Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной»

I. Паспорт программы «Мой край родной»

Название
программы
Программа нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста «Мой край родной»
Целевые группы Группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет
Срок реализации 4 года
Уровень реализации Дошкольное образование
Цель программы Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, к Приморскому краю, к природе, к истории, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного
достоинства, как представителя своего поселка, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи программы 1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным поселком, городом и краем.
2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, города и края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Расширять представления детей об истории, культуре, людях, профессиях, социально-экономической значимости родного края.
4. Воспитывать чувства уважения к профессиям, к традициям и обычаям нашего края.
5. Формировать бережное отношение к природе родного края.
6. Создать условия в ДОУ: материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические.
7. Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях).
8. Создать преемственные связи ДОУ и родителей.
Срок
реализации
4 года
Составители Агаркова Ирина Геннадьевна – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» Артемовского городского округа
Смирнова Татьяна Владимировна – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» Артемовского городского округа
Нормативно-правовая база
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ МОиН РФ № 1155 от 17.10.2013г.;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  • Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС
  • дошкольного образования и примерной ООП ДО, разработанные Федеральным институтом развития образования.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Организация
контроля над
реализацией
Программы
Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года.
Ожидаемые результаты
Для детей:
  • Наличие знаний об истории возникновения п. шахты Амурская и города Артема, Приморского края, их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике;
  • возникновение стойкого интереса к будущему родного поселка и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Для родителей:
  • Обогащенные и систематизированные знания об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Для педагогов:
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • наличие публикаций, обобщение опыта работы, отражающего результаты работы по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Адрес  
Телефон  

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Авторская программа «Наш край родной» (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основе накопленного в детском саду методического материала по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

ФГОС ДО предусмотрено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, а так же формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности с учетом построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми. Проблемы нравственного воспитания решаются при реализации образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». А именно основные задачи, в соответствии с ФГОС, обозначены следующим образом: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста должно быть направлено на уважительное отношение, чувство принадлежности своей семье, своим сверстникам и взрослым. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, Отчизне, представление о социально-культурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность программы 

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Правительством Российской Федерации предложен проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.

Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что организация краеведческой работы в ДОУ, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, достопримечательностями, традициями родного города и края. Работая в таком направлении, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении достопримечательных мест родного поселка и города, во время видео-экскурсий, просмотра презентаций, бесед и рассказа педагога.

1.1.1Цели и задачи реализации программы.

Цели: Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, к Приморскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего поселка, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Задачи Программы:

1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным поселком, городом и краем.

2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, города и края, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Расширять представления детей об истории, культуре, людях, профессиях, социально-экономической значимости родного края.

4. Воспитывать чувства уважения к профессиям, к традициям и обычаям нашего края.

5. Формировать бережное отношение к природе родного края.

6. Создать условия в ДОУ: материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические.

7. Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях).

8. Создать преемственные связи ДОУ и родителей.

Новизна и теоретическая значимость Программы заключается в:

  • формировании интереса у дошкольников к культурному наследию Приморского края;
  • воспитании у ребенка любви к природе, достопримечательностям родного города и края;
  • внедрение краеведения в образовательный процесс;
  • расширении кругозора детей, развития социального и эмоционального интеллекта.

Отличительной особенностью Программы является ее практическая значимость, вовлечение детей и родителей в совместную созидательную деятельность по приобщению к основам краеведения, традициям и культуре, окружающей природе родного края.

1.1.2Основные принципы Программы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком, городом и краем положены следующие принципы:

Принцип историзма-реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к родному городу, родному краю.

Принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе и крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности - Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, библиотекой ДК шахта Амурская, музеем боевой славы в МБОУСО школе № 31 и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Артема и Приморского края.

Принцип регионализации (учет специфики региона)

1.1.3 Модель реализации Программы по краеведению

1

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Наличие знаний об истории возникновения п. шахта Амурская и города Артема, их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике;
  • Наличие знаний о столице Приморского края – город Владивосток, символики города и края;
  • Возникновение стойкого интереса к будущему родного поселка и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
  • Наличие знаний о природе Приморского края, его обитателях.
  • Наличия знаний о заповедниках, Красной книге.
  • Возникновение стойкого интереса к умению пользоваться глобусом и картой.

Для родителей:

  • Обогащенные и систематизированные знания об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

наличие публикаций, обобщение опыта работы, отражающего результаты работы по

проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Возраст 3-4 года

Планируемый результат:

  • Знает название поселка и города, где живет.
  • Знает диких и домашних животных нашего края.
  • Знает воздушный и наземный транспорт. Знает, что такое аэрапорт.
  • Узнает и называет птиц, прилетающих на участок.
  • Имеет первоначальные представления о правилах поведения в природе.

Возраст 4- 5 лет

Планируемый результат:

  • Знает достопримечательности и общественные учреждения микрорайона, на котором живет.
  • Называет домашний адрес, знает название поселка, города, в котором живёт, его достопримечательности.
  • Знает название некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
  • Знает птиц обитающих в Приморском крае.
  • Знает диких животных живущих в лесу Приморского края.
  • Отмечает характерные изменения в природе; называет растения, растущие в Приморье.

Возраст 5-6 лет

Планируемый результат:

  • Знает названия малых городов Приморского края.
  • Знает о том, что Артем - город шахтеров (в прошлом), Владивосток – город моряков.
  • Знает государственную символику родного города, края.
  • Знает представителей растительного и животного мира Приморского края.
  • Может показать и рассказать о достопримечательностях родного города.
  • Знает о заповедниках Приморского края.
  • Называет лекарственные растения произрастающие в крае; применяет простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения.

Возраст 6- 7 лет

Планируемый результат:

  • Знает имена некоторых героев- земляков, их подвиги.
  • Знает о памятниках, площадях, улицах родного поселка, города, края.
  • Знает государственную символику родного города и городов Приморского края; умеет находить их на карте.
  • Знает, что Артем, - один из городов России.
  • Знает людей, прославивших наш город и край.
  • Знает историю возникновения поселка, города.
  • Знает представителей растительного и животного мира Приморского края.
  • Знает о принципах создания Красной книги Приморского края и России, её значимости.

II. Содержательный раздел

2.1. Структура и содержание Программы

Программа предназначена для использования детьми дошкольного возраста (с 3-х до 7 лет) и обеспечивает формирование знаний по краеведению у детей дошкольного возраста. Система работы рассчитана на 4 календарных года.

Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий (видео-экркурсий) в музей, по городу, целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • оформить гербарий, альбомы;
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Место реализации программы – детский сад и семья.

Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия и т.д.

Объем образовательной нагрузки.

возраст в неделю в месяц в год Объем
образовательной
нагрузки
Средняя группа
(3-4 лет)
0,25 1 9 15 минут
Средняя группа
(4-5 лет)
0,25 1 9 20 минут
Подготовительная группа (5-6 лет) 0,5 2 18 25 минут
Подготовительная группа (6-7 лет) 0,5 2 18 30 минут

