Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник - пластилинографии»
Для детей с 4х до 7х лет.
Срок реализации – 4 года.
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у детей младшего среднего, старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник - пластилинографии»» разработана на основе методических пособий:
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников». - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
- «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
- Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись». – «ТЦ СФЕРА» ,2010.
- Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» – «Олма Медиа Групп»,2009.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Уделяя должное внимание мелкой моторике, мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыками письма.
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости. Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.
Таким образом, такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Актуальность: неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель программы:
- Формирование восприятия явлений окружающей действительности и форм предметов через пластилинографию.
- Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Задачи программы:
- формировать навыки работы с пластилином, побуждать интерес к лепке;
- освоить новые приемы работы с пластилином и создать с их помощью сюжетных картин;
- обучить умению ориентироваться на листе бумаги;
- развить усидчивость, терпение, аккуратность;
- развить силы пальцев рук детей, координации движений рук;
- развить сенсорные способности (умение передавать цвет, форму)
- развить воображение и смекалку.
Ожидаемые результаты:
- Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей.
- Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
- Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение.
- Умение общаться в коллективе.
- Умение передавать форму, цвет, настроение.
Условия реализации программы:
- Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май (28 часов), длительностью от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей, СанПиН 2.4.1.3049-13), по подгруппам (8-10 человек).
- Сотрудничество с воспитателями, родителями.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Подбор необходимого материала и технических средств обучения
Материалы для создания пластилиновой картины:
- Картон (белый и цветной)
- Набор пластилина
- Салфетки для рук
- Стеки
- Доска для лепки
- Бросовый и природный материал
- Бусины, бисер, пайетки
- Зубочистки, трубочки, проволока/
Работа с родителями:
- Организация выставок и мастер-классов.
- Индивидуальные беседы.
- Беседы, консультации, поручения родителям.
- Дни открытых дверей
Календарно-тематический план
Первый год обучения (3-4года)
Неделя |
Тема |
Цели |
Октябрь |
1-я |
«Волшебный пластилин» («Познакомимся») |
- Знакомить детей с пластилином, его цветовой гаммой с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, ощипывание, сплющивание, раскатывание через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
|
2-я |
«Мухомор» |
- Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
- Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
- Продолжать обучать прикреплять «горошины» на расстоянии друг от друга.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
- Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
|
3-я |
«Солнышко» |
- Продолжать освоение приемов пластилинографии.
- Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.
- Продолжать учить раскатывать пластилин прямыми движениями.
|
4-я |
«Осенний березовый листочек» |
- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами листочков, рассмотреть осенний листочек.
- Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, размазывание осенней цветовой гаммы пластилина не выходя за контур.
|
Ноябрь |
1-я |
«Румяное яблоко» |
- Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природные особенности, цвет.
- Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – размазывание и вливание одного цвета в другой.
|
2-я |
«Укрась сарафан кукле Тане» |
- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания).
|
3-я |
«Осеннее дерево» |
- Учить приёму — размазывания (в разных направлениях).
- Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
- Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Соединять их между собой, создавая осеннюю крону дерева.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
|
4-я |
«Нарядная елочка» |
- Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (нарядной елочка), продолжая знакомить детей с приемом скатывания круговыми движениями – огоньки.
- Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.
|
Декабрь |
1-я |
«Снеговик» |
- Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, размазывания.
- Развивать мелкой моторики рук.
- Развитие эстетического умения – украшения своей работы пуговками, использовать разные цвета пластилина и учить не выходить за контур силуэта.
|
2-я |
«Игрушка на елку» |
- Формирование эмоционального восприятия окружающего мира.
- Учить забивать пластилином крышку от баночки, создавать форму шара, развивать мелкую моторику, пользоваться дополнительными формами в украшении (макаронами, бусинами).
|
3-я |
«Подарок» |
- Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур, сочетая несколько цветов и украшая мешочек бросками материалов всевозможными бусинами, пуговицами, мелкими ракушками.
- Развивать согласованность в работе обеих рук.
|
4-я |
«Шуба для снегурочки» |
- Развивать творческое воображение детей шубки. Развитие мелкой моторики рук.
- Учить не выходить за контур, забивать пластилином шубку и в последующем украсить пайетками и бусинками.
|
Январь |
1-я |
«Дерево в снегу» |
- Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад), рассматривание картин «снегопад», изображение снегопада их посредством приемов пластилинографии. развивать умение отщипывать маленькие кусочки и раскатывать круговыми движениями.
|
2-я |
«Кисть винограда на елку» |
- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания).
- Развитие мелкой моторики рук.
|
3-я |
«Избушка для бабушки Яги» |
- Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, раскатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе пытаться передать характерные особенности стенки - избушки.
- Попытаться вызвать у детей эмоциональный отклик — оказание помощи персонажу, путем прочтения литературного произведения, стихотворения. «В темном лесе есть избушка стоит задом на перед» В этой маленькой избушке бабушка Яга живет.
|
Февраль |
1-я |
«Шарик для котика» |
- Использовать в аналитической деятельности («Почему?», «Зачем?»).
- Обыгрывание ситуации котику холодно гулять, оказание помощи котику – с помощью раскатывания колбасок каждый делает своему котику шарфик.
- Формирование навыков самостоятельной работы.
|
2-я |
«Мишка в берлоге» |
- Развивать практические умения и навыки детей учить помогать зверю, создавая уютную обстановку.
- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (ощипывания, прилепливания).
- Дать представление детям, чем теплее берлога, у медведя, тем он дольше проспит.
|
3-я |
«Вазочка» |
- Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода.
- осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе пытаться передать особенности разных вазочек, их строение (силуэты на выбор предлагаются воспитателем).
- Самостоятельность в выборе цвета материала. И в выборе материала для украшения вазочки крупным бисером.
|
4-я |
«Зайка» |
- Обобщить представлений о жизни диких животных зимой.
- Рассматривание картины с изображениями зайца, особенностями внешнего вида.
- Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру.
- Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (длинные уши), развивать мелкую моторику рук.
|
Март |
1-я |
«Одуванчики для мамы» |
- Беседовать о наших мамах, о празднике 8 марта.
- Развивать мелкую моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии.
- Использовать два цвета для цветов (желтый, оранжевый и оттенки зеленого) использовать стейку.
|
2-я |
«Рыбка в аквариуме» |
- Учить детей забивать пластилином контур рыбки, не выходя за контур, соединять несколько цветов для яркости образа.
- Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Учить доводить дело до конца.
|
3-я |
«Букет вербы» |
- Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны.
- Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие – веточки дерева), в своей работе пытаться передать характерные особенности…………… тонкие ветки, скатывать комочки (почки), размещать их по всей ветке.
|
4-я |
«Веселый зонтик» |
- Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии.
- Забивать пластилином силуэт, не выходя за контур.
- Самостоятельно подбирать цвета зонтика соединяя в один несколько цветов.
|
Апрель |
1-я |
«Звездное небо» |
- На черном фоне картона передать яркость и многообразие цветных звезд. Размазывая скатанный шарик в разные стороны.
|
2-я |
«Цыплёнок» |
- Забивать пластилином контур формы, размазывая не выходя за контур. Работать стекой передавая форму крылышек и перышек.
|
3-я |
«Божья коровка» |
- Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, насекомых.
- Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие — ножки), прием размазывания внутри контура.
- Развитие детского творчества.
- Раскатывание круговыми движениями, и сплющивать пятнышки.
|
Май |
1-я |
«Корзинка с ромашками» |
- Учить передавать красоту букета.
- Раскатывать круговыми движениями серединки и раскатывание белые формы размазывать в виде лепестков.
|
2-я |
«Солнце улыбается» |
- Предложить заливать пластилином середину формы, раскатывать прямыми движениями лучики им включая воображение подбирать цвета к веночку для солнышка.
|
3-я |
Свободная тема по желанию (выбору) детей. |
- Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография.
- Предложить пройденные темы для выбора полюбившихся работ.
- Самостоятельно подобрать цвета и стиль раскатывания.
|
Второй год обучения (4 – 5 года)
Неделя |
Тема |
Цели |
Октябрь |
1-2 |
«Путешествие с пластилином» |
- Продолжать знакомить детей с пластилинографией; видами пластилина его свойствами и применением.
- Разнообразием техник работ с пластилином (придавливание, сглаживание, скатывание, раскатывание, разглаживание)
|
3-4 |
«Танцующие листики» |
- Осваивать технику пластилинографии.
- Размазывать, примазывать, наносить мазки.
- Создавать композиции с разноцветных листочков. Развивать мелкую моторику.
|
Ноябрь |
1-2 |
«Дождевая тучка» |
- Рисовать капельки дождя путем отщипывания и размазывания мелких комочков пластилина.
- Развитие чувства ритма, цвета.
- Соединять оттенки дождевой тучки – черный, серый, синий, голубой.
- Развивать творчество.
|
3-4 |
«Зонтик» |
- Научить передавать простейший образ предмета.
- Создавать яркий образ сочетая разные яркие цвета.
