Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные растения» (для детей подготовительной группы)

Цель: уточнить и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;

- учить выделять из текста однокоренные слова.

Развивающие:

- закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений;

- активизировать и расширять словарь по теме;

- упражнять в подборе имён прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображением комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

 

Ход ООД

1. Организационный момент

Воспитатель: Сядет тот, кто назовет комнатные растения, которые изображены на картинках. (Названное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа

Цветы

Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, жёлтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы — это нередко очень красивые родственники диких цветов. Весной и летом на полянах полным-полно цветов. Бабочки и другие насекомые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в определённых местах. Такие цветы рвать нельзя!

А ещё цветы можно выращивать дома, на подоконнике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий

Воспитатель: У каждого из вас есть картинка с изображением комнатного растения. Сейчас мы расскажем, чьё это теперь растение.

Игра «Чьё это растение?»

(Образование притяжательных прилагательных.)

У Вовы кактус. Чей это кактус? (Это Вовин кактус.)

У Самиры толстянка. Чья это толстянка? (Это Самирина толстянка.)

У Лорены фиалка. Чья это фиалка? (Это Лоренина фиалка.)

У Самира фикус. Чей этот фикус? (Это Самира фикус)

Воспитатель: Чтобы комнатные растения хорошо росли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на картинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Игра «А вчера?»

(Образование формы прошедшего времени глаголов. Проводится по картинкам с изображением данных действий.)

Маша поливает кактус. А вчера? (Маша поливала кактус.)

Ваня и Лена протирают листья у сансивьеры.

Катя пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Ангелина опрыскивает листья у бегонии.

Дима подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней

1

Воспитатель: Посмотрите на картину «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

Воспитанники: Мы видим воспитателя и детей.

Воспитатель: Куда они пришли? Что они делают?

Воспитанники: Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Воспитатель: Что делает воспитатель?

Воспитанники: Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Воспитатель: Что делают мальчики на заднем плане?

Воспитанники: Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Воспитатель: Что делают девочки?

Воспитанники: Девочки рассматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Воспитатель: Какие растения в уголке природы?

Воспитанники: Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Рассказ по картине «Уголок природы»

Воспитатель: Давайте составим рассказ по картинке по плану.

Сначала мы расскажем:

1. Кого видим на картинке?

2. Куда они пришли?

3. Что делают? (воспитатель, мальчики, девочки)

4. Чем закончим рассказ?

5. Расскажем, почему в уголке природы такие красивые цветы.

Воспитатель: Подумайте одну минуту и начинаем рассказывать.

Самира начнёт рассказ, Вова продолжит, а Самир закончит. Лорену мы попросим повторить рассказ целиком.

1-й воспитанник: На картине мы видим воспитателя и детей. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

2-й воспитанник: Воспитатель показывает мальчику, как надо маленькими грабельками рыхлить землю в горшках с цветами. Мальчики поливают растения из маленьких леечек. Девочки рассматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

3-й воспитанник: Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Воспитатель: Очень хорошо, молодцы! А теперь Лорена повторит рассказ целиком.

Физкультминутка

На солнечном окошке («Солнце» над головой.)

Фиалка расцвела — («Цветочек»)

Лиловые цветочки

Тихонько подняла. (Взмахи рук снизу вверх.)

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперёд, (Закрывают лицо руками.)

Но всякий к ней наклонится (Наклоняются, не касаясь руками пола.)

И бережно возьмёт. (Тихонько встают.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Игра «Назови части»

(Пополнение словаря по теме «Цветы»)

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Воспитатель: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовём их много.

Игра «Один — много»

(Образование формы множественного числа существительных.)

Один стебелёк, а много ... (Стебельков.)

Один лист, а много ... (Листьев.)

Один цветок, а много ... (Цветков.)

Один черенок, а много... (Черенков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Игра «Скажи наоборот» (Подбор антонимов.)

Колючий лист — гладкий лист.

Влажная земля — сухая земля.

Тёплая вода — холодная вода.

Толстый лист — тоненький лист.

Большой цветок — маленький цветок.

Расцвёл цветок — отцвёл цветок.

Мягкая земля — твёрдая земля.

Толстый стебелёк — тонкий стебелёк.

5. Итог занятия

Воспитатель: Как назвать одним словом: герань, фиалка, фикус, толстянка, кактус?

Воспитанники: Комнатные растения.

Воспитатель: Что нужно делать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли?

Воспитанники: Рыхлить, поливать, пересаживать.....

Воспитатель: Что это? (показывает картинку «Части цветка»)

Воспитанники: Стебель, лист, цветок, черенок, корни.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход»

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» для...

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла»

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла» (Cредняя группа) Ход занятия: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Листья шуршат, Падают, летят Когда это бывает? Ответы детей. -...

Читайте также

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» 1. Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать её запоминанию и проговариванию. 2. Закрепить...

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу…

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу себя я сам» Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Образовательные...

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором…

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором мы живем» (с презентацией) Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о...