Обогащение развивающей предметно-пространственной среды краеведческого содержания дошкольников в ДОУ

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.

В каждом уголке нашей стране найдется необходимое содержание для нравственного и патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, народное творчество,талантливые люди.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе.

Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада насыщена краеведческим содержанием:

В группах были созданы (организованы) центры по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В.В. Путина, герб родного города, символы районов и фотографии нашего садика.

центры по краеведению

центры по краеведению

В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.

семейные фотоальбомы

семейные фотоальбомы

Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города» изготавливались детьми и их родителями, а также совместно с воспитателями.

Альбомы о птицах и животных нашего края

В одной из групп сада, в ходе апробации занятий по краеведению детьми был создан фотоальбом «История нашего сада»

Альбомы о птицах и животных нашего края

Наиболее эффективнозадачи развития детей дошкольного возраста можно решать, преимущественно в игровой форме, поэтому мы вместе с детьми сделали много дидактических игр для центра краеведения. Это такие игры, как игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки, «Кто кем работает?», «Найди дерево» «Какой цветок?», «Отгадай загадку». Так же совместно с родителями были созданы кубики «Собери картинку» с достопримечательностями Новосибирска.

кубики «Собери картинку»

кубики «Собери картинку»

Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения.

Присутствует в центрах и небольшая библиотека сибирских писателей (Ю.М. Магалиф, В.В. Шамов, Е.К. Стюарт, Е.В.Семёнова), сборники стихов о городе Новосибирске и разнообразная познавательная литература о Новосибирске, Новосибирской области и Сибири и конечно же книжки - малышки, сделанные руками детей.

библиотека сибирских писателей

В краеведческом центре группы «Теремок» находится лэпбук, посвященный нашему городу. Он был изготовлен совместными усилиями детей, родителей и воспитателей.

лэпбук

Краеведческое содержание развивающей предметно-пространственной среды не ограничивается только центрами краеведения.

Так в музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни).

музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты

В центрах творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы.

альбомы с образцами росписей

В театральных центрах есть народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок.

В спортивных уголках есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм. В центре познавательно-экспериментальной деятельности находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, распространенных в Сибири, атакже тех, которые занесены в Красную книгу. В центре конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.М

центре конструирования

центре конструирования

КККроме помещений групп, для реализации регионального компонента программы, было использовано все пространство детского сада. На лестничных пролетах расположены фотовыставки, посвященные прошлому и настоящему города Новосибирска. В коридорах ДОУ были размещены выставки работ детей. На подоконниках внутренних окон были выставлены разнообразные макеты зданий и достопримечательностей города, сделанные детьми и их родителями. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

В музыкальном зале у нас расположен действующей музей «Сибирская изба». В ней дети могут полностью погрузиться в мир своих предков. Здесь можно и попить чай из самовара, и покачать куклу в настоящей люльке, и поработать за прялкой, и поиграть народными игрушками. Этопомогает детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

музей «Сибирская изба»

В методическом кабинете накоплен богатый методический материал: картотеки дидактических игр по краеведению, картотеки презентаций о городе Новосибирске, карты – схемы Дзержинского района, библиотека книг сибирских писателей, методические рекомендации по краеведению, видеофильмы, фотоальбомы, иллюстрации, познавательные книги, посвященные городу Новосибирск

В одной из групп нашего сада есть музей «Русские истоки». В нем находятся такие экспонаты как: элементы русского народного костюма (кокошники, рубахи, платки, юбки), предметы быта (вязанные половицы, корзинки, полотенца) и утвари (самовар, деревянная посуда) русской избы, народные игрушки (соломенные игрушки, матрешки, обереги), русские народные музыкальные инструменты (балалайка, свистульки, дудочки, ложки).

музей «Русские истоки»

музей «Русские истоки»

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же, как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом краеведческого компонента. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности.

Так на участке группы «Теремок» силами воспитателей и родителей была создана метеостанция, на которой дети могут наблюдать за изменениями природных условий.

На других участках детского сада воспитатели и дети высаживали растения нашего региона. В летний период, на специально выделенном участке был посажен лекарственный огород.

лекарственный огород

лекарственный огород

лекарственный огород

В 2019 году планируем шире использовать уличную территорию ДОУ. На одном из участков совместно с родителями началось строительство «Дома охотника», к которому от участка группы будет вести экологическая тропа. Планируется обставить его соответственными атрибутами и проводить в нем занятия по краеведению.

«Дом охотника»

Наш детский сад МКДОУ 281 уже несколько лет занимается краеведческим направлением. Творческими группами педагогов ДОУ были разработаны следующие педагогические проекты по краеведению:

«Формирование национального самосознания и интереса к истории и культуре родного края у дошкольников в условиях обновления образования» (победителя конкурса «Образовательная среда для всех – образовательная среда для каждого», Большая медаль памяти М.Н.Мельникова XIIIрегионального этнокультурного конкурса детей и взрослых «Через прошлое к будущему»).

«Прикосновение к истокам русского народного творчества».

«Новосибирск – это город, в котором я живу» (лауреаты городского этапа конкурса «Новосибирск – моя малая Родина»).

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родной культуре средствами краеведческой деятельности» (лауреаты районного этапа конкурса инновационных проектов).

В результате реализации этих проектов, участия в конкурсах «Мой Новосибирск – моя Родина», «Мой край родной», «Пусть слово в душе отзовется» и других, участия детского сада в работе центра научно-методического сопровождения краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области в нашем детском саду накопилось много материала, который способствовал обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп и ДОУ в целом.





Новые публикации

Звуковая культура речи: «Звуки «с – сь». Поможем братьям нашим…

Звуковая культура речи: «Звуки «с – сь». Поможем братьям нашим меньшим! Цель: создать условия для правильного произношения звуков «с – сь»;...

Методический продукт реализации инновационного проекта «OPEN SPACE», как модель позитивной…

Методический продукт реализации инновационного проекта «OPEN SPACE», как модель позитивной социализации детей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» Педагогический алгоритм...

Детский исследовательский проект «Валенки»

Детский исследовательский проект «Валенки»

Читайте также

Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него...

План работы по самообразованию на тему: «Сюжетно-ролевая игра для детей…

План работы по самообразованию на тему:«Сюжетно-ролевая игра для детей первой младшей группы» (2-3 лет)   Актуальность темы   Без игры нет и не может...

Сценарий активизирующего общения для детей раннего возраста по сенсорному развитию…

Сценарий активизирующего общения для детей раннего возраста по сенсорному развитию на тему:«В гостях у зверят»   Программное содержание: формировать навык соотношения качеств...


Комментарии

  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...





В блогах

Мастер-класс для воспитателей «Игры из детства А.П.Чехова»

Цель мастер-класса: Повышение педагогических компетенций на основе прямого и комментированного показа методов и приемов проведения подвижных игр, в которые играли ровесники А. П. Чехова.   Что такое игра? Игра - это единственная центральная деятельность ребенка. Игра, для детей - способ научиться...

Сценарий мероприятия в старшей группе Экскурсия в Художественном музее «Жизнь необычного мальчика в обычном городе».

Экскурсия «Жизнь необычного мальчика в обычном городе » Цель: Создать условия для формирования чувства уважения к талантливому писателю, основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с биографией А. П. Чехова и его творчеством. Задачи:...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Полезные…

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Полезные продукты» Цель: создать условия для развития и формирования лексико-грамматических средств языка, связной речи, обогащения и активизации словарного запаса детей через беседу. Задачи : 1. Обучающие:...

ОО "Социально - коммуникативное развитие " Макет к сюжетно - ролевой (экологической) игре "Береги природу" (Для детей от…

Аннотация Вода - ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство