Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник - пластилинографии»

Для детей с 4х до 7х лет.

Срок реализации – 4 года.

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у детей младшего среднего, старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник - пластилинографии»» разработана на основе методических пособий:

  1. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников». - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
  2. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
  3. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
  4. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
  5. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись». – «ТЦ СФЕРА» ,2010.
  6. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» – «Олма Медиа Групп»,2009.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Уделяя должное внимание мелкой моторике, мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыками письма.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости. Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка.

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.

Таким образом, такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.

Актуальность: неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель программы:

  • Формирование восприятия явлений окружающей действительности и форм предметов через пластилинографию.
  • Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.

Задачи программы:

  1. формировать навыки работы с пластилином, побуждать интерес к лепке;
  2. освоить новые приемы работы с пластилином и создать с их помощью сюжетных картин;
  3. обучить умению ориентироваться на листе бумаги;
  4. развить усидчивость, терпение, аккуратность;
  5. развить силы пальцев рук детей, координации движений рук;
  6. развить сенсорные способности (умение передавать цвет, форму)
  7. развить воображение и смекалку.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей.
  • Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
  • Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение.
  • Умение общаться в коллективе.
  • Умение передавать форму, цвет, настроение.

Условия реализации программы:

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май (28 часов), длительностью от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей, СанПиН 2.4.1.3049-13), по подгруппам (8-10 человек).
  • Сотрудничество с воспитателями, родителями.
  • Организация предметно-развивающей среды.
  • Подбор необходимого материала и технических средств обучения

Материалы для создания пластилиновой картины:

  • Картон (белый и цветной)
  • Набор пластилина
  • Салфетки для рук
  • Стеки
  • Доска для лепки
  • Бросовый и природный материал
  • Бусины, бисер, пайетки
  • Зубочистки, трубочки, проволока/

Работа с родителями:

  • Организация выставок и мастер-классов.
  • Индивидуальные беседы.
  • Беседы, консультации, поручения родителям.
  • Дни открытых дверей

Календарно-тематический план

Первый год обучения (3-4года)

