Развитие ритмического слуха, как неотъемлемой части в развитии музыкальности детей

 

Музыкально - ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме ритмических упражнениях и играх.

Основу формирования музыкально-ритмических навыков составляют упражнения с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и могут быть направлены на коррекцию эмоциональных состояний ребенка. Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально-двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей. Например, в начале непосредственно образовательной деятельности очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей («Перевертушки»). На ряду с основными видами музыкальной деятельности на занятиях с детьми 5-7 лет рекомендуется использовать ритмические и рече-ритмические игры («Раз, два, три!») и упражнения с музыкальными инструментами, звучащими жестами, пением. Им отводится 5-10 минут во второй части музыкальной образовательной деятельности.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички. Широко используется в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи (фонемами, фонематическими слогами) - артикуляционная игра и игра голосом.

Фонематические слоги для речевых игр и упражнений часто образуются произвольным сочетанием звуков (синти - бринти, хоккери - доккери, фок - трак) и могут быть звукоподражательными («Весенние голоса»). Инструментальное сопровождение речевых игр и упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Игра на музыкальных инструментах является одним из любимых видов музыкальной деятельности детей. На всех ступенях обучения можно использовать самодельные шумовые инструменты. Эти инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музицированию в отсутствие настоящих инструментов. А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов являются звучащие жесты. «Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, таящие в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность.

«Музыкальные игры, развивающие чувство ритма» («Угадай мелодию».). «Подвижные музыкально-дидактические игры». Они объединяют некоторые виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах. У детей развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа.

Таким образом, целенаправленная работа по данному алгоритму дает хорошие результаты. Игры по развитию чувства ритма наряду с другими видами игровой деятельности помогают формированию у дошкольников произвольного внимания, работоспособности, восприятия, понимания и воспроизведения текстов и мелодий. Большинство детей учатся чисто интонировать мелодии песен и попевок, а также согласовывать движения с музыкой. Улучшается воспроизведение слоговой структуры слова, речь детей становится более четкой и разборчивой.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков»

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков» Цель: знакомство детей с созданием поделки из носков, развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей...

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...

Читайте также

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...