Рабочая программа для детей 4-5 лет

 

I. Целевой раздел

1.  Пояснительная записка

Рабочая программа средней группы «Зайчата» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинировано № 81 (далее Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

-  Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

-  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

-  Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ от 30.08.2013 № 1014);

-  Постановлением Правительства Белгородской области от 28.10.2013 N 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы»;

- Уставом МБДОУ д/с №81, утверждённым распоряжением администрации города Белгорода от 21.05.2015 года;

- Лицензией от 09.04 2010 года № 344694 Серия А, регистрационный №3963  

- Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинировано № 81.

1.1 Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет.)

4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». В этом возрасте у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Таким образом, поведение 4–5-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года. Для этого возраста характерно появление групповых традиций.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков. Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера.

К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствуют реальной действительности. В игре ребята называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут меняться.

В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от 2 до 5 детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40–50 минут. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм.

Развивается моторика дошкольников. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. К 5 годам внимание становится все более устойчивым, к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.

1.2.  Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы

К пяти годам ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.

Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.

Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству.

В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета.

Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации.

В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.

Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.

Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством

физического развития, но и способом психологической разгрузки.

Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических

навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий.

В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.

Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера:

«Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

Имеет представления: о себе: знает свое имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения (умею рисовать и пр.), знания (знаю, о чем эта сказка), то, чему научился (строить дом). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.

Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется

требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). С помощью взрослого может наметить действия,

направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.

II. Содержательный раздел.

Обязательная часть.

2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Содержание обязательной части Программы соответствует основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с №81 и обеспечивает развитие детей по пяти направлениям развития и образования детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Содержание ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

2.1. Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Разделы:

- игра как особое пространство развития ребенка;

- дошкольник входит в мир социальных отношений;

- развиваем ценностное отношение к труду;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Игра как особое пространство развития ребенка

Задачи развития игровой деятельности детей.

4-5 лет:

- развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых

ситуациях);

- обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию;

- формировать умение следовать игровым правилам в дидактических,

подвижных, развивающих играх;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.

Условия эффективности развития игр:

- свободное и добровольное включение детей в игру;

- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;

- игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;

- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;

- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

- осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.

Дошкольник входит в мир социальных отношений

Задачи образовательной деятельности.

4-5 лет:

- воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих;

- развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и

растениям;

- воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия;

- развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности;

- развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, воспитателю.

Развиваем ценностное отношение к труду.

Задачи образовательной деятельности.

4-5 лет:

- формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть труда на

достижение результата и удовлетворение потребностей людей;

- воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о

детях;

- вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие

процессы хозяйственно - бытового труда - от постановки цели до получения

результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы);

- способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в

детском саду и семье.

Виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, ознакомление с трудом взрослых.

Формы организации трудовой деятельности: поручения: простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные; дежурства; коллективный труд.

Типы организации труда детей: индивидуальный труд, труд рядом, общий труд, совместный труд.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи образовательной деятельности.

4-5 лет:

- обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;

- продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях;

- формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие».

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Разделы:

- развитие сенсорной культуры;

- формирование первичных представлений о себе, других людях;

- ребенок открывает мир природы;

- первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Задачи образовательной деятельности.

4-5 лет:

- обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств;

- развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете

(объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения

объектов по одному-двум признакам;

- обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира;

- проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в

уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата;

- обогащать социальные представления о людях - взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми;

- продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем  окружении.

Развитие сенсорной культуры.

Развитие сенсорной культуры ребенка - это «целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». Сенсорное развитие осуществляется в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности.

В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем.

Развитие сенсорной культуры ребенка - это основа его дальнейшего умственного развития, становления интеллектуальной культуры в целом. В понятие сенсорного развития входит развитие обоняния, вкусовых ощущений, пространственных представлений, развитие слуховой чувствительности, развитие временных представлений и усвоение сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).

Этапы развития сенсорной культуры:

Целью I этапа является Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель II этапа - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затем он предлагает детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель III этапа - формирование представлений об эталонах. В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т. е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами.

Патриотическое воспитание.

Цель: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.

