Обогащение развивающей предметно-пространственной среды краеведческого содержания дошкольников в ДОУ
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.
В каждом уголке нашей стране найдется необходимое содержание для нравственного и патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, народное творчество,талантливые люди.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе.
Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.
Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада насыщена краеведческим содержанием:
В группах были созданы (организованы) центры по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В.В. Путина, герб родного города, символы районов и фотографии нашего садика.
В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.
Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города» изготавливались детьми и их родителями, а также совместно с воспитателями.
В одной из групп сада, в ходе апробации занятий по краеведению детьми был создан фотоальбом «История нашего сада»
Наиболее эффективнозадачи развития детей дошкольного возраста можно решать, преимущественно в игровой форме, поэтому мы вместе с детьми сделали много дидактических игр для центра краеведения. Это такие игры, как игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки, «Кто кем работает?», «Найди дерево» «Какой цветок?», «Отгадай загадку». Так же совместно с родителями были созданы кубики «Собери картинку» с достопримечательностями Новосибирска.
Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения.
Присутствует в центрах и небольшая библиотека сибирских писателей (Ю.М. Магалиф, В.В. Шамов, Е.К. Стюарт, Е.В.Семёнова), сборники стихов о городе Новосибирске и разнообразная познавательная литература о Новосибирске, Новосибирской области и Сибири и конечно же книжки - малышки, сделанные руками детей.
В краеведческом центре группы «Теремок» находится лэпбук, посвященный нашему городу. Он был изготовлен совместными усилиями детей, родителей и воспитателей.
Краеведческое содержание развивающей предметно-пространственной среды не ограничивается только центрами краеведения.
Так в музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни).
В центрах творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы.
В театральных центрах есть народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок.
В спортивных уголках есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм. В центре познавательно-экспериментальной деятельности находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, распространенных в Сибири, атакже тех, которые занесены в Красную книгу. В центре конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.М
КККроме помещений групп, для реализации регионального компонента программы, было использовано все пространство детского сада. На лестничных пролетах расположены фотовыставки, посвященные прошлому и настоящему города Новосибирска. В коридорах ДОУ были размещены выставки работ детей. На подоконниках внутренних окон были выставлены разнообразные макеты зданий и достопримечательностей города, сделанные детьми и их родителями. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.
В музыкальном зале у нас расположен действующей музей «Сибирская изба». В ней дети могут полностью погрузиться в мир своих предков. Здесь можно и попить чай из самовара, и покачать куклу в настоящей люльке, и поработать за прялкой, и поиграть народными игрушками. Этопомогает детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
В методическом кабинете накоплен богатый методический материал: картотеки дидактических игр по краеведению, картотеки презентаций о городе Новосибирске, карты – схемы Дзержинского района, библиотека книг сибирских писателей, методические рекомендации по краеведению, видеофильмы, фотоальбомы, иллюстрации, познавательные книги, посвященные городу Новосибирск
В одной из групп нашего сада есть музей «Русские истоки». В нем находятся такие экспонаты как: элементы русского народного костюма (кокошники, рубахи, платки, юбки), предметы быта (вязанные половицы, корзинки, полотенца) и утвари (самовар, деревянная посуда) русской избы, народные игрушки (соломенные игрушки, матрешки, обереги), русские народные музыкальные инструменты (балалайка, свистульки, дудочки, ложки).
Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же, как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом краеведческого компонента. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности.
Так на участке группы «Теремок» силами воспитателей и родителей была создана метеостанция, на которой дети могут наблюдать за изменениями природных условий.
На других участках детского сада воспитатели и дети высаживали растения нашего региона. В летний период, на специально выделенном участке был посажен лекарственный огород.
В 2019 году планируем шире использовать уличную территорию ДОУ. На одном из участков совместно с родителями началось строительство «Дома охотника», к которому от участка группы будет вести экологическая тропа. Планируется обставить его соответственными атрибутами и проводить в нем занятия по краеведению.
Наш детский сад МКДОУ 281 уже несколько лет занимается краеведческим направлением. Творческими группами педагогов ДОУ были разработаны следующие педагогические проекты по краеведению:
«Формирование национального самосознания и интереса к истории и культуре родного края у дошкольников в условиях обновления образования» (победителя конкурса «Образовательная среда для всех – образовательная среда для каждого», Большая медаль памяти М.Н.Мельникова XIIIрегионального этнокультурного конкурса детей и взрослых «Через прошлое к будущему»).
«Прикосновение к истокам русского народного творчества».
«Новосибирск – это город, в котором я живу» (лауреаты городского этапа конкурса «Новосибирск – моя малая Родина»).
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родной культуре средствами краеведческой деятельности» (лауреаты районного этапа конкурса инновационных проектов).
В результате реализации этих проектов, участия в конкурсах «Мой Новосибирск – моя Родина», «Мой край родной», «Пусть слово в душе отзовется» и других, участия детского сада в работе центра научно-методического сопровождения краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области в нашем детском саду накопилось много материала, который способствовал обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп и ДОУ в целом.
Читайте также |
---|
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе. Тема «Путешествие в…
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Тема «Путешествие в страну веселых гномов» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие). Цель: развивать художественно-творческих...
Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»
Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр» Аннотация Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в...
Тема: «Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении»
Тема: «Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» (Из опыта работы.) Слайд 1 титульный. Слайд 2 (Цель) Работа в дошкольном образовательном учреждении сегодня наполняется иным содержанием –...