- Развивать воображение украшая различными пайетками.
|
Декабрь |
1-2 |
«Снеговик» |
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящими в жизни детей в определенное время года.
- Осваивать навыки раскатывания и сплющивания.
- Развивать воображение используя подручный материал.
|
3-4 |
«Елка-Елочка» |
- Учить создавать картину с выпуклым изображением.
- Развивать творческое воображение детей при украшении елочки, бросовым материалом.
- Закреплять круговые движения раскатывания.
|
Январь |
1-2 |
«Месяц, месяц, мой дружок» |
- Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями месяца и звезд.
- Побуждать детей создавать объекты яркими и оригинальными в соответствии замыслом.
- Выполнять работу на черной бумаге.
|
3-4 |
«Снегирь» |
- Обобщать представления о зимующих птицах.
- Учить передавать особенности внешнего вида птиц.
- Продолжать осваивать основные приемы пластилинографии.
- Забивать пластилином силуэт не выходя за контур.
|
Февраль |
1-2 |
«Сова с совенком» |
- Продолжать обобщать представления о зимующих птицах.
- Развивать практические умения и навыки при создании образов посредством пластилинографии.
- Развивать мелкую моторику, прививать любовь к живой природе.
|
3-4 |
«Зимнее дерево» |
- Прививать любовь к живой природе.
- Учить отщипывать от целого куска и наносить на ветки дерева передавая снежное покрывало.
- Раскатывать прямыми движениями ветки.
|
Март |
1-2 |
«Матрешка» |
- Учить отражать характерные особенности оформления матрешек в пластилинографии.
- Воспитывать интерес к народной игрушке.
- Развивать воображение украшая бусинками и крупным бисером.
|
3-4 |
«Подснежники на проталинке» |
- Прививать любовь к живой природе.
- Отщипывать и раскатывать прямыми движениями.
- Развивать мелкую моторику.
|
Апрель |
1-2 |
«Ракета» |
- Учить соединять пластилинографию с раскраской о космосе.
- Побуждать интерес детей к созданию картины.
- Развивать чувство формы и композиции.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
|
3-4 |
«Морские глубины» (коллективная работа) |
- учить создавать выразительный и интересный сюжет используя нетрадиционную технику рисования пластилином применяя основные приемы пластилинографии.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
|
Май |
1-2 |
«Дельфин играет мячом» |
- Прививать любовь к живой природе.
- Создавать сюжет.
- Развивать мелкую моторику, учить не выходить за контур.
|
Третий год обучения (5 – 6 года)
Неделя |
Тема |
Цели |
Октябрь |
1-я |
«Румяное яблоко» |
- Продолжать знакомить с новыми способами изображения – пластилинографией.
- Подводить к созданию выразительного образа посредством объема и цвета.
- Не выходить за контур.
- Использовать в яблоке слияние 2 или более цветов.
|
2-я |
«Гроздь винограда» |
- Сформировать у детей обобщенное представление о разных видах винограда.
- Создавать лепную картину с выпуклым изображением.
|
3-я |
«Ветка березы» |
- Вызывать у детей эмоциональное радостное отношение к яркой осенней природе использовать три цвета (желтый, зеленый, коричневый).
- Обучать детей приемам работы в технике «Пластилинография» размазывать, разглаживать границы соединения частей.
- Выполнять работу аккуратно.
|
4-я |
«Волшебное осеннее дерево» |
- Учить детей создавать осеннее дерево используя все осенние краски.
- Развивать цветовосприятие.
- Развивать мелкую моторику рук.
|
Ноябрь |
1-я |
«Шапка с бубоном» |
- Продолжать знакомить детей с головными уборами.
- Рассмотреть их разнообразие.
- Учить сочетать яркие цвета, и показать орнамент из раскатанных прямыми движениями колбасок.
|
2-я |
«Сапожки» |
- Продолжать знакомить детей с различной обувью.
- Развивать мелкую моторику рук, забывая модель пластилином.
- Развивать воображение, украшая сапожки бусинками или пуговицами.
- Передавать рисунок на другой сапожок одинаковым – учить завершать дело до конца.
|
3-я |
«Сарафан» |
- Рассмотреть разнообразие одежды.
- Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
- Развивать воображение, украшать сарафан выпуклыми формами, раскатанными круговыми и прямыми движениями.
|
4-я |
«Фартук» |
- Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.
- Используя Коми орнамент и следы, олень, солнце и т.д..
- Способствовать развитию прямых движений в раскатывание пластилина.
|
Декабрь |
1-я |
«Ветка елки» |
- Продолжать раскатывать прямыми движениями – ветку и размазывать в разные направления – иголки.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать воображение, используя поетки и бусины разноцветные.
|
2-я |
«Снежинка» |
- Учить детей создавать композицию в круге.
