Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»

«Самое дорогое у человека – это жизнь».

Н. А. Островский.

Актуальность темы:

Одной из глобальных проблем человечества является проблема безопасности жизнедеятельности человека, поэтому с раннего возраста нужно готовить ребенка к безопасной жизни в окружающем мире.

Нужно готовить ребенка к встрече с трудностями, дать представление об опасных ситуациях, привить навыки безопасного поведения, дать понятия о необходимости соблюдения мер предосторожности.

Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы.

 Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, чтение сказок, рассказов дети сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.

Цель:

с помощью художественных произведений развивать и закреплять представления и навыки о безопасном поведении ребенка в окружающей его среде, эффективно их реализовывать в жизни.

Задачи:

- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с правилами поведения при грозе.

- Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с элементарными правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Формировать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка».

- Закреплять основы безопасности собственной жизнедеятельности. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

- Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103»

- Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, месяц рождения, имена и отчества родителей, домашний адрес, телефон. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

В работе с детьми использовались литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки.

Особое место среди них занимает сказка.

В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Мы брали с детьми любую сказку - и находили в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности.

Работу в данном направлении начинала с создания мини – выставки книг «Осторожные сказки», в которой имеются познавательная и художественная литература, такие как - интересные авторские сказки Елены Ульевой - эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие сказки: как «Умный наперсток"»- безопасность в нашем доме, «Муха-грязнуха в гости пришла» - опасно ли быть неряхой?, «Золотая рыбка»"- безопасность на воде, «Осколок стекла» - пожар в лесу, «Советы лесной мышки» - безопасность в лесу, «Гуси – Лебеди» ребенок научится быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо, «Кот, петух и лиса» если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум, «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет. Это детские энциклопедии безопасности, серия книг «Азбука здоровья в картинках», серия книг с окошками «Кто там? Безопасность» и серия книг «Что делать, если…». «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке» - С.Я.Маршак, К.Чуковский – «Мойдодыр», «Федорино горе», «Три медведя » и т.д.

С начала учебного года мы с детьми начали говорить о Безопасности собственной жизнедеятельности. Посмотрели и обсудили презентацию «Твоя безопасность в доме». По беседовали на темы «Как вести себя с животными», «Как не потеряться», «Чистота -залог здоровья». Сформировали общее представление о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, инструменты и бытовые предметы). В этом нам помогли литературные произведения - А. Барто «Девочка чумазая»», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Г. Новицкая «Дворняжка», «Гуси Лебеди», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», С .Михалков «Дядя Степа Милиционер», Н.Мамин «Будь осторожен с незнакомцами».

Для закрепления полученных знаний:

- обыграли с детьми ситуацию «Приход незнакомца» и «Встреча с незнакомцем». Рассматривание и обсуждение иллюстраций в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

- рисовали по сказке «МойДодыр».

- самостоятельное раскрашивали сюжетные картинки о безопасном поведении (на льду, на природе, на дороге, при пожаре).

- изготовлена дидактическая игра «Игра – дело серьезное», целью которой является учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими предметами играть нельзя.

- самостоятельно составляли описательные рассказы «Моё любимое животное».

- заучивали стихотворения о безопасности в быту.

- разгадывали загадки.

Далее с детьми мы продолжали формировать навыки безопасного поведения на дорогах. Обобщили знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар). Познакомились с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Посмотрели и обсудили презентацию «Правила дорожного движения соблюдай!». Познакомились с дорожными знаками (Дети, Остановка автобуса, Пешеходный переход, Велосипедная дорожка) через беседы на тему «О чем говорят дорожные знаки», «Дорога не место для игр», «Как вести себя в транспорте», а также читали и заучивали стихотворения «Знаки дорожного движения в стихах».

Для закрепления знаний:

- Читали и обсуждали литературные произведения (В. Семернин «Запрещается –разрешается», Н. Калинина «Как ребята улицу переходили», С. Михалков «Моя улица», «Скверная история», «Велосипедист», «Дядя Степа –милиционер», А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Н. Носов «Автомобиль», ) и соотносили их с реальными опасностями в жизни.

- рассматривали иллюстрации, для лучшего восприятия ситуации

- дети изготовили по произведению А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный» из пластилина «Светофор»

- рисовали по сказке Н. Носова «Автомобиль»

- провели спортивный досуг «Азбука безопасности»

- изготовлена дидактическая игра «Автомульти», целью которой является, учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства.

- разгадывали загадки о дорожных знаках.

- отрабатывали с детьми речь на чистоговорках о ПДД.

Следующей задачей стояло уточнение знаний детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Познакомить с работой службы спасения – МЧС. С детьми посмотрели презентацию ««Правила пожарной безопасности». Беседовали на темы «Спички не тронь, в спичках огонь» и «Пожароопасные предметы». Прочитали и обсудили произведения - С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», К. Чуковского «Путаница», Н. Мамина «Будь осторожен с огнем» - в этих произведениях, рассказывается о профессиях, связанных с огнем и огонь не всегда, враг, но может быть и помощником, если с ним правильно обращаться.

Для закрепления знаний:

- дети сделали аппликацию по сказке С. Маршака «Кошкин дом»

- изготовили поделку «Огнетушитель»

- изготовлена дидактическая игра «Угадай что за сказка?», целью которой является, умение отгадывать сказку по картинке и угадывание загадки.

- рассмотрели иллюстрации «Спецмашины» и «Осторожно огонь»

- составляли небольшие описательные рассказы по сюжетным картинкам «Я знаю это опасно»

- играли в игру «Мы пожарники».

- организовали выставку творческих работ.

В ходе работы над темой были созданы картотеки игр по ПДД, о пожарной безопасности для детей. Разработана картотека бесед по безопасности жизнедеятельности. Для лучшего запоминания правил с детьми выучены стихи, загадки, пословицы.

Была выпущена стенгазета «Безопасность всегда, безопасности везде», в которой дети принимали участие. Был оформлен уголок по безопасности «Уроки безопасности» с тематическими атрибутами.

Мы с детьми играли в подвижные игры «Соберем светофор», «Бегущий светофор», «Тушение пожара», «Перевези пассажиров», «Фигурное вождение колясок», «Переправься на берег». И выбирать водящих в играх помогали считалки о правилах дорожного движения.

Для поддержания интереса к полученным знаниям в уголке творчества были размещены раскраски о безопасном поведении на дороге, при пожаре, на природе и в быту. Дети с огромным удовольствием раскрашивали сюжеты.

Работа с родителями заключалась в привлечении к пополнению мини – выставки книг. В нашей группе наработан обширный материал по воспитанию безопасного поведения ребенка для родителей:

  • Памятка «Советы родителям, которые спасут ребенку жизнь»
  • Консультация «Безопасность детей дома»
  • Папка - передвижка «Безопасность ребенка»
  • Консультация «Учим детей безопасности на примере сказок»
  • Консультация «Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам».

Выводы

Итак, основной задачей в моей работе было формирование навыков безопасного поведения средствами художественной литературы.

Решение поставленных задач позволило организовать условия, способствующие развитию познавательного, речевого и творческого воображения.

Дети вместе с героями любимых сказок будут точно знать от чего следует ожидать опасности, выучат правила безопасного поведения. Но важно не переусердствовать, чтобы обучение не свелось к запугиванию ребенка и не превратилось в невроз. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Таким образом, систематическое использование художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.

Работа по этой теме будет продолжаться, будут закрепляться и расширяться полученные знания.

 

Список литературы

  1. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003. – 80 с. (Развивающие сказки для детей)
  2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  3. Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство – пресс 2003.
  4. Программа «Развитие» (основные положения) / Докт. психол. наук, науч. рук. Л.А. Венгер, докт. психол. наук О.М. Дьяченко и др. - М.: Новая школа, 1994. - 64с.
  5. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 96.
  6. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2008.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования в группе раннего возраста

Нетрадиционные техники рисования в группе раннего возраста Пояснительная записка Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать...

Проект «Через игру в профессию»

Проект «Через игру в профессию» Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней...

Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия…

Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия окружающего мира Самым благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей является...

Читайте также

Конспект НОД итогового мероприятия на тему: «Кто в домике живет?»…

Конспект НОД итогового мероприятия на тему: «Кто в домике живет?» в разновозрастной группе Задачи: Закрепить знания о зверях и птицах, местах их обитания, жилье. Развивать наблюдательность...

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»