Задачи:

- заложить основы гражданско-патриотической позиции личности;

- освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного города;

- получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д.

- воспитание чувства гордости за Белгородцев;

- формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

  Компоненты патриотического воспитания:

Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

- о культуре народа, его традициях, творчестве;

- о природе родного края и страны;

- о деятельности человека в природе.

Эмоционально побудительный (эмоционально-положительные  чувства ребенка к окружающему миру)

- любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

- интерес к жизни родного города и страны;

- гордость за достижения своей страны;

- уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

- восхищение народным творчеством.

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

-  труд;

-  игра;

-  продуктивная деятельность;

-  музыкальная деятельность;

- познавательная деятельность.

Ребенок открывает мир природы.

Методы ознакомления дошкольников с природой
наглядные практические словесные
- наблюдения рассматривание картин,

- демонстрация фильмов

- игра - труд в природе элементарные

опыты

- рассказ

- беседа

- чтение

 

- кратковременные

длительные

- определение состояния предмета по

отдельным признакам

- восстановление картины целого по отдельным признакам

- дидактические игры:

предметные,

настольно-печатные,

словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в т.ч. строительные)

- индивидуальные поручения,

-коллективный труд

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Принципы организации

работы по развитию элементарных математических представлений

- Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления

- Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»

- Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий

- Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий.

Формы работы по развитию элементарных математических представлений

- Театрализация с математическим содержанием - на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы).

- Коллективная НОД при условии свободы участия в нем.

- Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Разделы:

- владение речью как средством общения и культуры;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- обогащение активного словаря;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Задачи образовательной деятельности.

4-5 лет:

- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом

общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения

описательных монологов и элементов объяснительной речи;

- развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой;

- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

- развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам;

- обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, и выполнения обследовательских

действий;

- развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения;

- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе

литературных текстов;

- воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте,

воспроизводить текст по иллюстрациям.

Методы развития речи.

Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- общая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

- дидактические игры;

- игры-драматизации, инсценировки,

- дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

- Общение взрослых и детей.

- Культурная языковая среда.

- Обучение родной речи в организованной деятельности.

- Художественная литература.

- Изобразительное искусство, музыка, театр.

- Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.

Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).

Задачи.

- Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний

- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

- Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте

Развитие литературной речи

Формы работы в процессе знакомства детей с художественной литературой:

- Чтение литературного произведения.

- Рассказ литературного произведения.

- Беседа о прочитанном произведении.

- Обсуждение литературного произведения.

- Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра.

- Игра на основе сюжета литературного произведения.

- Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.

- Сочинение по мотивам прочитанного.

- Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову

- Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.

- В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.

- Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности:  игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.

- Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Разделы:

- изобразительное искусство;

- развитие продуктивной деятельности и детского творчества;

- художественная литература;

- музыка.

Задачи образовательной деятельности.

Изобразительное искусство.

4-5 лет:

- воспитывать эмоционально эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы;

- активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, сспособствовать освоению некоторых средств ИЗО искусства;

- развивать художественное восприятие умение последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира соотносить увиденное с собственным опытом;

- формировать образные представления о предметах и явлениях мира на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.

4-5 лет:

- активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности;

- формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности: развитие изобразительно-выразительных и технических умений, освоение изобразительных техник;

- поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственно изобразительной деятельности;

- развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.

Художественная литература.

4-5 лет:

- расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки. Загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи. Авторские загадки, веселые детские сказки в стихах);

- углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности;

- развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, оценивать их с позиции этически норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента;

- способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста;

- поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.

Музыкальная деятельность.

Направления образовательной работы:

- слушание;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального).

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие».

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Разделы:

- двигательная деятельность:

- становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Задачи образовательной деятельности.

4-5 лет:

- развивать умения уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

- целенаправленно развивать скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу, гибкость;

- формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни;

- развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).

Методы физического развития:

Наглядные:

- наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры)

- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);

- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям;

- образный сюжетный рассказ, беседа;

- словесная инструкция.

Практические:

- Повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- Проведение упражнений в игровой форме;

- Проведение упражнений в соревновательной форме.