Неделя Тема Цели
Октябрь
1-я «Волшебный пластилин» («Познакомимся»)
  • Знакомить детей с пластилином, его цветовой гаммой с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, ощипывание, сплющивание, раскатывание через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
2-я «Мухомор»
  • Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
  • Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
  • Продолжать обучать прикреплять «горошины» на расстоянии друг от друга.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
3-я «Солнышко»
  • Продолжать освоение приемов пластилинографии.
  • Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.
  • Продолжать учить раскатывать пластилин прямыми движениями.
4-я «Осенний березовый листочек»
  • Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами листочков, рассмотреть осенний листочек.
  • Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, размазывание осенней цветовой гаммы пластилина не выходя за контур.
Ноябрь
1-я «Румяное яблоко»
  • Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природные особенности, цвет.
  • Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – размазывание и вливание одного цвета в другой.
2-я «Укрась сарафан кукле Тане»
  • Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
  • Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания).
3-я «Осеннее дерево»
  • Учить приёму — размазывания (в разных направлениях).
  • Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
  • Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Соединять их между собой, создавая осеннюю крону дерева.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
4-я «Нарядная елочка»
  • Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (нарядной елочка), продолжая знакомить детей с приемом скатывания круговыми движениями – огоньки.
  • Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.
Декабрь
1-я «Снеговик»
  • Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, размазывания.
  • Развивать мелкой моторики рук.
  • Развитие эстетического умения – украшения своей работы пуговками, использовать разные цвета пластилина и учить не выходить за контур силуэта.
2-я «Игрушка на елку»
  • Формирование эмоционального восприятия окружающего мира.
  • Учить забивать пластилином крышку от баночки, создавать форму шара, развивать мелкую моторику, пользоваться дополнительными формами в украшении (макаронами, бусинами).
3-я «Подарок»
  • Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур, сочетая несколько цветов и украшая мешочек бросками материалов всевозможными бусинами, пуговицами, мелкими ракушками.
  • Развивать согласованность в работе обеих рук.
4-я «Шуба для снегурочки»
  • Развивать творческое воображение детей шубки. Развитие мелкой моторики рук.
  • Учить не выходить за контур, забивать пластилином шубку и в последующем украсить пайетками и бусинками.
Январь
1-я «Дерево в снегу»
  • Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад), рассматривание картин «снегопад», изображение снегопада их посредством приемов пластилинографии. развивать умение отщипывать маленькие кусочки и раскатывать круговыми движениями.
2-я «Кисть винограда на елку»
  • Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
  • Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания).
  • Развитие мелкой моторики рук.
3-я «Избушка для бабушки Яги»
  • Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, раскатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе пытаться передать характерные особенности стенки - избушки.
  • Попытаться вызвать у детей эмоциональный отклик — оказание помощи персонажу, путем прочтения литературного произведения, стихотворения. «В темном лесе есть избушка стоит задом на перед» В этой маленькой избушке бабушка Яга живет.
Февраль
1-я «Шарик для котика»
  • Использовать в аналитической деятельности («Почему?», «Зачем?»).
  • Обыгрывание ситуации котику холодно гулять, оказание помощи котику – с помощью раскатывания колбасок каждый делает своему котику шарфик.
  • Формирование навыков самостоятельной работы.
2-я «Мишка в берлоге»
  • Развивать практические умения и навыки детей учить помогать зверю, создавая уютную обстановку.
  • Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (ощипывания, прилепливания).
  • Дать представление детям, чем теплее берлога, у медведя, тем он дольше проспит.
3-я «Вазочка»
  • Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода.
  • осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе пытаться передать особенности разных вазочек, их строение (силуэты на выбор предлагаются воспитателем).
  • Самостоятельность в выборе цвета материала. И в выборе материала для украшения вазочки крупным бисером.
4-я «Зайка»
  • Обобщить представлений о жизни диких животных зимой.
  • Рассматривание картины с изображениями зайца, особенностями внешнего вида.
  • Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру.
  • Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (длинные уши), развивать мелкую моторику рук.
Март
1-я «Одуванчики для мамы»
  • Беседовать о наших мамах, о празднике 8 марта.
  • Развивать мелкую моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии.
  • Использовать два цвета для цветов (желтый, оранжевый и оттенки зеленого) использовать стейку.
2-я «Рыбка в аквариуме»
  • Учить детей забивать пластилином контур рыбки, не выходя за контур, соединять несколько цветов для яркости образа.
  • Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Учить доводить дело до конца.
3-я «Букет вербы»
  • Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны.
  • Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие – веточки дерева), в своей работе пытаться передать характерные особенности…………… тонкие ветки, скатывать комочки (почки), размещать их по всей ветке.
4-я «Веселый зонтик»
  • Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии.
  • Забивать пластилином силуэт, не выходя за контур.
  • Самостоятельно подбирать цвета зонтика соединяя в один несколько цветов.
Апрель
1-я «Звездное небо»
  • На черном фоне картона передать яркость и многообразие цветных звезд. Размазывая скатанный шарик в разные стороны.
2-я «Цыплёнок»
  • Забивать пластилином контур формы, размазывая не выходя за контур. Работать стекой передавая форму крылышек и перышек.
3-я «Божья коровка»
  • Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, насекомых.
  • Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие — ножки), прием размазывания внутри контура.
  • Развитие детского творчества.
  • Раскатывание круговыми движениями, и сплющивать пятнышки.
Май
1-я «Корзинка с ромашками»
  • Учить передавать красоту букета.
  • Раскатывать круговыми движениями серединки и раскатывание белые формы размазывать в виде лепестков.
2-я «Солнце улыбается»
  • Предложить заливать пластилином середину формы, раскатывать прямыми движениями лучики им включая воображение подбирать цвета к веночку для солнышка.
3-я Свободная тема по желанию (выбору) детей.
  • Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография.
  • Предложить пройденные темы для выбора полюбившихся работ.
  • Самостоятельно подобрать цвета и стиль раскатывания.

Второй год обучения (4 – 5 года)

