Мониторинговая деятельность как условие управления инновационными проектами в ДОУ

 

В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления. В связи с этим, руководителю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения. Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей. Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Волкова В.А., Соколова Н.Б.определяют новый подход в оценке качества образовательной системы. В своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов. Проблема эффективного развития личности в психолого-педагогической деятельности может быть решена при наличии четко сформированных целей, достоверных исходных данных, четких представлений о конкретном желаемом результате, что является составляющими компонентами мониторингового исследования. Кроме того, мониторинг, на наш взгляд, можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.

Актуальность использования мониторинга в ДОУ:

  1. определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;
  2. обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
  3. осуществлении целесообразного управления качеством состояния образовательного процесса;
  4. прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

Мониторинговое исследование предусматривает получение данных, которые можно использовать для определения уровня развития изучаемого процесса и последующих его корректировки в желаемом направлении. Дошкольное детство – сензитивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса. Однако иногда в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты. Не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка. Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса. Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса. В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, что система непрерывного систематического, научно-обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса. Управленческую деятельность в ДОУ необходимо организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение МО, семинаров, методических и педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым. Для качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность. Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики. На наш взгляд, идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы. Проведя анализ состояния физического и психического здоровья воспитанников МБ ДОУ «Детский сад №96», мы пришли к выводу о необходимости создания условий для организации качественного дошкольного образования для детей с индивидуальными потребностями в связи с чем приступили к разработке модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в нашем учреждении. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Мы выделили основные направления психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания;
  • психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.

Решение проблемы психолого-педагогического сопровождения мы видим в следующем:

1. Создание адаптивного образовательного пространства в учреждении;

2. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях массового ДОУ. В нашем понимании адаптивное дошкольное образовательное учреждение - это детский сад, сохранивший лучшие традиции отечественного дошкольного образования и взявший на себя дополнительные функции педагогической поддержки ребенка, развития его личностных способностей, оказания ему психологической помощи. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ - это обеспечение каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступной и полезной формы интеграции. В основу проектируемой модели сопровождения были положены следующие принципы:

  1. Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
  2. Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.
  3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
  4. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
  5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Таким образом предлагаемая нами модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.

 

Литература:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ. - М., 2004.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М., 2010.

3. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ - № 3 – 2002.

4. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ. // Управление ДОУ. №3 - 2006, с.43-49; №4 - 2006.

5. Кулакова В.Г. Мониторинг здоровья ребенка как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.

6. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. С.-Пб.: Детство – Пресс, 2005.

7. Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. 8. Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). // Управление ДОУ. № 3 – 2002.

9. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Структура, содержание, перспективное планирование работы. - М.: Аркти, 2002.

10. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. - М.: Айрис Пресс, 2006.

11. Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. - М., 1994.

12. Скоролупова О.А. Планирование как один из этапов методической работы в ДОУ. – М., 2008.

13. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении. - М.: Аркти, 2005.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей…

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша Ход занятия: Приветствие педагога с детьми: Здравствуйте, ладошки! (вытягивают...

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй…

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по лепке во второй младшей группе «Детский сад для ёжиков»

Читайте также

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности С 2009 года наш детский сад работает по программе «Сообщество». Работа по данной...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней группе Тема: Музыка и настроение Цель. Развитие эмоциональной отзывчивости посредством музыкального...

Конспект итоговой НОД по речевому развитию и математике в старшей…

Конспект итоговой НОД по речевому развитию и математике в старшей группе «Брейн – рин» Программное содержание: 1) Выявить уровень знаний и умений детей в...