- Организация деятельности по реализации образовательной области «Физическое развитие» регламентируется двигательным режимом.

Воспитательно-образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности является игра. Выбор форм работы с детьми осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента детей, творческого подхода и опыта педагога.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1. Особенности осуществления образовательного процесса.

При осуществлении образовательного процесса учитываются: природноклиматические, национально-культурные особенности Белгородчины, единое образовательное пространство МБДОУ, семьи и социальных учреждений города.

Климатические:  при организации режима пребывания детей в образовательном учреждении учитываются местные климатические погодные условия. В теплое время для сохранения и укрепления здоровья детей большая часть времени отводиться на пребывание детей на свежем воздухе. В летний период деятельность детей полностью выносится на прогулку.

Национально-культурные: при организации образовательного процесса учитывается принцип этнокультурной соотнесенности (краеведения, приобщение к истокам русской народной культуры страны, малой Родины).

Взаимодействие с родителями и социальными учреждениями города: создается благоприятная социальная ситуация для развития каждого ребенка через включение семьи и социальных учреждений в единое образовательное пространство группы.

2. Региональные приоритеты.

Для реализации второго направления региональных приоритетов с целью расширения и углубления содержания обязательной части в области физического развития привлечен образовательный и воспитательный потенциал парциальной Программы физического воспитания детей 3-7 лет «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошиной, Т.В. Куриловой, который позволяет совершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников, способствует снижению заболеваемости, формированию ценностей здорового образа жизни.

Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботится о своем здоровье. С учетом природно-климатических условий нашего Региона, разработана система обучения элементам спортивных игр, в основу которой заложено использование занимательных игровых упражнений, игр-эстафет. Наряду с перечнем двигательных действий, определен объем информации для детей о спортивных играх и упражнениях.

Одним из условий успешной реализации программы, выработки у детей эффективной системы мотивов и стимулов является разнообразие методов и приемов работы, направленных на обогащение двигательного опыта, формирование интереса к элементам спортивных игр, использование физкультурных пособий, инвентаря, индивидуальных и групповых карточек- заданий, совместные игры детей и взрослых, поощрение творческой инициативы, объединение в играх детей с разным уровнем развития и физической подготовленности.

Приоритетные направления деятельности по реализации

Программы дошкольного образования.

Приоритетные направления:

- Физкультурно-оздоровительная работа, направленная на повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОУ путем интерактивного взаимодействия участников образовательных отношений;

- Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста и формирование российской идентичности;

- Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

2.3  Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

2.3.1 Особенности образовательной деятельности разных видов.

Развитие ребенка в образовательном процессе группы осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.

Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС ДО.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В средней группе детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В схеме непосредственно образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении музыкального зала.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются с положениями действующего СанПиН.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:

- наблюдения - в центре природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);

- беседы и разговоры с детьми по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

- экспериментирование с объектами неживой природы;

- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

- свободное общение воспитателя с детьми.

Культурные практики

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.).

Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки

(«Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

3.2. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

- развивающие и логические игры;

- музыкальные игры и импровизации;

- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

- самостоятельная деятельность в книжном уголке;

- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

- самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

3.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Важным и необходимым условием реализации Рабочей программы является тесное взаимодействие с семьями воспитанников, являющимися заказчиками образовательной деятельности и помощниками в организации осуществлении образовательного процесса.

В группе используются разнообразные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, пропаганда опыта семейного воспитания, творческие игры, семинары – практикумы, тематические выставки, дни открытых дверей, совместное проведение детских праздников и развлечений и др.

Основной целью установления взаимоотношений группы и семьи является создание единого пространства семья –группа, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников:

- познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения;

- помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице;

- познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах;

- совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома;

- помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире;

- развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

Основные направления работы:

- педагогический мониторинг: изучение семьи каждого воспитанника, интересов, мнений и запросов родителей;

- педагогическая поддержка;

- обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- педагогическое образование: просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

- привлечение родителей к активному участию в деятельности группы;

- использование опыта деятельности других групп для построения модели взаимодействия с родителями;

- расширение средств и способов работы с родителями;

- обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

III.  Организационный раздел

Обязательная часть

3.1. Методическое обеспечение программы.

Средства обучения и воспитания.

Методическое обеспечение программы «Детство», разработанное авторами программы и преподавателями кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена.

- Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

- Вербенец А. М., Солнцева О. В., Сомкова О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие / Научн. ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

- Дошкольник 4—5 лет. Как работать по программе «Детство» // Сост. и ред.: Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

- Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. выпуск 1/ Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. - 240 с.

- Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. выпуск 2/ Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. - 214 с.

- Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208с. (Методический комплект программы «Детство»).

- Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013- 144с.

- Майер А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход): Учебное пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 272с.

- Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Научн. ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

- Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2007.

- Курочкина Н. А. О портретной живописи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

- Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

- Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

- Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013- 176с.

- Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки. Для дошкольников и младших школьников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013- 64 с.

- Михайлова З. А., Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2009

- Королева Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/авт.- сост. Л.А. Королева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014- 64 с. (Методический комплект программы «Детство»).

- Леонова Н.Н. Художественное творчество. Освоения содержания образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. Средняя группа/авт.-сост. Н.Н. Леонова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 169с.

- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСВТО-ПРЕСС»; 2001. - 160с (Библиотека программы «Детство»)

- Носова Е.А., Швецова Т.Ю. семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 80с.

- Муллаева Н.Б. «Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников: Учебно- методическое пособие- СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2005 г.

- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Ч. 1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. Ч. II: Игры – головоломки/сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Напомнящая. – СПБ.: АКЦИДЕНТ, 1998с.: ил./ (Библиотека программы «Детство»).

- Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект/Худ. О.Р. Гофман. СПб.: Детсво-Пресс, 2011. - 64с.

Рабочие тетради для детей дошкольного возраста. Учебно-наглядные пособия издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург.

- Михайлова З.А., Челпашкина И.Н. Математика – это интересно (5 рабочих тетрадей для разных возрастных групп: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). – СПб: Детство-Пресс. 2010 – 2013.

- Сомкова О.Н., Бадакова З.В., Яблоновская И.В., Путешествие по стране Правильной Речи. СПб: Детство-Пресс, 2013.

- Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1: альбом. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

- Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2: альбом. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

- Нищева Н. В. Четыре времени года: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

- Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие. Методическое сопровождение З.А.Михайловой. – СПб.: Корвет, 1995-2011.

- Цветные счетные палочки Кюизенера. наглядно-дидактическое пособие. Методическое сопровождение З.А.Михайловой. – СПб.: Корвет, 1995-2011.

3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.

При организации режима пребывания в МБДОУ учитывалась система требований СанПиН 2.4.1.3049-13 и рекомендации примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

Группа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье, а также праздничными днями). График работы - с 7.00 до 19.00 часов. Продолжительность учебного года – с «01» сентября по «31» августа.

Режим дня (Приложение № 1) соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию, определяется с учетом:

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);

- специфики условий (природно-климатических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 4-5 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Прогулки организуются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна и перед уходом детей домой.

Прием пищи организуется с интервалом 3 - 4 часа. Продолжительность дневного сна - 2 - 2,5 часа. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

На самостоятельную деятельность детей 4 - 5 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводиться не менее 3 - 4 часов.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 30 и 40 минут соответственно, В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 4 до 5 лет организуются 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию составляет:

- в средней группе - 20 мин.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию проводится на открытом воздухе.

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В планировании работы учитываются принципы сезонности, повторяемости содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и активности детей.

В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности, а также доступные пониманию детей праздники. На музыкальных и физкультурных занятиях предусматривается включение игровых образов, связанных с предстоящим праздником (музыкальные игры, песенки, хороводы, подвижные игры и т. п.). Естественно, что в этот период происходит и знакомство детей с соответствующими новогодними стихами и сказками (направление - детская литература).

На прогулках воспитатель вовлекает детей в образные игры-имитации, в эмоциональные моменты, включающие любование красотой белого снега или катание кукол на саночках, в общие практические. В игровом уголке создается обстановка новогоднего праздника игрушек и семьи за праздничным столом (куклы). Все содержание образовательного процесса способствует развитию познавательной и эмоциональной сфер детей, обогащению их личного опыта, росту самостоятельности и дает каждому ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Темы определяются исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми. Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно - как День космических путешествий, День волшебных превращений, День лесных обитателей. В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.

3.4. Особенности развивающей предметно-пространственной среды.

Одно из важнейших условий организации воспитательно-образовательного процесса в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее развивающий и творческий характер деятельности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Характеристика предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется на принципах комплексирования, свободного зонирования и подвижности. Чтобы обеспечить психологическую защищенность, развитие индивидуальности ребенка, учитывается основное условие построения среды - личностно-ориентированная модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребенка и перспектив его развития.

Мебель подбирается по ростовым показателям и в соответствии с требованиями действующих СанПиН.

Цветовой дизайн и оформление помогают сенсорному развитию дошкольников, создают дополнительные зрительные горизонты.

Творческое применение содержания материала педагогами, реализуется в разнообразных формах работы с детьми: играх, наблюдения, экспериментирование, беседы, театрализованная деятельность, моделирование проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Предметно-развивающая среда среднего дошкольного возраста сохраняет некоторые особенности среды маленьких детей, но в то же время, носит черты обстановки характерной для старших дошкольников. Это связано с разными темпами и особенностями развития детей этого возраста.

В «Физкультурном центре» игры и игрушки, пособия размещены таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Содержит разнообразное спортивное оборудование и инвентарь: мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, флажки, кольцебросы, мешочки для метания, городки.

«Центр сюжетно-ролевых игр» обогащается внесением атрибутов для новых сюжетов «Семья», «Магазин» (игрушек, продуктов, одежды), «Детский сад», «Праздник», «Мы путешественники» и В игровых наборах - куклы разных полов и профессий, наборы крупной мебели и мелкой для игр на столе, посуда, одежда, разнообразные виды транспорта, предметы- заместители. В центре уделено место для ряженья, куда добавляются предметы-украшения (бусы, банты, короны), детали для обозначения профессий, имиджа (очки, платки, шляпы, зеркало).

В «Центре конструирования» более разнообразными становятся материалы для строительных и конструктивных игр, усложняются формы деталей, способы крепления, появляются тематические наборы «Город», «Поезд».

В содержание «Центра природы и экспериментирования» добавляются опыты с природным материалом, а также дидактические игры, направленные на сравнение предметов по различным свойствам, на воссоздание целого из частей, а также материалы познавать которые можно с помощью различных органов чувств.

Центр «Развития речи» содержит игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, настольно-печатные игры, дидактические игры, материалы по изучению английского языка. Оснащается техническими средствами (магнитофон, диски, кассеты).

«Математический центр» представляет собой игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру, форме. Рамки-вкладыши, геометрическая мозаика, геометрическое лото; логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, трафареты, линейки, игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей, игры для развития логического мышления.

Центр «Безопасности дорожного движения» содержит модели транспорта различного функционального назначения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезл, свисток, головные уборы сотрудника ГИБДД, жилеты с изображением знаков дорожного движения), макет - «На улицах города». Накоплен занимательный игровой материал: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные игры по правилам дорожного движения («Автомобили», игры «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Внимание-дорога», «Гонки» и др.).

«Книжный центр» в нем имеются книги для чтения, рекомендованные программой «Детство», тематическая литература, книги по увлечениям детей, стихи, загадки, сказки, иллюстрации к произведениям.

«Центр художественного творчества» содержит материалы для изобразительной деятельности, силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства, природный и бросовый материал, настольно-печатные игры, глиняные игрушки, скульптура малых форм, расписные разделочные доски, подносы, иллюстрации, раскраски.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной…

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы» «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: В. Сутеев «Яблоко» (по мотиву сказки) Цель: развитие...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей группы раннего возраста «Прогулка в парк»

Сценарий развлечения для детей группы раннего возраста «Прогулка в парк» Интеграция образовательной деятельности: социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цели: Развивать у детей...

Сценарий утренника, посвящённого Дню 8 Марта во второй младшей группе…

Сценарий утренника, посвящённого Дню 8 Марта во второй младшей группе «8 Марта – День особенный!» Действующие лица: Ведущие, Капризка. Атрибуты для утренника: Шапки-наголовники: медвежонок, лиса...

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...