Неделя Тема Цели
Октябрь
1-2 «Путешествие с пластилином»
  • Продолжать знакомить детей с пластилинографией; видами пластилина его свойствами и применением.
  • Разнообразием техник работ с пластилином (придавливание, сглаживание, скатывание, раскатывание, разглаживание)
3-4 «Танцующие листики»
  • Осваивать технику пластилинографии.
  • Размазывать, примазывать, наносить мазки.
  • Создавать композиции с разноцветных листочков. Развивать мелкую моторику.
Ноябрь
1-2 «Дождевая тучка»
  • Рисовать капельки дождя путем отщипывания и размазывания мелких комочков пластилина.
  • Развитие чувства ритма, цвета.
  • Соединять оттенки дождевой тучки – черный, серый, синий, голубой.
  • Развивать творчество.
3-4 «Зонтик»
  • Научить передавать простейший образ предмета.
  • Создавать яркий образ сочетая разные яркие цвета.
  • Развивать воображение украшая различными пайетками.
Декабрь
1-2 «Снеговик»
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящими в жизни детей в определенное время года.
  • Осваивать навыки раскатывания и сплющивания.
  • Развивать воображение используя подручный материал.
3-4 «Елка-Елочка»
  • Учить создавать картину с выпуклым изображением.
  • Развивать творческое воображение детей при украшении елочки, бросовым материалом.
  • Закреплять круговые движения раскатывания.
Январь
1-2 «Месяц, месяц, мой дружок»
  • Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями месяца и звезд.
  • Побуждать детей создавать объекты яркими и оригинальными в соответствии замыслом.
  • Выполнять работу на черной бумаге.
3-4 «Снегирь»
  • Обобщать представления о зимующих птицах.
  • Учить передавать особенности внешнего вида птиц.
  • Продолжать осваивать основные приемы пластилинографии.
  • Забивать пластилином силуэт не выходя за контур.
Февраль
1-2 «Сова с совенком»
  • Продолжать обобщать представления о зимующих птицах.
  • Развивать практические умения и навыки при создании образов посредством пластилинографии.
  • Развивать мелкую моторику, прививать любовь к живой природе.
3-4 «Зимнее дерево»
  • Прививать любовь к живой природе.
  • Учить отщипывать от целого куска и наносить на ветки дерева передавая снежное покрывало.
  • Раскатывать прямыми движениями ветки.
Март
1-2 «Матрешка»
  • Учить отражать характерные особенности оформления матрешек в пластилинографии.
  • Воспитывать интерес к народной игрушке.
  • Развивать воображение украшая бусинками и крупным бисером.
3-4 «Подснежники на проталинке»
  • Прививать любовь к живой природе.
  • Отщипывать и раскатывать прямыми движениями.
  • Развивать мелкую моторику.
Апрель
1-2 «Ракета»
  • Учить соединять пластилинографию с раскраской о космосе.
  • Побуждать интерес детей к созданию картины.
  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
3-4 «Морские глубины»
(коллективная работа)
  • учить создавать выразительный и интересный сюжет используя нетрадиционную технику рисования пластилином применяя основные приемы пластилинографии.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
Май
1-2 «Дельфин играет мячом»
  • Прививать любовь к живой природе.
  • Создавать сюжет.
  • Развивать мелкую моторику, учить не выходить за контур.

Третий год обучения (5 – 6 года)