Форма организации: групповая

2.2. Комплексно-тематическое планирование

Младшая группа

МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь 1) ОД «Мой дом, моя улица» (разработка)
1. Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом», «Собери из частей «целое», «Силуэты», «Мой дом», «Где, чей дом?», «Какие бывают дома», «Дострой дом».
2. Рассматривание иллюстраций: «О чём рассказали фотографии»; рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами поселка.
Расширить представление детей знания о доме, как о месте, где живёт семья, учить называть свой домашний адрес. Способствование развитию в ребенке чувства защищенности со стороны взрослых, уверенности, что его любят, в любой момент помогут и посочувствуют.
Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому.
Октябрь 1) ОД «Знакомство с деревьями на территории детского сада. Елочка зеленая иголочка» (Разработка)
1. Загадки о деревьях
2. Создание коллажа из листьев деревьев
3. Чтение рассказов: М. Пришвин «Разговор деревьев», «Осенние листики», И. Семенова «Березка», П. Воронько «Берёзка».
Познакомить детей с деревьями родного края (береза, клен,); знакомство с елкой, как представителем хвойных деревьев Приморского края; учить различать их по характерным признакам (ствол, листья, кора и т. д.).
Ноябрь 1) ОД «Дикие и домашние животные». (Разработка)
1. Д/и «Как зимуют дикие животные».
2. Рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных.
Познакомить дошкольников с дикими и домашними животными нашего края. Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним. Учить правилам безопасности при общении с животными.
Декабрь 1) ОД «Что такое аэропорт? Самолеты». (Разработка)
1. Просмотр презентации по теме НОД.
2. Д/и «Четвертый лишний».
3. Рисование «Самолеты».
Познакомить детей с Аэропортом Владивостока. Дать знания о воздушном транспорте. Знакомить с профессиями: пилот, стюардесса.
Январь 1) ОД «Птицы у кормушки». (Разработка).
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай птицу».
3. Беседа о птицах.
Познакомить детей с зимующими птицами Приморского края. Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к ним.
Февраль 1) ОД «Наш любимый город Артем» (Разработка).
1. Рассматривание альбома «Наш любимый Артем»
3. Оформление стенда «Зимний Артем»
Познакомить городом Артемом, как одним из городов Приморского края. Дать понятия памятники и достопримечательности, познакомить с главными из них.
Март 1) ОД «Транспорт нашего города». (Разработка).
1. Презентация по теме НОД.
2. Рисование транспорта.
Дать представление о транспорте города Артема. Расширить знания о профессиях.
Апрель 1) ОД «Морские обитатели» (Разработка).
1. Просмотр иллюстраций «Рыбы».
2. Загадывание загадок об обитателях моря.
Дать представление о понятии море и океан. Продолжить знакомить с обитателями морских глубин Японского моря. Воспитывать у детей любовь к морским обитателям, бережное отношение к природе.
Май 1) ОД «Прогулка по цветущему поселку» (Разработка)
1. Беседа с детьми о полученных знаниях на прогулке.
Познакомить детей с понятием «малая родина», учить называть родной поселок. Подвести детей к пониманию того, что в поселке много улиц, домов, машин. Воспитывать любовь к родному поселку.

Средняя группа

МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь 1) ОД «Наш любимый поселок» (разработка)
1. Выставка фотографий «Поселок теперь и прежде».
2. Экскурсия по улицам поселка «Шахта Амурская».
3. Беседа на тему ОД.
Познакомить дошкольников с названием поселка «Шахта Амурская». Развивать познавательный интерес к изучению поселка, в котором мы живем, к истории и культуре.
Октябрь 1) ОД - экскурсия «Деревья рядом с нами» (Разработка)
1. Рассматривание иллюстраций о деревьях и кустарниках.
2. Беседа о значимости растений вокруг нас.
3. Чтение стихов о деревьях.
Познакомить с названиями и разновидностями деревьев парка; объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений; вызвать интерес к деревьям нашего края; воспитывать бережное отношение к природе; дать детям сведения о той незаменимой роли, которую играют деревья; вызвать желание сажать и растить деревья.
Ноябрь 1) ОД «Я - Артемовец». (Разработка)
1. Рассматривание открыток об Артеме.
2. Раскрашивание флага города Артема
Дать первоначальные знания о городе Артеме, как о малой Родине. Познакомить с основными памятниками (танк, самолет, вечный огонь).
Декабрь 1) ОД «В нашем городе много интересного». (Разработка)
1. Беседа «Что такое кинотеатр».
2. Беседа «Почему зимой не работают парки аттракционов»
3. Просмотр фильма «Славный город артем».
Дать детям представление об инфраструктуре города Артема. Его значимых и интересных местах.
Январь 1) ОД «Природа Приморского края». (Разработка).
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о диких животных и их месте обитания.
Дать первоначальные знание природе нашего леса, его обитателях (животные, птицы, растения). Воспитывать бережное отношение к природе, животным и птицам.
Февраль 1) ОД «Мир Моря» (Разработка).
1. Презентация «Животный мир морей и океанов»
2. Д/и «Собери правильно», «Кто здесь лишний».
Создать условия для ознакомления детей с самыми большими водоёмами – морями и океанами – разными средами обитания живых организмов. Объяснить детям, что водная среда обитания была и остаётся малодоступной и загадочной для человека, что существуют солёные и пресные водоёмы – разные среды обитания живых организмов. Формировать эмоциональное отношение к миру моря.
Март 1) ОД «Транспорт нашего города. Летят самолеты». (Разработка).
1. Рассматривание иллюстраций о транспорте.
2. Рисование транспорта.
Расширить знания детей о транспорте нашего города о профессии водитель (шофер). Дать представление о воздушном транспорте, продолжить знакомить с аэропортом города Владивосток.
Апрель 1) ОД Аппликация «Флажок» (Разработка).
1. Просмотр картинок флага города Артема.
2. Чтение стихотворения «Флажок» А. Барто.
Визуальное знакомство с символикой города Артема.
Май 1) ОД «Цветущий Артем» (разработка)
1. Презентация «Цветущий Артем»
2. Раскрашивание картинок по теме НОД.
Продолжить знакомство с городом Артемом, его красотой во время цветения. Воспитывать чувство гордости за свой город.