- Совершенствовать технические навыки, отщипывая и раскатывания круговыми и прямыми движениями неповторимость работ.
- Развивать цветовосприятие.
|
3-я |
«Снеговик» |
- Развивать умение создавать интересный образ.
- Поощрять самостоятельность в выборе цвета и материалов, украшая снеговика пайетками и пуговицами, нитками.
- Развивать воображение.
|
4-я |
«Елка» |
- Закреплять умение работать по контуру.
- Совершенствовать умение работать аккуратно, сочетать разные способы и приемы при украшении работы.
- Развивать мелкую моторику рук.
|
Январь |
1-я |
«Лошадка» |
- Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
- Раскатывать прямыми движениями жгутики, создавая гриву и хвост.
- Развивать у детей воображение и смекалку.
|
2-я |
«Лосенок» |
- Учить не выходить за контур, забивать пластилином силуэт.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Использовать мелкие веточки и палочки вместо рожек. Развивать воображение.
|
3-я |
«Собака» |
- Учить передавать строение фигуры собаки, соединять два цвета создавая пятна на ушках, хвостике и грудке.
- Помогать в выборе цвета, поощрять самостоятельность и инициативу.
- Развивать мелкую моторику рук.
|
4-я |
«Ежик» |
- Развивать умение использовать разнообразный материал при создании композиции (семечки, разнообразной формы макарон, хвоинки, спички).
- Развивать аккуратность.
|
Февраль |
1-я |
«Грузовик» |
- Учить детей соединять пластилинографию с раскрасками цветных карандашей.
- Соединять выпуклые формы (колес, кабины с раскраской).
- Воспитывать самостоятельность, творческий подход.
|
2-я |
«Парусник» |
- Продолжать знакомить детей с различными видами водного транспорта.
- Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
- Соединять пластилинографию с раскраской.
|
3-я |
«Скорая помощь» |
- Продолжать знакомить с специальным транспортом, выделять в работе красный крест.
- Учить детей не выходить за контур и доводить начатое дело до конца.
- Развивать мелкую моторику, чувство формы.
|
4-я |
«Вертолет» |
- Продолжать знакомить с различными видами воздушного транспорта.
- Использовать в работе различные приемы: раскатывание, сплющивание, сжатие.
- Добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.
- Соединять пластилинографию с раскраской, тем самым развивая воображение.
|
Март |
1-я |
«Вазочка для мамы» |
- Формировать композиционные навыки.
- Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам, желание доставлять радость своей работой.
- Развивать воображение в украшении формы.
|
2-я |
«Тюльпаны» |
- Знакомить детей с цветами первоцветами.
- Развивать умение создавать выразительный и интересный образ.
- Использовать разные цвета обучая один цвет переносить в другой.
|
3-я |
«Подснежники» |
- Развивать у детей интерес к цветам первоцветам.
- Создавать нежный, светлый образ цвета.
- Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.
|
4-я |
«Одуванчики» |
- Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
- Пользоваться стекой, создавая образ одуванчика.
- Учить детей работать рядом, сообща.
|
Апрель |
1-я |
«Бабочка» |
- Закреплять знания детей о насекомых.
- Учить сочетать яркие цвета, передавать одинаковый образ на двух крылышках.
- Развивать цветовосприятие.
|
2-я |
«Радужная гусеница» |
- Закреплять знания детей о внешнем строении насекомых, полученный в процессе наблюдений в природе.
- Использовать разнообразие цветов.
- Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.
|
3-я |
«Улитка» |
- Учить детей радоваться разнообразию живой природы.
- Развивать цветовосприятие.
- Учить не выходить за контур.
|
4-я |
«Паук с паутиной» |
- Учить соединять рисунок (паутины) с пластилинографией (пауком)
- Развивать мелкую моторику рук.
|
Май |
1-я |
«Оса» |
- Учить передавать в работе характерные особенности строения осы (крылья, туловище полосатое) посредством пластилинографии.
- Развивать творческую активность.
|
2-я |
«Стрекоза» |
- Продолжать знакомить детей с насекомыми, создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.
- Учить не выходить за контур.
|
3-я |
«Божья коровка» |
- Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого.
- Украшать крылышки, пятнышками раскатывая круговыми движениями.
- Развивать воображение, заменяя бусинками глаза и усики божьей коровке.
|
Четвертый год обучения (6 – 7 года)
Неделя |
Тема |
Цели |
Октябрь |
1-2-я |
«Разноцветные гусеницы» |
- Расширить представления детей о многообразии живых существ, насекомых.
- Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.
- Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.
|
3-4-я |
«Ветка рябины» |
- Закрепить знания о кустарниках, их внешнем облике.
- Учить лепить ветвь, сочетая цвета осени в листве рябины.
- Развивать мелкую моторику, учить не выходить за контур.
- Развивать цвет восприятие.
|
Ноябрь |
1-2-я |
«Лебеди» |
- Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.
- Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.
- Развивать мелкую моторику.
|
3-4-я |
«Наливные яблоки» |
- Расширять представление о разнообразии яблок.
- Изображать яблоки слияниями несколько цветов.
- Учить не выходить за контур.
- Развивать цветовосприятие.
|
Декабрь |
1-2-я |
«Снегирь» |
- Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.
- Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.
- Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.
- Развивать цветовосприятие.
|
3-4-я |
«Дедушка Мороз» |
- Закрепить и расширить представления детей об одежде деда мороза, об особенностях его внешнего вида.
- Учить достигать выразительности через форму и цвет, работать с стекой, показывать мех шубы.
- Развивать моторику пальцев рук.
- Украшать изделие пайетками.
|
Январь |
2-4-я |
«Кит» |
- Дать детям представление о разнообразии животного мира.
- Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки.
- Развивать воображение, цветовосприятие.
|
Февраль |
1-2-я |
«Совушка, сова на ветке сидит» |
- Расширить представления детей о лесной птице – сове.
- Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
- Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. Использовать перья – для выразительности композиции и палочку-стеку для ветки.
|
3-4-я |
«Кошечка» |
- Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим».
- Учить передавать строение фигуры кошки, различный окрас животного.
- Развивать мелкую моторику рук, учить слиянию двух цветов.
|
Март |
1-2-я |
«Мишка» |
- Дать детям представление об образе жизни бурых медведей.
- Научить использовать стеку для придания шерсти (мохнатость).
- Развивать мелкую моторику рук.
|
3-4-я |
«Ваза с цветущей вербой» |
- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками.
- Развивать пространственные представления, композиционные навыки.
- Развивать фантазию при украшении вазы пайетками и бусинами.
|
Апрель |
1-2-я |
«Ветка цветущей яблони» |
- Прививать любовь к живой природе.
- Учить видеть ее красоту.
- Развивать у детей эстетическое восприятие, живой интерес к природе.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость.
|
3-4-я |
«Дельфин» |
- Познакомить детей с представителями морскими обитателями, рассказать об его особенностях, приспособленности к жизни в водной среде.
- Развивать воображение, образную память.
- Учить доводить дело до конца.
|
Май |
1-2-я |
«Черепаха» |
- Воспитывать интерес и пробуждать желание изобразить водную черепаху.
- Продолжать знакомить с морскими обитателями.
- Учить вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
- Развивать мелкую моторику рук.
|
3-4-я |
«Слон» |
- Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран.
- Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу.
- Учить доводить дело до конца.
|
Прогнозируемые результаты программы
К концу реализации Программы дошкольники должны уметь:
- Правильно сидеть за столом, правильно располагать лист бумаги, держать карандаш;
- свободно работать карандашом и кистью: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом бумаги;
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком велико, не мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги);
- рисовать кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи (цветовое пятно, штрихи, тычки, волнистые линии и т. п.);
- узнавать изображенные на картине предметы, явления (времена года, дня, погода, человек, дом, животное и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось и почему);
- лепить разными способами (путем вытягивания из целого куска, примазывания одной части к другой);
- вырезать ножницами из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала; ( соединять детали с помощью клея, пластилина;
- складывать бумагу по прямой линии;
- выполнять работу по словесному плану (по графическому плану);
- самостоятельно планировать последовательность выполнения действий;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- уметь словесно охарактеризовать выполненную процедуру выполненного задания.
Рекомендации педагогам:
- Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите.
- Убедитесь, что ребёнок понял инструкции.
- Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки.
- Постоянно следите за позой ребёнка, положением карандаша, ручки и бумаги.
- При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть) и только затем делайте следующее движение.
- Темп работы ребёнок должен выбирать сам.
- При неудаче повторяйте аналогичные задания.
- Усложняйте задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
- Не спешите получить результат, успех придёт, если ребёнок будет вам доверять, будет уверен в себе.
- Не забывайте, что дети лучше осваивают всё в игре.
Литература
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников». - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
- «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
- Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись». – «ТЦ СФЕРА» ,2010.
- Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» - Олма Медиа Групп»,2009.