Неделя Тема Цели
Октябрь
1-я «Румяное яблоко»
  • Продолжать знакомить с новыми способами изображения – пластилинографией.
  • Подводить к созданию выразительного образа посредством объема и цвета.
  • Не выходить за контур.
  • Использовать в яблоке слияние 2 или более цветов.
2-я «Гроздь винограда»
  • Сформировать у детей обобщенное представление о разных видах винограда.
  • Создавать лепную картину с выпуклым изображением.
3-я «Ветка березы»
  • Вызывать у детей эмоциональное радостное отношение к яркой осенней природе использовать три цвета (желтый, зеленый, коричневый).
  • Обучать детей приемам работы в технике «Пластилинография» размазывать, разглаживать границы соединения частей.
  • Выполнять работу аккуратно.
4-я «Волшебное осеннее дерево»
  • Учить детей создавать осеннее дерево используя все осенние краски.
  • Развивать цветовосприятие.
  • Развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь
1-я «Шапка с бубоном»
  • Продолжать знакомить детей с головными уборами.
  • Рассмотреть их разнообразие.
  • Учить сочетать яркие цвета, и показать орнамент из раскатанных прямыми движениями колбасок.
2-я «Сапожки»
  • Продолжать знакомить детей с различной обувью.
  • Развивать мелкую моторику рук, забывая модель пластилином.
  • Развивать воображение, украшая сапожки бусинками или пуговицами.
  • Передавать рисунок на другой сапожок одинаковым – учить завершать дело до конца.
3-я «Сарафан»
  • Рассмотреть разнообразие одежды.
  • Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
  • Развивать воображение, украшать сарафан выпуклыми формами, раскатанными круговыми и прямыми движениями.
4-я «Фартук»
  • Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.
  • Используя Коми орнамент и следы, олень, солнце и т.д..
  • Способствовать развитию прямых движений в раскатывание пластилина.
Декабрь
1-я «Ветка елки»
  • Продолжать раскатывать прямыми движениями – ветку и размазывать в разные направления – иголки.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать воображение, используя поетки и бусины разноцветные.
2-я «Снежинка»
  • Учить детей создавать композицию в круге.
  • Совершенствовать технические навыки, отщипывая и раскатывания круговыми и прямыми движениями неповторимость работ.
  • Развивать цветовосприятие.
3-я «Снеговик»
  • Развивать умение создавать интересный образ.
  • Поощрять самостоятельность в выборе цвета и материалов, украшая снеговика пайетками и пуговицами, нитками.
  • Развивать воображение.
4-я «Елка»
  • Закреплять умение работать по контуру.
  • Совершенствовать умение работать аккуратно, сочетать разные способы и приемы при украшении работы.
  • Развивать мелкую моторику рук.
Январь
1-я «Лошадка»
  • Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
  • Раскатывать прямыми движениями жгутики, создавая гриву и хвост.
  • Развивать у детей воображение и смекалку.
2-я «Лосенок»
  • Учить не выходить за контур, забивать пластилином силуэт.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Использовать мелкие веточки и палочки вместо рожек. Развивать воображение.
3-я «Собака»
  • Учить передавать строение фигуры собаки, соединять два цвета создавая пятна на ушках, хвостике и грудке.
  • Помогать в выборе цвета, поощрять самостоятельность и инициативу.
  • Развивать мелкую моторику рук.
4-я «Ежик»
  • Развивать умение использовать разнообразный материал при создании композиции (семечки, разнообразной формы макарон, хвоинки, спички).
  • Развивать аккуратность.
Февраль
1-я «Грузовик»
  • Учить детей соединять пластилинографию с раскрасками цветных карандашей.
  • Соединять выпуклые формы (колес, кабины с раскраской).
  • Воспитывать самостоятельность, творческий подход.
2-я «Парусник»
  • Продолжать знакомить детей с различными видами водного транспорта.
  • Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
  • Соединять пластилинографию с раскраской.
3-я «Скорая помощь»
  • Продолжать знакомить с специальным транспортом, выделять в работе красный крест.
  • Учить детей не выходить за контур и доводить начатое дело до конца.
  • Развивать мелкую моторику, чувство формы.
4-я «Вертолет»
  • Продолжать знакомить с различными видами воздушного транспорта.
  • Использовать в работе различные приемы: раскатывание, сплющивание, сжатие.
  • Добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.
  • Соединять пластилинографию с раскраской, тем самым развивая воображение.
Март
1-я «Вазочка для мамы»
  • Формировать композиционные навыки.
  • Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам, желание доставлять радость своей работой.
  • Развивать воображение в украшении формы.
2-я «Тюльпаны»
  • Знакомить детей с цветами первоцветами.
  • Развивать умение создавать выразительный и интересный образ.
  • Использовать разные цвета обучая один цвет переносить в другой.
3-я «Подснежники»
  • Развивать у детей интерес к цветам первоцветам.
  • Создавать нежный, светлый образ цвета.
  • Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.
4-я «Одуванчики»
  • Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
  • Пользоваться стекой, создавая образ одуванчика.
  • Учить детей работать рядом, сообща.
Апрель
1-я «Бабочка»
  • Закреплять знания детей о насекомых.
  • Учить сочетать яркие цвета, передавать одинаковый образ на двух крылышках.
  • Развивать цветовосприятие.
2-я «Радужная гусеница»
  • Закреплять знания детей о внешнем строении насекомых, полученный в процессе наблюдений в природе.
  • Использовать разнообразие цветов.
  • Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.
3-я «Улитка»
  • Учить детей радоваться разнообразию живой природы.
  • Развивать цветовосприятие.
  • Учить не выходить за контур.
4-я «Паук с паутиной»
  • Учить соединять рисунок (паутины) с пластилинографией (пауком)
  • Развивать мелкую моторику рук.
Май
1-я «Оса»
  • Учить передавать в работе характерные особенности строения осы (крылья, туловище полосатое) посредством пластилинографии.
  • Развивать творческую активность.
2-я «Стрекоза»
  • Продолжать знакомить детей с насекомыми, создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.
  • Учить не выходить за контур.
3-я «Божья коровка»
  • Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого.
  • Украшать крылышки, пятнышками раскатывая круговыми движениями.
  • Развивать воображение, заменяя бусинками глаза и усики божьей коровке.

Четвертый год обучения (6 – 7 года)

Неделя Тема Цели
Октябрь
1-2-я «Разноцветные гусеницы»
  • Расширить представления детей о многообразии живых существ, насекомых.
  • Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.
  • Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.
3-4-я «Ветка рябины»
  • Закрепить знания о кустарниках, их внешнем облике.
  • Учить лепить ветвь, сочетая цвета осени в листве рябины.
  • Развивать мелкую моторику, учить не выходить за контур.
  • Развивать цвет восприятие.
Ноябрь
1-2-я «Лебеди»
  • Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.
  • Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.
  • Развивать мелкую моторику.
3-4-я «Наливные яблоки»
  • Расширять представление о разнообразии яблок.
  • Изображать яблоки слияниями несколько цветов.
  • Учить не выходить за контур.
  • Развивать цветовосприятие.
Декабрь
1-2-я «Снегирь»
  • Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.
  • Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.
  • Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.
  • Развивать цветовосприятие.
3-4-я «Дедушка Мороз»
  • Закрепить и расширить представления детей об одежде деда мороза, об особенностях его внешнего вида.
  • Учить достигать выразительности через форму и цвет, работать с стекой, показывать мех шубы.
  • Развивать моторику пальцев рук.
  • Украшать изделие пайетками.
Январь
2-4-я «Кит»
  • Дать детям представление о разнообразии животного мира.
  • Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки.
  • Развивать воображение, цветовосприятие.
Февраль
1-2-я «Совушка, сова на ветке сидит»
  • Расширить представления детей о лесной птице – сове.
  • Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
  • Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. Использовать перья – для выразительности композиции и палочку-стеку для ветки.
3-4-я «Кошечка»
  • Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим».
  • Учить передавать строение фигуры кошки, различный окрас животного.
  • Развивать мелкую моторику рук, учить слиянию двух цветов.
Март
1-2-я «Мишка»
  • Дать детям представление об образе жизни бурых медведей.
  • Научить использовать стеку для придания шерсти (мохнатость).
  • Развивать мелкую моторику рук.
3-4-я «Ваза с цветущей вербой»
  • Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками.
  • Развивать пространственные представления, композиционные навыки.
  • Развивать фантазию при украшении вазы пайетками и бусинами.
Апрель
1-2-я «Ветка цветущей яблони»
  • Прививать любовь к живой природе.
  • Учить видеть ее красоту.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие, живой интерес к природе.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость.
3-4-я «Дельфин»
  • Познакомить детей с представителями морскими обитателями, рассказать об его особенностях, приспособленности к жизни в водной среде.
  • Развивать воображение, образную память.
  • Учить доводить дело до конца.
Май
1-2-я «Черепаха»
  • Воспитывать интерес и пробуждать желание изобразить водную черепаху.
  • Продолжать знакомить с морскими обитателями.
  • Учить вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
  • Развивать мелкую моторику рук.
3-4-я «Слон»
  • Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран.
  • Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу.
  • Учить доводить дело до конца.

Прогнозируемые результаты программы

К концу реализации Программы дошкольники должны уметь:

  • Правильно сидеть за столом, правильно располагать лист бумаги, держать карандаш;
  • свободно работать карандашом и кистью: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом бумаги;
  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком велико, не мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги);
  • рисовать кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи (цветовое пятно, штрихи, тычки, волнистые линии и т. п.);
  • узнавать изображенные на картине предметы, явления (времена года, дня, погода, человек, дом, животное и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают), высказывать свое мнение о картинах (что больше всего понравилось и почему);
  • лепить разными способами (путем вытягивания из целого куска, примазывания одной части к другой);
  • вырезать ножницами из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала; ( соединять детали с помощью клея, пластилина;
  • складывать бумагу по прямой линии;
  • выполнять работу по словесному плану (по графическому плану);
  • самостоятельно планировать последовательность выполнения действий;
  • контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
  • уметь словесно охарактеризовать выполненную процедуру выполненного задания.

Рекомендации педагогам:

  • Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите.
  • Убедитесь, что ребёнок понял инструкции.
  • Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки.
  • Постоянно следите за позой ребёнка, положением карандаша, ручки и бумаги.
  • При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть) и только затем делайте следующее движение.
  • Темп работы ребёнок должен выбирать сам.
  • При неудаче повторяйте аналогичные задания.
  • Усложняйте задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
  • Не спешите получить результат, успех придёт, если ребёнок будет вам доверять, будет уверен в себе.
  • Не забывайте, что дети лучше осваивают всё в игре.

Литература

  1. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников». - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
  2. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
  3. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
  4. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
  5. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись». – «ТЦ СФЕРА» ,2010.
  6. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» - Олма Медиа Групп»,2009.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)

Читайте также

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Задачи: -...

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению…

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: обобщить представления детей...