Старшая группа

МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь 1) ОД «Знакомство с историей города Артема» (разработка)
1. Выставка книг.
3. Просмотр альбомов.
2) ОД «Артем – город шахтеров» (разработка)
1. Экскурсия в парк культуры и отдыха.
2. Презентация «Слава нашим шахтерам».
3. С/ролевая игра «Мы шахтеры»
Познакомить дошкольников с историей города. Углубить знания детей о родном городе (объяснить, почему он так называется – Артем). Развивать познавательный интерес к изучению родного города, к истории и культуре.
Углубить и обобщить знания детей о родном г.Артеме. Познакомить детей с людьми, которые внесли неоценимый вклад в становление нашего города.
Октябрь 1) ОД «Что делали в старину осенью» (Разработка)
1. Рассказ воспитателя.
2. Рисование на тему «Что можно делать осенью?».
3. Рассматривание сюжетных картин.
2) ОД «Их именами названы улицы». (Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Целевая прогулка.
Знакомить детей с бытом русского народа, с основными занятиями крестьян.
Расширять знания детей об овощах и фруктах, которые выращивали наши предки
Познакомить с историей названий улиц города Артем. Развивать внимание, речевую активность.
Ноябрь 1) ОД «Наш поселок- наша гордость». (Разработка)
1. Просмотр видеофильма «Наш поселок».
2. Рисование «Наш любимый поселок»
2) ОД «Символы нашего города». (Разработка)
1. Аппликация: «Наш флаг».
2. Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Продолжить знакомить с поселком Шахта Амурская, его инфраструктурой. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине.
Знакомство детей с символами города. Формировать уважительное отношение к государственным и городским символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага.
Декабрь 1) ОД «Памятники и достопримечательности нашего города». (Разработка)
1. Просмотр презентация по теме НОД.
2. Рисование «Какой памятник мне запомнился больше всего».
2) ОД «Зимующие птицы нашего леса» (Разработка).
1. Презентация «Зимующие птицы».
2. Беседа «Как человек помогает птицам пережить Приморскую зиму».
3. Рисование «Птицы у кармушки».
Познакомить детей с памятниками и достопримечательностями города Артема, их историей и значимостью. Воспитывать чувство гордости и уважения к историческим ценностям города.
Продолжить знакомить детей с зимующими птицами, особенностями их поведения, передвижения, питания. Рассказать, какую помощь дети вместе с родителями могут оказать птицам зимой.
Январь 1) ОД «Амурский тигр и биоразнообразие Уссурийской тайги». (Разработка).
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о диких животных и их месте обитания.
2) ОД «Ёлочка - красавица». (Разработка).
1. Беседа о хвойных деревьях.
2. Выставка рисунков "У ёлочки колючие иголочки".
Расширить представления детей о жизни диких животных Приморского края. Закреплять название взрослого животного и детёныша. Познакомить детей с названиями жилищ диких животных (нора, гнездо, дупло, берлога). Формировать экологическую культуру и экологическое сознание детей.
Продолжать знакомство с растительностью тайги, её разнообразием. Знакомство с разнообразием мест где произрастает ёлка.
Февраль 1) ОД «Что такое заповедник?». (Разработка).
1. Беседа о заповедниках (общее понимание заповедник)
2. Рассматривание альбома про Приморские заповедники.
2) ОД «Дальневосточный морской заповедник» (Разработка).
1. Рассматривание альбома «Дальневосточный морской заповедник».
2. Просмотр познавательного видеофильма «Дальневосточный морской заповедник»
3. Рисование «Обитатель морского заповедника»
Показать детям, что заповедник – это территория, охраняемая государством. Познакомить детей с представителями флоры и фауны заповедников (выборочно)
Познакомить детей с одним из значимых заповедниках Приморского края. С его обитателями. Воспитывать уважение к природе родного края.
Март 1) ОД «Красная книга Приморского края». (Разработка).
1. Рассматривание карты Приморского края.
2) ОД «Глобус и карта» (Разработка).
1. Обучение работе с глобусом и картой.
2. Рассматривание и нахождение Приморского края на карте.
Дать понятие о Красной книге Приморского края. 
Развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни.
Апрель 1) ОД «Растительный мир Приморского края» (Разработка).
1. Просмотр фотографий о растениях Приморкого края.
2. Загадывание загадок о растениях.
2. Презентация «Растительный мир Приморского края».
2) ОД «Лекарственные растения» (Разработка).
1. Рассматривание альбомов с иллюстрациями лекарственных растений.
2. Дидактическая игра: «Зелёная аптека».
Дать детям представление о растительном мире: лимоннике, заманихе, лилейнике, приморском винограде, клён Моне, женьшене. Развивать экологическое мышление, творческое воображение. воспитывать любовь к природе и прекрасному.
Дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Май 1) ОД «Город Артем, я хочу о тебе рассказать» (разработка)
1. Беседа с детьми о полученных знаниях о городе Артеме.
2. Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций о городе, природе, памятниках, достопримечательностях и т.д.
2) ОД-викторина «Знатоки родного города» (Разработка).
1. Беседа о городе Артеме (обобщающая пере викториной)
2. Фотовыставка «Знатоки родного города»
Закрепить знания детей о городе Артеме, его памятниках, достопримечательностях, природе и т.д.
Развивать разносторонние качества личности ребенка, память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. Формировать патриотические чувства; учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города. Закрепить знание детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания.
  1. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее.

Подготовительная группа

МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь 1) ОД «Знакомство с историей Приморского края» (Разработка)
1. Выставка книг.
2. Видео-экскурсия в музей имени Арсеньева.
3. Просмотр альбомов.
2) ОД «Первооткрыватели Приморского края»
(Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о первооткрывателях.
Познакомить дошкольников с историей Приморского края. Углубить знания детей о родном крае (объяснить, почему он так называется – Приморским). Развивать познавательный интерес к изучению родного края, к истории и культуре.
Познакомить дошкольников с первооткрывателями края. Побуждать детей к желанию получать новые знания. Воспитывать уважение к людям, которые прославили наш край.
Октябрь 1) ОД «Коренное население Приморья» (Разработка)
1. Просмотр презентация по теме НОД.
2. Беседа на тему «Коренное население Приморья»
2) ОД «Столица Приморского края-Владивосток» (Разработка)
1. Рассматривание иллюстраций о Владивостоке.
2. Беседа об основных его достопримечательностях.
3. Оформление папки-передвижки «Мой любимый Владивосток».
4. Чтение стихов о Владивостоке.
Познакомить дошкольников с коренным населением; изучить культурное наследие коренных народов.
Закреплять знания о памятниках, достопримечательностях. Познакомить с историей города Владивостока. О его многонациональности и культуре.
Ноябрь 1) ОД «Города Приморского края» 1 часть»
(Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о городах Приморского края.
3. Просмотр книг про города Приморья.
2) ОД «Города Приморского края» 2 часть» (Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о городах Приморского края.
3. Просмотр книг про города Приморья.
Познакомить дошкольников с городами Приморского края. Расширить знания детей о том, что в Приморском крае много разных городов со своей историей.
Продолжать знакомить детей с городами Приморского края. Расширить знания детей о том, что в Приморском крае много разных городов со своей историей.
Декабрь 1) ОД «Символика Приморского края, городов края» (Разработка)
1. Просмотр презентация по теме НОД.
2. Д/и «Собери правильно».
3. Рисование «Символы Приморского края».
2) ОД «Природа Приморского края (Уссурийская тайга)» (Разработка)
1. Видеофильм «Путешествие по уссурийской тайге».
2. Беседа «Наш красивый край».
3. Рисование «Природа нашего края, какая она».
Продолжать знакомить детей с символами Приморского края, разных городов.
Познакомить детей с Уссурийской тайгой. Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к ней.
Январь 1) ОД «Редкие животные, птицы, морские обитатели и растения Приморского края» (Разработка)
1. Презентация по теме НОД.
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о редких животных и их месте обитания.
2) ОД «Озеро Ханка и его обитатели» (Разработка)
1. Познавательный фильм «Озеро Ханка».
2. Рассматривание альбома про обитателей озера.
Продолжить знакомить детей с флорой и фауной Приморского края. Развивать познавательную и речевую активность детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ее обитателях, понимание её неповторимости и красоты.
Познакомить детей с животным и растительным миром озера Ханка, подчеркнуть уникальность водно-болотного комплекса озера. Воспитывать любовь к родной природе и чувства единения с ней.
Февраль 1) ОД «Заповедники» (Разработка)
1. Рассматривание альбома «Заповедники Приморского края»
2. Д/и «Угадай заповедник по описанию».
3. Оформление стенда «Заповедники края»
2) ОД «Красная книга Приморского края» (Разработка)
1. Рассматривание Красной книги.
2. Просмотр познавательного видеофильма «Красная книга Приморского края»
3. Рисование «Страничка из Красной книги»
Расширить знания детей о заповедниках, об их значимости для сохранения флоры и фауны нашего края.
Продолжить знакомить дошкольников с Красной книгой, какие животные и растения занесены в нее, дать понятия для чего существует Красная книга.
Март 1) ОД «Знакомство с картой Приморского края» (Разработка).
1. Рассматривание карты Приморского края.
2) ОД «Глобус- модель Земли» (Разработка)
1. Работа с глобусом.
Учить работать с картой, ориентироваться по ней. Продолжить знакомство с городами, заповедниками Приморского края. Закрепить знания детей о растительном и животном мире заповедных мест. 
Закрепить знание детей о Земле, расширять словарный запас, учить отвечать на вопросы, делать умозаключение. Развивать у детей интерес к естественно — научным знаниям.
Апрель 1) ОД «Путешествие в сафари-парк» (Разработка)
1. Просмотр фотографий из сафари-парка.
2. Загадывание загадок об обитателях сафари-парка.
2. Беседа «Как я был в сафари-парке».
2) ОД «Спортивные комплексы Приморского края» (Разработка)
1. Фотоэкскурсия.
2. Презентация «Приморский край спортивный».
Уточнить и закрепить знаний детей о животном мире сафари-парке, его значимости в России. Воспитывать у детей интерес к животным, умение внимательно слушать друг друга, чувство любви и гордости за свой край.
Дать детям знания о спортивных комплексах Приморского края. Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного края, вызвать желание заниматься спортом.
Май 1) ОД «Приморский край, я хочу о тебе рассказать» (Разработка)
1. Беседа с детьми о полученных знаниях о Приморском крае.
2. Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций о городах, природе, памятниках, достопримечательностях и т.д.
2) ОД-викторина «Знатоки родного края» (Разработка)
1. Фотоэкскурсия.
2. Фотовыставка «Знатоки родного края».
Закрепить знания детей о Приморском крае, его городах, памятниках, достопримечательностях, природе и т.д.
Развивать разносторонние качества личности ребенка, память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. Формировать патриотические чувства; учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города. Закрепить знание детей об истории родного края, о его достопримечательностях. Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания.
  1. Воспитывать чувство гордости за свой край, стремление сделать его еще красивее.

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение

В ходе работы по программе «Наш край родной» воспитателями в группах создаются тематические выставки, связанные с изучением темы.

В ДОУ имеется ноутбук и проектор для просмотра фото и видео материалов о родном поселке, городе, достопримечательностях и природе Приморского края.

3.2. Методическое обеспечение

  1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  3. Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
  4. Маханева М. Д., Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
  5. ТимофееваЛ.О., Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.
  6. Кондрыкинская Л.А., Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.
  7. Е.В. Меделян, Врищ А.Э., В. ПИППКРО, 2010.
  8. Т.А. Шорыгина «Беседы о Дальнем Востоке». М. 2010.
  9. Т.В. Черных «Уроки моря». В. ПИППКРО, 2006.
  10. О.Ю. Вальдшмидт «Детям о море» , «Люби и знай родной город», «Первое знакомство с птицами Приморского края», «Деревья нашего города»,«Использование регионального компонента в воспитательно – образовательной работе с детьми дошкольного возраста», «Животный и растительный мир Уссурийской тайги». Б.К., 2007.
  11. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
  12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Развитие связной речи по лексико-семантической теме - «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
  13. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  14. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004.
  15. Т. Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет»

Электронные образовательные ресурсы

1. http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».

2. http://dv-people.ru/ - Приморье глазами приморцев.

3.3. Средства реализации Программы

Альбомы, фото и видеоматериалы, энциклопедии, карта Приморского края, геральдики города и края, перспективное планирование, конспекты занятий, бесед, экскурсий, викторины.

IV. Дополнительный раздел.

4.1. Краткая презентация Программы

Авторская программа «Наш край родной» расширяет и дополняет раздел «Познавательное развитие» основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 9. Программа рассчитана на 4-х летний период обучения детей от 3-х до 7-ми лет.

Программа позволяет сделать процесс обучения развивающим и содержательным для каждого ребенка, формирует у него чувство принадлежности к определенной культуре, всесторонне знакомит детей с Приморским краем.

Образовательный процесс осуществляется в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов, а также в процессе самостоятельной деятельности детей. Обучение проводится в форме занятий, игр-путешествий и экскурсий в прошлое и настоящее Приморского края, с широким использованием видео и фотоматериалов из истории родного края.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима»

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям...

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...

Интегрированное занятие «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Овощи и фрукты - полезные продукты» Интеграция областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, социализация. Задачи: 1...

Читайте также

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема:…

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема: «Затерянный мир динозавров» Цель: Формирование умения изображать листопад ватными палочками. Образовательные: продолжать...

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. На протяжении всего...