявлениях.

С первых дней жизни родители должны заботиться о своём ребёнке, любить и оберегать его от бед и несчастий. Вырастить его здоровым и полезным обществу, помочь найти цель в жизни.

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.



Комментарии  

#1 Кудрина Светлана Юрь 03.11.2019 20:40
Большое спасибо за содержательный материал!
Цитировать


Новые публикации

Конспект занятия

Конспект занятия  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цели: Формировать способность детей к диалогической речи. Задачи по образовательным...

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного …

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой...

Читайте также

Использование дидактических игр, как средство формирования дружеских отношений у дошкольников…

Использование дидактических игр, как средство формирования дружеских отношений у дошкольников, на логопедических занятиях Проблема формирования дружеских взаимоотношений остается актуальной. В дошкольном...

Конспект НОД на тему: «Куклы Соня и Света в гостях…

Конспект НОД на тему: «Куклы Соня и Света в гостях у детей» Тема: «Куклы Соня и Света в гостях у детей»...

Мастер-класс «Топиарий из флорической сетки «Дерево счастья» своими руками

Мастер-класс «Топиарий из флорической сетки «Дерево счастья» своими руками   «Дерево счастье» – настоящее украшение в любом интерьере. Изготавливают такое деревце совершенно из разных...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

Проект "В детский сад с улыбкой"

Проект «С улыбкой в детский сад» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: групповой проект. Участники проекта: дети – педагоги – родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. Проблема: Как облегчить процесс  адаптации  детей младшего дошкольного возраста к  детскому  образовательному учреждению? Гипотеза: если, сформировать единый подход к...

Выступление не педагогическом совете по проекту " Я вижу музыку".

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя Нечаевой Т.Г. и воспитателя Дорофеевой А.Ю. по проекту  «Я вижу музыку» (февраль 2020 года) по теме: «Совершенствование деятельность ДОО по художественно- эстетическому развитию дошкольников через различные инновационные технологии» Дорофеева А.Ю. Художественно-эстетическое воспитание – это...

Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Sample Image

Тема: Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста Актуальность Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно...

Фотоотчет по зиме.

Фотоотчет по зиме. 1.Наш участок. 2.Зимние прогулки,кормление птиц. 3.Участие в конкурсе"парад снеговиков". 4. Лепка"Снежинка 2020" 5.Посещение фабрики елочных игрушек "Ариэль"

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство