Обогащение развивающей предметно-пространственной среды краеведческого содержания дошкольников в ДОУ

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.

В каждом уголке нашей стране найдется необходимое содержание для нравственного и патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, народное творчество,талантливые люди.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе.

Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада насыщена краеведческим содержанием:

В группах были созданы (организованы) центры по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В.В. Путина, герб родного города, символы районов и фотографии нашего садика.

центры по краеведению

центры по краеведению

В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.

семейные фотоальбомы

семейные фотоальбомы

Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города» изготавливались детьми и их родителями, а также совместно с воспитателями.

Альбомы о птицах и животных нашего края

В одной из групп сада, в ходе апробации занятий по краеведению детьми был создан фотоальбом «История нашего сада»

Альбомы о птицах и животных нашего края

Наиболее эффективнозадачи развития детей дошкольного возраста можно решать, преимущественно в игровой форме, поэтому мы вместе с детьми сделали много дидактических игр для центра краеведения. Это такие игры, как игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки, «Кто кем работает?», «Найди дерево» «Какой цветок?», «Отгадай загадку». Так же совместно с родителями были созданы кубики «Собери картинку» с достопримечательностями Новосибирска.

кубики «Собери картинку»

кубики «Собери картинку»

Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения.

Присутствует в центрах и небольшая библиотека сибирских писателей (Ю.М. Магалиф, В.В. Шамов, Е.К. Стюарт, Е.В.Семёнова), сборники стихов о городе Новосибирске и разнообразная познавательная литература о Новосибирске, Новосибирской области и Сибири и конечно же книжки - малышки, сделанные руками детей.

библиотека сибирских писателей

В краеведческом центре группы «Теремок» находится лэпбук, посвященный нашему городу. Он был изготовлен совместными усилиями детей, родителей и воспитателей.

лэпбук

Краеведческое содержание развивающей предметно-пространственной среды не ограничивается только центрами краеведения.

Так в музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни).

музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты

В центрах творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы.

альбомы с образцами росписей

В театральных центрах есть народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок.

В спортивных уголках есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм. В центре познавательно-экспериментальной деятельности находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, распространенных в Сибири, атакже тех, которые занесены в Красную книгу. В центре конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.М

центре конструирования

центре конструирования

КККроме помещений групп, для реализации регионального компонента программы, было использовано все пространство детского сада. На лестничных пролетах расположены фотовыставки, посвященные прошлому и настоящему города Новосибирска. В коридорах ДОУ были размещены выставки работ детей. На подоконниках внутренних окон были выставлены разнообразные макеты зданий и достопримечательностей города, сделанные детьми и их родителями. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

В музыкальном зале у нас расположен действующей музей «Сибирская изба». В ней дети могут полностью погрузиться в мир своих предков. Здесь можно и попить чай из самовара, и покачать куклу в настоящей люльке, и поработать за прялкой, и поиграть народными игрушками. Этопомогает детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

музей «Сибирская изба»

В методическом кабинете накоплен богатый методический материал: картотеки дидактических игр по краеведению, картотеки презентаций о городе Новосибирске, карты – схемы Дзержинского района, библиотека книг сибирских писателей, методические рекомендации по краеведению, видеофильмы, фотоальбомы, иллюстрации, познавательные книги, посвященные городу Новосибирск

В одной из групп нашего сада есть музей «Русские истоки». В нем находятся такие экспонаты как: элементы русского народного костюма (кокошники, рубахи, платки, юбки), предметы быта (вязанные половицы, корзинки, полотенца) и утвари (самовар, деревянная посуда) русской избы, народные игрушки (соломенные игрушки, матрешки, обереги), русские народные музыкальные инструменты (балалайка, свистульки, дудочки, ложки).

музей «Русские истоки»

музей «Русские истоки»

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же, как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом краеведческого компонента. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности.

Так на участке группы «Теремок» силами воспитателей и родителей была создана метеостанция, на которой дети могут наблюдать за изменениями природных условий.

На других участках детского сада воспитатели и дети высаживали растения нашего региона. В летний период, на специально выделенном участке был посажен лекарственный огород.

лекарственный огород

лекарственный огород

лекарственный огород

В 2019 году планируем шире использовать уличную территорию ДОУ. На одном из участков совместно с родителями началось строительство «Дома охотника», к которому от участка группы будет вести экологическая тропа. Планируется обставить его соответственными атрибутами и проводить в нем занятия по краеведению.

«Дом охотника»

Наш детский сад МКДОУ 281 уже несколько лет занимается краеведческим направлением. Творческими группами педагогов ДОУ были разработаны следующие педагогические проекты по краеведению:

«Формирование национального самосознания и интереса к истории и культуре родного края у дошкольников в условиях обновления образования» (победителя конкурса «Образовательная среда для всех – образовательная среда для каждого», Большая медаль памяти М.Н.Мельникова XIIIрегионального этнокультурного конкурса детей и взрослых «Через прошлое к будущему»).

«Прикосновение к истокам русского народного творчества».

«Новосибирск – это город, в котором я живу» (лауреаты городского этапа конкурса «Новосибирск – моя малая Родина»).

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родной культуре средствами краеведческой деятельности» (лауреаты районного этапа конкурса инновационных проектов).

В результате реализации этих проектов, участия в конкурсах «Мой Новосибирск – моя Родина», «Мой край родной», «Пусть слово в душе отзовется» и других, участия детского сада в работе центра научно-методического сопровождения краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области в нашем детском саду накопилось много материала, который способствовал обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп и ДОУ в целом.



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

Консультация для воспитателей «Рисунки на рельефной ткани»

Консультация для воспитателей «Рисунки на рельефной ткани»   Учить детей выполнять рисунки на ткани можно, начиная с 4 лет. Занятие это воспитывает...

Конспект НОД (образовательная область «Коммуникация») в средней группе Тема:…

Конспект НОД (образовательная область «Коммуникация») в средней группе Тема: «Цветочный город» Образовательные цели: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Цветы». Совершенствование грамматического...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе Программное содержание: 1. Закреплять знания детей об упорядочение последовательностей. 2. Развитие у детей творческих...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство