Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Методы формирования креативности у младших дошкольников

 

Введение

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития креативности привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.

В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность. Развитие креативных способностей личности является ключевым требованием личностно ориентированной образовательной парадигмы. Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития креативных способностей детей младшего дошкольного возраста приобретает особое значение.

Предметом настоящего исследования является креативность младших дошкольников.

В качестве объекта выступают методы формирования креативности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов применения методов формирования креативности у младших дошкольников.

Указанная цель обусловила постановку следующих основных задач работы:

  • провести теоретический анализ научных работ, посвященных теме исследования;
  • рассмотреть теоретические основы формирования креативности у детей младшего дошкольного возраста;
  • раскрыть практические аспекты формирования креативности у младших дошкольников на базе ДОУ.

Источниками информации для написания работы послужили: базовая учебная литература, исследования в области педагогики, статьи в специализированных и периодических изданиях, прочие актуальные источники информации.

1. Теоретические основы формирования креативности у детей младшего дошкольного возраста

Понятие креативности (от лат. creatio — создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности являются способности личности.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Если продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, то креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии и педагогики. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя еѐ

на части.

5. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

Наиболее полное определение креативности, на мой взгляд, дал в 1974г. американский психолог Элис Пол Торренс: «Креативность – способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность индивида к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей; чувствительность к дисгармонии имеющихся знаний».

В процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста целесообразно использовать когнитивные и креативные методы, обобщенные в трудах А.В.Хуторского.

Важными для формирования творческих способностей детей явились когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными. Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта, поэтому их основная специфика связана с когнитивными, а не с креативными процессами. Это метод эмпатии, метод образного видения, метод эвристического наблюдения, метод исследования.

Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта. В числе креативных – метод придумывания, метод «Если бы…» (детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили и т.д.), метод гиперболизации (увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств), метод агглютинации (соединения несоединимых в реальности качеств, свойств, частей объектов, например, изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег).

Считаю, что задача современного дошкольного образовательного учреждения - создание условий для систематической, комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. При этом начальным – важнейшим – этапом этой работы является формирование креативности у младших дошкольников. Наиболее эффективным, по моему мнению, будет развитие креативности дошкольников через интеграцию разных видов художественно-творческой деятельности детей, реализация которой происходит при создании ряда необходимых условий с привлечением других специалистов ДОУ.

2. Практические аспекты формирования креативности у младших дошкольников

Целью моей педагогической деятельности стало создание условий для формирования креативности дошкольников на основе музыкально-игрового и художественно-эстетического творчества.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи в работе с детьми младшего дошкольного возраста:

подбор и изготовление специальных пособий, дидактических игр, направленных на совершенствование знаний о цвете, обогащение их эстетических представлений о цвете; систематическое наблюдение цветовой палитры в природе, выделение цвета в ее объектах и явлениях, изменение цвета в зависимости от времени года; изготовление стендов раскладушек с советами и консультациями для родителей о приемах и методах руководства изобразительной деятельностью дошкольников дома.

развитие творческого воображения и творческой активности на музыкальных занятиях, побуждение детей выражать свои музыкальные впечатления;

развитие у дошкольников интереса к различным проявлениям творчества: музыкально-ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на музыкальных инструментах;

способствование формированию творческого мышления у детей;

развитие музыкальности младших дошкольников.

С целью диагностики уровня развития креативных способностей у воспитанников младшей группы ГБДОУ №34 нами было проведено тестирование 22 детей по экспресс-методике В. Кудрявцева. Конечным итогом стало получение констатирующего микросреза творческого развития ребенка по таким универсальным творческим способностям: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование.

Результаты проведенной диагностики неутешительны: развитие реализма воображения у 64,5% детей находится на низком уровне, и у 40,5% детей - на среднем. Развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 60% детей - на низком уровне, у 37,8% - на среднем уровне, и 8,2% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 34,2% детей развита на высоком уровне, у 30,2% - на среднем уровне и у 35,6% - на низком.

Можно сделать вывод, что у детей младшей группы недостаточно развиты креативные способности, и в особенности такой их компонент, как творческое воображение. Поэтому для решения сложившейся проблемы были разработаны мероприятия по развитию креативности у младших дошкольников методами изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов.

Основная цель - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

План:

1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

4. Развивать творчество, фантазию.

5. Активизировать детей при выборе тематики.

6. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Формы проведения

1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

2. Выставки.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

  • Создание игровой ситуации.
  • Показ воспитателя.
  • Использование движения руки.
  • Сравнение двух техник.
  • Проговаривание последовательности работы.
  • При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, младшие дошкольники развивают фантазию, пространственное и образное мышление.

При пользовании нетрадиционными техниками рисования работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. Я использовала несколько способов использования нетрадиционной техники рисования с детьми младшего возраста: рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, печатание листиками. Всё это похоже на весёлую игру, детям очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры.

За период работы по данной теме я выяснила, что все дети любят рисовать; испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Отличительной особенностью детского восприятия является стремление к самостоятельности. Лучший вариант - садиться рядом с ребёнком и рисовать, показывать, как выполнить тот или иной элемент на отдельном листе, ребёнок смотрит и повторяет, рисуя свою картину. И никогда не говорить, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

Можно сделать вывод, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками представляет собой эффективный метод для формирования креативности у младших дошкольников, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.

Работая в этом направлении, я стараюсь пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Заключение

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Многие образовательные концепции ставили во главу угла идею воспитания личности, способной активно усваивать и присваивать общечеловеческий опыт, однако приоритет в воспитании такой личности был обозначен лишь в недавнем прошлом. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

Проведенная диагностика воспитанников младшей группы ГБДОУ №34, что у детей недостаточно развиты креативные способности, и в особенности такой их компонент, как творческое воображение. Поэтому для решения сложившейся проблемы были разработаны мероприятия по развитию креативности у младших дошкольников методами изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов.

Возможности применения такого метода очень перспективны. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, расковывает ребенка. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Важно то, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Использованная литература:

  1. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. - 1982.-№11.-С. 32-38.
  2. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. -Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 236 с.
  3. Калинина Н. О креативности в современных терминах // URL: http://psy-sait.ru/psihologija-tvorchestva/priroda-kreativnosti/7-o-kreativnosti-v-sovremennyh-terminah-chast-1.html
  4. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  5. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 9. -С. 52-59.
  6. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
  7. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 126 с.
  8. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования // URL: http://dou38.neftekamsk.ru/index.php?id=18&Itemid=17&limitstart=2&option=com_content&view=article
  9. Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа. Плюс До и После. – 2012. - № 2. – С.52-57.


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...